Методическая разработка урока-презентации Реформы Ивана IV


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (8,77 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: охарактеризовать деятельность Ивана IV – первого “царя
всея Руси”, сформировать представление о необходимости начала реформ,
познакомить учащихся с реформами Избранной Рады, выяснить их основные положения,
значения для развития страны, дать оценку реформам.



Тип урока: урок – лекция (последовательность показа слайдов
моделируется в соответствии с содержанием нового материала по усмотрению
учителя).

В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом,
иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя.

Вся презентация состоит из 22 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно
выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
Первый слайд презентации является опорным планом урока.

План урока:

  1. Венчание на царство.
  2. Восстание в Москве. 1547 год.
  3. Избранная Рада.
  4. Реформы Избранной Рады.

Основные понятия: Избранная Рада, сословная монархия, тягло, большая
соха, Стоглавый собор.

Даты:

1547 г. – венчание Ивана IV на царство;
1549 г. – Земский собор;
1550 г. – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска;
1551 г. – Стоглавый собор;
1555 г. – отмена кормлений.

Личности: Иван Грозный, Митрополит Макарий, Сильвестр, Алексей Адашев.

Оборудование урока: компьютер с медиапроектором, диск с презентацией
урока.

1. Венчание на царство.

Учитель: В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об
исключительности его власти, ее божественном происхождении. Об этом ему твердило
и окружение, стремящееся возвышением великого князя укрепить собственное
положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану
митрополит Макарий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной
централизованной власти, которая, считал он, должна находиться в тесном союзе с
сильной и богатой Церковью. Об исключительности роли русского монарха в
тогдашнем мире говорили и приверженцы теории «Москва – Третий Рим», которые
видели в московском правителе единственного покровителя и спасителя православия,
наследника божественной власти римских и византийских императоров. В среде
развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной
централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.

Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого
самолюбивого 16-летнего монарха созрело осознание необходимости принятия Иваном
царского титула.

16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей
венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После торжественной
службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы
присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне
Россия становилась царством, а Москва – царствующим градом.

Запись в тетрадях: 1547 г. – венчание Ивана IV на царство.

Учитель: Венчанием на царство Иван добился нескольких целей:

  1. Демонстрировал независимость Руси от Золотой Орды.
  2. Подчеркивал претензии русского государства на византийское наследие.
  3. Царский титул позволял занять существенную позицию в дипломатических
    отношениях с Западной Европой, русский самодержец вставал вровень с
    единственным в Европе императором – германским.
  4. Князь наделялся титулом царя. Подчеркивалось, что власть имеет
    божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского
    правителя.

Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича
Захарьина-Юрьева – юной красавице Анастасии Романовне.

С этого времени Иван IV стал править самостоятельно. В этот период он любил
показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в
необузданности прихотей; играл так сказать милостями и опалами; умножал число
любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольничал, чтобы доказать
свою независимость; он не знал, что государь, истинно независимый, есть только
государь добродетельный. Примером того может служить то, что 70 челобитчиков
псковских пришли с жалобами, обвинениями на своего наместника князя Турунтая –
Проньского. Государь не выслушал: закипел гневом; кричал, топал, лил на них
горящее вино, палил им бороды и волосы, велел их раздеть и положить на землю.
Они ждали смерти. В сию минуту царю донесли о падении большого колокола в
Москве; он ускакал в столицу, и бедные псковитяне остались живы.

Однако борьба боярских группировок у трона продолжалась. Родня царицы вскоре
получила боярские и иные чины и сразу же противопоставила себя Глинским.
Началась новая борьба за доходы и привилегии. Вскоре эта схватка получила
развязку, поскольку молодому царю пришлось столкнуться с еще одной неведомой для
него силой – народной яростью.

2. Восстание в Москве. 1547 год.

Учитель: В июне 1547 года в Москве вспыхнул сильный пожар. Он
продолжался два дня, город почти полностью выгорел. В огне погибло около 4000
человек. Это привело к появлению слухов, о том, что пожар – дело рук Глинских. В
результате 26 июня толпы народа двинулись в Кремль. На площади у Успенского
собора собралось вече. Один из Глинских – Юрий, был убит.
После московского восстания произошли выступления в других городах.
Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению
государственности, централизации власти.

Запись в тетрадях: Восстание в Москве. 1547 г.

“И вниде страх в душу моя и трепет в кости” – Иван IV.

Недовольство народа Þ восстания
Þ нужны реформы!

Учитель: Особую заинтересованность в проведении реформ выразили
дворяне. Своеобразным их идеологом выступил публицист Иван Пересветов. Он
обратился к царю с челобитными, в которых были изложены вехи программы
преобразований. Эти предложения предвосхитили деятельность царя Ивана.
Пересветов осудил боярское самоуправство, так как видел идеал государственного
устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство – военное
служилое сословие.

Запись в тетрадях: И.С.Пересветов

Идеолог реформистского дворянства XVI в.
Челобитные Ивану Грозному с программой преобразований в России.
Пересветов осудил боярское самоуправство.
Государственное устройство = сильная царская власть + дворянство.
“Государство без грозы, что конь без узды”.

3. Избранная Рада.

Запись в тетрадях: Избранная рада (1549–1560 гг.)

Учитель: Избранная рада – это кружок, сложившийся вокруг Ивана. В него
входили: Д. Курлятаев, А. Курбский, М. Воротынский, Макарий, Сильвестр, И.
Висковатый. Возглавлял Раду А. Ф. Адашев. Такой состав как бы отразил компромисс
между различными слоями господствующего класса.
Состав Рады = компромисс между слоями господствующего класса.
Функции Избранной рады: подготовка и воплощение реформ середины XVI в.

4. Реформы Избранной Рады:

Запись в тетрадях: Образование Земского собора 1549–1653 г.



Учитель: Состав: Боярская дума, Освященный собор (высшее духовенство),
представители дворянства и верхушки посада.

Цели и задачи: решение важнейших государственных внешнеполитических и
финансовых дел, выбор царя в междуцарствие.
Регулярность: нерегулярны, сбор по особой необходимости
Количество (до 80-х гг. XVII в.): более 50.

Запись в тетрадях: Первый Земский собор – 1549 г.

Учитель: Утвердил новый Судебник и программу реформ середины XVI в.

Увеличение числа приказов – учреждений, ведавших отраслями
государственного управления или отдельными регионами страны.
Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.
Разрядный приказ – поместное войско.
Пушкарский приказ – артиллерий. Стрелецкий приказ – стрельцы. Оружейная палата –
Арсенал.
Поместный приказ – раздаваемые дворянам государственные земли. Холопий приказ –
холопы.
Приказ Сибирского дворца – присоединенная Сибирь. Приказ Казанского дворца –
Казанское ханство.
Глава приказа – боярин или дьяк.
С усложнением государственного управления – больше приказов. К XVIII в. – более
50.

Запись в тетрадях: Податная реформа и отмена кормлений –
1550–1556 г.

Учитель: По Судебнику: Феодал отвечает за преступления крестьян
Þ большая зависимость.
Введено наказание за взяточничество государственных служащих – вплоть до
телесных.
Московский рубль = единая денежная единица страны.
Право сбора торговых пошлин – у государства.
Складывание региональной системы управления.
Раньше: бояре-кормленщики – единовластные правители. Все, что сверх налогов в
казну – в их карман.

Запись в тетрадях: 1556 г. – отмена кормлений; вместо них –
жалование.

Губа = округ.
Суд по особо важным делам и сыск – губным старостам (избирались из местных
дворян).
Земские старосты – из зажиточных черносошников,
В городах – городские приказчики.
Таким образом, сложился аппарат государственной власти в форме
сословно-представительной монархии.

Запись в тетрадях:



Сословно-представительная монархия – это форма государственного
устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно–
представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при
верховной власти – Боярская дума. На земском соборе были представлены основные
сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество,
посадские люди), крестьянство.

Запись в тетрадях: Судебная реформа.

Учитель: Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана
Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса,
который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были
совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался
координатной переработке.

Составители нового Судебника внесли в него изменения: подтверждалось право
перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за “пожилое”.

Население страны обязано нести было тягло – комплекс натуральных и денежных
повинностей. Была установлена единая для всего государства единица взимания
налогов – большая соха (400–600 га).

Запись в тетрадях: Военная реформа.

Учитель: В 1556 г. было составлено “Уложение о службе”: ядро армии –
дворянское ополчение.
Под Москвой – “избранная тысяча” – 1070 дворян, которые должны были стать опорой
царя.
Дворянин мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150
десятин земли – 1 человек. На смотры надо являться “конно, людно и оружно”.

Запись в тетрадях: 1550 г. – создание постоянного стрелецкого войска.

В армию стали привлекать иностранцев. Усиление артиллерии. Для несения
пограничной службы привлекалось казачество. Был составлен “Государев
родословец”, который упорядочивал местнические споры.

Запись в тетрадях: Реформы церкви.

Стоглавый собор (1551 г.).

Учитель: На созванном в 1551 г. церковном Соборе царь предложил
иерархам обдумать сформулированные им сто вопросов о жизни и быте Церкви.
Государь настаивал на наведении порядка в церковных делах, просил высказать свое
отношение к готовившемуся закону о конфискации земельных владений Церкви.

Собор дал царю сто ответов на сто его вопросов. Эти ответы были собраны в
специальную книгу – «Стоглав». Почти все предложения монарха Церковь поддержала,
но воспротивилась конфискации земель. Однако царь добился, чтобы Церковь не
смела приобретать новые земли без доклада ему, а все земли, перешедшие в ее
пользу в период боярского правления, были возвращены государству.

Запись в тетрадях:

  1. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был
    составлен общерусский список;
  2. Упорядочилась обрядность на всей территории страны;
  3. Новые произведения искусства надо было создавать, следуя утвержденным
    образцам;
  4. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до
    Стоглавого собора, но в дальнейшем они могли получать ее только с царского
    разрешения.

Итог урока.

Реформы Ивана Грозного способствовали укреплению Российского
централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации
местного и центрального управления и дальнейшего закрепощения крестьян, укрепили
военную мощь страны.

Домашнее задание.

1. Знать конспект.

2. Ответить на вопросы:

  1. В чем был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события 1547 г. в
    Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его отношение к столице?
  2. Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чем их значение?
  3. Чем сословное представительство в России отличалось от аналогичного
    явления в государствах Западной Европы?

Источники информации:

  1. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен
    до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред.
    Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности
    по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
  3. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с
    древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.
  4. История России с древнейших времен до конца XVI века. А. Н. Сахаров, S.
    688 (vgl. А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI
    века. Аудиоучебник, S. 274 ff.).
  5. Интернет-ресурсы:
    http://history.tuad.nsk.ru/ –
    История России с древнейших времен до наших дней.
    http://historic.ru/ – исторический портал.
    http://www.rusinst.ru – сайт Большая
    энциклопедия русского народа.



Следующий: