Методическая разработка урока Путешествие по Южным материкам


Тип урока: обобщающее повторение.

Форма работы на уроке: групповая.

Цели:

  • закрепить и обобщить знания, полученные при
    изучении всех Южных материков;
  • выявить черты сходства и различия в истории их
    развития и природных особенностях;
  • формировать навык коллективной творческой
    работы.

Оборудование: физическая карта мира;
картины природы материков; таблички с названиями
материков; атласы; плакат со словами эпиграфа к
уроку. В процессе подготовки к уроку класс
делится на 4 группы. Столы в кабинете расставлены
так, чтобы было удобно работать в группах.

Эпиграф:

«Мы мечтаем о том, чтоб увидеть лицо всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов,
Чтобы парус мечты гнал по свету наши корабли…»

ХОД УРОКА

Учитель. Мы закончили изучение Южных
материков и сегодня на уроке повторим изученный
материал, ещё раз совершим путешествие по Африке,
Австралии, Южной Америке и Антарктиде. Но это
будет не просто путешествие, а конкурс, поэтому
успех вашей команды будет зависеть от вашей
сплочённости и знаний. Каждый конкурс будет
оцениваться по пятибалльной системе. После
каждого конкурса команды будут оцениваться,
получать соответствующие оценке жетоны, а в
конце урока мы подведём общий итог. Перед
отправкой в путешествие я предлагаю вам
небольшую разминку.

Разминка (для всего класса).

При изучении каждого из материков мы
знакомились с их особенностями. Попробуйте
определить, о каком материке идёт речь.

1) «Я вам этот континент опишу в один момент:
Там танцуют под тамтамы, там живут гиппопотамы,
Волосатые гориллы и большие крокодилы…»

2) «Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там зацветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды (они в пустыне
пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…» (Г.
Усова)

3. «И лежит этот неведомый край снега и льда за
Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах
солнца полярного дня или окутанный облаками и
вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему
красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот
всегда будет вспоминать великое молчание
ледяной пустыни, холодные всполохи полярного
сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых
сугробами снега» (А. М. Гусев)

4) «Этот материк своими очертаниями напоминает
гроздь винограда, а природа его полна контрастов
и рекордов: здесь протянулась самая длинная
горная цепь), располагается самый высокий в мире
водопад и самая большая низменность,
располагается в бассейне самой полноводной реки
мира…».

Учитель. А теперь мы с вами начинаем
наш конкурс. Представьте, что у нас с вами есть
машина времени, которая перенесла вас в
разные точки планеты, расположенные на разных
материках. Для того, чтобы определить своё
местонахождение вам нужно расшифровать
задания первого конкурса.

I конкурс: «Старт»

Суть этого конкурса заключается в том, что
каждая группа должна определить по заданным
координатам своё местонахождение.

Задание 1 группе: В 1896 году
английский путешественник Давид Ливингстон
совершил замечательное открытие, совершите и вы
его по координатам 18 градусов ю. ш. и 26 градусов в.
д.. Какой географический объект и на каком
материке был открыт Д. Ливингстоном? (Водопад
Виктория, Африка).

Задание 2 группе: Это озеро
называют «мёртвым сердцем материка». Определите
его по координатам 29 градусов ю. ш., 138 градусов в.
д. Какое это озеро и на каком материке? (Озеро
Эйр, Австралия)

Задание 3 группе: В1911 году точка,
имеющая координаты 90 градусов ю. ш. и о градусов
долготы, была открыта дважды в течение одного
месяца. Что это за точка, на каком материке она
располагается, и кем она была открыта? (Южный
полюс, Антарктида, открыта 14 декабря 1911 года Р.
Амундсеном, а 17 января 1912 года её достиг Р. Скотт).

Задание 4 группе: В 1935 году
английский лётчик обнаружил природный объект,
который оказался мировым рекордсменом. Его
координаты – 6 градусов с. ш. 61 градус з. д.. Какой
природный объект имеет такие координаты, чем он
знаменит и на каком материке располагается? (Водопад
Анхель в Ю. Америке – самый высокий в мире, падает
с уступа Гвианского плоскогорья с высоты 1054
метра).



Получив задание, группы определяют своё
местонахождение. В оценке конкурса учитывается
не только правильность и полнота ответа, но и
скорость выполнения задания.

Учитель. Вам удалось разгадать
шифровку и машина времени перенесла вас на
разные материки: 1 группу в Африку, 2 группу в
Австралию, 3 группу в Антарктиду, а 4 группу в
Южную Америку. С этого момента каждая группа
превращается в научную экспедицию. Чтобы ваша
экспедиция благополучно путешествовала по
материку, необходимо хорошо на нём
ориентироваться. А это по силам только тем, кто
хорошо знает карту и все основные географические
объекты на материке. Это мы проверим во втором
нашем конкурсе.

II конкур: «Картограф»

В первой части конкурса по одному
представителю от команды выходят к настенной
карте, получают карточку с несколькими
географическими названиями, которые должны
показать на карте (команды помогают своим
представителям в случае ошибок).

Во второй части конкурса каждая команда
получает контурную карту с нанесёнными на неё
географическими объектами и должны найти ошибки,
умышленно допущенные при заполнении.

III конкурс: «Знатоков»

В этом конкурсе каждая экспедиция за 4-5
минут должна составить рассказ об
особенностях того материка, на котором они
оказались. После подготовки команды
рассказывают каждая о своём материке. Другие
команды могут дополнять рассказ и задают
несколько вопросов.

IV конкурс: «Эрудит»

Каждой команде задаётся по 8 вопросов,
требующих односложного ответа и быстрой реакции.

1. Какую часть какого материка образно называют
«Великая страна жажды»?
2. Самая длинная горная система в мире.
3. Местное название экваториальных лесов Африки.
4. Самая маленькая птичка.
5. Какая природная зона Африки наиболее богата
животным миром?
6. Самая полноводная река в мире.
7. Канал, отделяющий Северную Америку от Южной
Америки.
8. Огромная плавающая ледяная глыба.
9. Море, омывающее северный берег Африки.
10. Название какого материка переводится как
«безморозная»?
12.Самая длинная река.
13. Пустыня в Южной Америке на берегу Тихого
океана.
14. Самый маленький материк.
15. Крупный остров у берегов Африки.
16. Самый широкий пролив, отделяющий Антарктиду и
Южную Америку.
17. Горы, название которых переводится как
«медные».
18.Самая крупная нелетающая птица.
19. Река, которая 2 раза пересекает экватор.
20.Климатический пояс, который занимает крайний
юг Африки.
21. Какой материк образно называют «материк за
облаками»?
22.Самые низкорослые жители Земли.
23. Коренные жители Америки.
24. Водопад на реке Замбези.
25. Высочайшая вершина Австралии.
26. Вулкан в Антарктиде.
27. Место произрастания вельвичии.
28. Крупнейшая в мире обезьяна.
30. Материк, который пересекается всеми
меридианами.
31. Природная зона тропического климатического
пояса.
32. Горы на востоке Австралии.

Учитель. Вы совершили увлекательное
путешествие по Южным материкам. Узнали много
нового и интересного. Чтобы наше путешествие
благополучно завершилось, и машина времени
перенесла вас обратно, необходимо ответить еще
на один вопрос.

V. Конкурс «Финиш»

Задания группам.

  1. Чем можно объяснить образование пустыни Намиб
    на побережье Атлантического океана?
  2. Австралия – самый сухой материк. Подтвердите
    это фактами и объясните причинну этого явления.
  3. Какие особенности природы Антарктиды
    обусловлены её географическим положением?
  4. Чем можно объяснить, что на побережье Тихого
    океана в центральной части Южной Америки
    располагается самая сухая в мире пустыня
    Атакама, а в южной части выпадает более 1000 мм
    осадков?

Подведение итогов урока. Определение
победителей. Выставление оценок.

Домашнее задание: работа с картой.




Следующий: