Методическая разработка урока Природные комплексы Лабинского района, их экологические проблемы

Цель

: Обобщить знания во взаимосвязях
компонентов природы в степях, лесостепях и лесах.

Что должен знать: понятие “Природный
комплекс”, понятие “ компоненты природы”

Что должен уметь

: Определять взаимосвязи
компонентов природы.

Оборудование: ТСО, карта природных зон края,
ландшафтная карта Лабинского района

метод ведения урока: урок – путешествие.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Изучение ПК Лабинского района.

Учитель

: Ребята мы разделяемся на две группы.
Каждая из групп займётся исследованием
определённых природных комплексов. Мы мысленно
совершим путешествие по степи предгорной и
горной зоны.

Но прежде давайте вспомним, какой смысл мы
вкладываем в понятие “природный комплекс”.

Ответ

: природный комплекс- это небольшая
территория с характерными только для неё
взаимосвязями компонентов природы.

Учител

ь: Какие компоненты вы знаете?

Ответ

: мы знаем шесть компонентов природы,
которые взаимодействуют и взаимозависят:

  • горные породы, слагающие комплекс;
  • воздушные массы, формирующиеся над комплексом;
  • внутренние воды;
  • почвы;
  • растительность природного комплекса;
  • животный мир.

В природных комплексах живёт человек, в
результате хозяйственной деятельности он может
влиять на компоненты природы и это влияние не
всегда положительное.

Учитель

: Теперь совершим воображаемое
путешествие по степи.

1.Группа учащихся представляет степь.

1-й ученик

: Рассказ сопровождается показом
ландшафтного профиля Лабинского района,
гербарных образцов, фотографиями ландшафтов.

Растительность района распределяется по зонам.
Здесь ярко выражена широтная и вертикальная
зональность. Это видно из составленного нами
профиля Лабинск-Отважная-Горное. При движении с
севера на юг сменяются и природные комплексы, от
степных на севере до лесостепных и лесных на юге
района.

Мы конкретно остановимся на ландшафтах степной
зоны. Здесь выделяются два вида ландшафтов: ПТК
степи и пойменный ландшафт.

Территория ПК степи не одинакова и на ней можно,
выделить более мелкие единицы ландшафта- урочища
и фации. Это происходит потому, что изменяются
природные компоненты на территории одного
ландшафта.

Для ПК степи характерна пологоволнистая
поверхность, расчленённая долиной реки Лабы и её
притоками. Развиты палеогеновые, неогеновые и
четвертичные отложения, которые сложены
аллювиальными отложениями с лёссовидными
суглинками, глинами и супесью. Почвы чернозёмные
разной выщелоченности. В недалёком прошлом это
была разнотравная степь. Сейчас почти вся она
распахана и превращена в поля, где возделывают
пшеницу. кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник
и др.

Вдоль берегов рек, дорог, по склонам балок и на
вершинах курганов можно встретить дикорастущие
травянистые растения ковыль, типчак, лютик дикий,
донник жёлтый, полынь горькую, подорожник, мать -
и–мачеху, зверобой, бессмертник, а также
кустарники тёрна и шиповника. В фитоценозах
преобладают ксерофиты-растения сухих мест
обитания. Основу сообществ составляют
дерновинные злаки: типчак, ковыль, тонконог.

У многих степняков имеются луковицы (лук,
птицемлечник, тюльпан). Их жизненный цикл
протекает быстро, уже к началу лета растения
успевают зацвести, образовывать плоды и накопить
питательные вещества.

От весеннего пробуждения до осенних холодов
степь несколько раз меняет свой облик. Весенние
цветы сменяют летние, летние — осенние. Но нужно
отметить, что настоящих степей в районе почти не
сохранилось.

2-й ученик

: рассказывает о животном мире,
сопровождая свой рассказ, показом животных
используя интерактивную доску.

В северной части района распространены степные
животные. Здесь встречаются зайцы, лисицы,
перепела, серые куропатки и др.

3-й ученик

: представляет пойменный ландшафт.

Пойменный ландшафт располагается в долине р.
Лабы и имеет вытянутую форму с севера на юг.
Сложен ландшафт пойменными отложениями,
представленными галькой и валунами изверженных
метаморфических и осадочных пород палеогена,
неогена и мела. Почвы аллювиально-луговые. На них
располагается в равнинной части луговая и
болото-луговая растительность с пойменными
лесами. Луговая растительность представлена
осоко-злаковыми лугами. Болотные луга
характеризуются сочетанием травянистых луговых
и болотных растений: вейник, мятлик болотный,
лютик, подорожник и др. Пойменные леса
представлены дубовыми лесами, ольхой, тополем,
ивой, на более высоких местах растительность
представлена дубово-грабовыми лесами.

2-я группа.

1-й ученик

. Наша группа хочет рассказать всем
о предгорной и горной частях района, где
сформировались ландшафты нижнегорные карстовые
и среднегорные карстовые. Мы покажем слайды,
фотографии.

В зависимости от высоты над уровнем моря и
связанных с этим изменением климатических,
почвенных и других условий резко меняется не
только общий характер растительности, но и
внешний вид растений. По мере повышения рельефа
степь переходит в лесостепь, а лесостепь в лесную
зону.

Лесостепь занимает неширокую полосу и
охватывает низкую (в основном до 600м) часть
предгорий. Выше в горной части располагаются
леса.

Изучение природных комплексов в данной
местности мы поводили с помощью ландшафтного
профилирования.

Нижнегорный карстовый ландшафт сложен в
основном меловыми отложениями. В рельефе он
представлен двумя хребтами Пастбищным и
Лесистым. На территории ПТК распространены
широколиственные дубовые и грабово-дубовые леса.

Среднегорный карстовый ландшафт располагается
на самом юге района. Здесь выходят на дневную
поверхность верхнеюрские и нижнемеловые
отложения. Преобладающими почвами являются
темно-серые лесные почвы. Растительность
представлена буковыми, буково-грабовыми лесами и
грабово-дубовыми (из дуба скального) лесами.

2 ученик

. Среди сказочного леса живут и
необычные представители животного мира.

Просмотр слайда.

В горах и предгорьях обитают — дикие кабаны,
бурые медведи, косули, а также барсук, лисица,
лесной кот, на берегах рек норка. Из хищников –
шакалы, волк, рысь, которые на свою жертву
нападают из засады, чаще прыгая с дерева, из
мелких хищников обитает ласка. Из пресмыкающихся
имеются – черепахи, ужи обыкновенные и водяные,
гадюки, безногая ящерица, веретеница и
желтопузик.

Днём лес и долины наполняются пением и
щебетанием различных птиц: стрекочут сороки,
свистят иволги, дрозды, стучат дятлы, кукуют
кукушки, перекликаются сойки, здесь обитают совы,
скворцы, щеглы. По обрывистым берегам рек селятся
золотистые щурки, голубые сизоворонки, полевые
воробьи, береговые ласточки. В садах и парках
можно увидеть синиц, овсянок, скворцов и
ласточек.

3 ученик

. Особого внимания заслуживает охрана
природы. Деятельность человека направленная на
сохранение, восстановление и увеличение
природных богатств получило название охраны
природы. С этой целью в 1924 году был создан
Кавказский биосферный заповедник, который
расположен в юго-западном направлении от нашего
района. Кроме того, в крае имеется ряд заказников.
Среди них Лабинский заказник общества охотников
и рыболовов. Охраняется заяц русак, перепел,
куропатка.

Огромные духовные ресурсы природы – красота и
величие ландшафта, пение птиц, журчание ручьёв,
луга и леса. Они благоприятно влияют на нервную
систему, вселяют в нас жизнерадостность. Поэтому
умные люди не только охраняют, но и стремятся
улучшить и украсить природу.

4 ученик

. Делая выводы из всего сказанного
сегодня, подводя итоги, характеризуя ландшафт
района, мы можем сказать, что флора района
чрезвычайно разнообразна. Разновозрастность,
сложность по составу и специфичность мира
растений обусловлены пестротой
физико-географических условий местности. Сейчас
в районе организован комитет по охране природы с
широкими полномочиями вплоть до остановки
предприятия, наносящего ущерб природе. Только
решительные меры могут сохранить природу.

Учитель подводит итог.

Наше путешествие доставило нам большое
удовольствие, расширило познания о растительном
и животном мире района, показала их взаимосвязь.

Объявляются оценки.

Следующий: