Методическая разработка урока по теме Терроризм – глобальная проблема современного мира


1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

В нынешних условиях на первый план перед
учителем-обществоведом выдвигается задача
овладения методическими средствами и
педагогическими технологиями, адекватными
современным целям и новому содержанию
обществоведческого образования. Это
предполагает расширение использования
диалоговых форм в преподавании. Очень важно
помочь школьнику не растеряться в изобилии идей
и мнений, нацелить его на выработку собственной
мировоззренческой позиции, соотнесенной с
личным опытом и общественными ценностями.

В этих условиях большое значение приобретают
уроки-дискуссии, творческие и проблемные
задания, специальное обучение приемам полемики в
сочетании с традиционными методами обучения.
Большие возможности открывает использование
средств условно-графической наглядности.

С учетом этого предлагаю вашему вниманию
подготовленную мной методическую разработку
урока по теме “Терроризм – глобальная проблема
современного мира”.

В методическом плане в основу занятия по
названной теме положена логика решения проблемы.
Первый этап — введение в проблему, второй -
погружение в нее, поиски решения, третий — выход
из проблемы путем перевода ее на качественно
новый уровень. В основе первых двух этапов данной
технологической схемы урока лежат активные
формы и методы обучения (игра, дискуссия,
небольшое исследование). Заключительный этап
базируется на методе рефлексии — размышление,
осмысление собственных позиций.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

По предмету: Обществознание

1. Вид занятия: урок

2. Тип занятия: урок применения знаний, умений и
навыков.

3. Цель занятия:

а) учебная

- раскрыть понятие “терроризм” и показать, что
терроризм является глобальной проблемой
человечества.

- развитие умения выделять главное,
существенное.

б) воспитательная

- формирование активной жизненной позиции.

- формирование самостоятельного и адекватного
восприятия публицистической, статистической и
другой информации.

4. Порядок проведения занятия:

1) Изложение нового материала

Узловые вопросы, тема и порядок
изложения вопросов
Использование наглядности, ТСО и
прогрессивных форм обучения
1 Мотивация учебной деятельности:

- цели
и задачи урока

- обсуждение проблемной ситуации

Записи на доске, составление
“кластера”
2 Понятие “терроризм” Беседа-полемика с использованием так
называемых карточек-перевертышей ( с одной
стороны фотографии по теме, с другой текст
3 История терроризма Обзор по приготовленным текстам
4 Особенности современного терроризма Дискуссия с использованием “ПОПС”
формуле

(П — позиция,

О — обоснование,

П — пример,

С — следовательно)

5 Можно ли победить терроризм? Методика “поле проблем” (мысли и идеи
отражаются на доске записями, рисунками или
символами)

Закрепление материала проводится поэтапно.

2) Подведение итогов урока:

- обсуждение проблемного вопроса

- заключительное слово преподавателя

3) Домашнее задание:

работа с текстом параграфа, вопросы к
параграфу.

4) Индивидуальные задания учащимся:

- подобрать материалы из СМИ по теме

- выразить свое отношение к проблеме с помощью
изобразительных средств

3. ХОД УРОКА

1. Работа по теме урока:

Учитель сообщает тему урока:

“Терроризм – глобальная проблема
современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце
предложения.

К концу урока мы должны определиться, какой
знак поставить:

Многоточие – что означало бы, что может надо
еще подумать и поработать над этой проблемой.

Знак вопроса – что значит, что у нас остались
сомнения “а глобальная ли это проблема?”

А может, мы поставим точку, или жирный
восклицательный знак.

1) Попробуем составить “кластер” со словом –
терроризм. (по мере рассмотрения вопросов
какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять
или убирать)

2) Поработаем над понятием “терроризм”. (на
доске приготовлены карточки, которые могут
переворачиваться. С одной стороны – это
фотографии по теме, которые эмоционально
настраивают ребят. А если их перевернуть – это
текст определений. По мере того, как ребята
предлагают свои варианты, можно открывать
близкие по значению тексты).

3) Обратимся к истории терроризма (на столе
карточки с номером на одной стороне и текстом на
другой )учитель раздает карточки с текстами о
истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем
вывод:

  • Терроризм и террористы существовали до
    появления этих терминов.
  • Терроризм прошлого носил прицельный характер.
  • Терроризм прошлого имел ограниченные
    последствия.
  • Терроризм развивается, приобретает новые черты.

4) Попробуем выявить особенности современного
терроризма. Работаем с учащимися по П О П С –
формуле.

П – позиция

О – обоснование

П – пример

С – следовательно



Учитель помогает наводящими вопросами.
Подводим ребят приблизительно к следующим
выводам:

У современного терроризма одна вожделенная
цель: захват власти. И ни о каком “благе
общества” здесь говорить не приходится.

Сегодня самые ходовые и эффективные методы
террора – насилие не в отношении представителей
власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне
важно, не имеющих отношение к “адресату”
террора людей, с обязательной демонстрацией
катастрофических результатов террора через СМИ
общественному мнению – и только через него как
через передаточный механизм – лидерам стран.
Главное условие такого террора – бурная реакция
СМИ.

По сравнению с прошлым веком появляется
совершенно новый элемент терроризма — СМИ — как бы
специальный передаточный механизм между
террористами и адресатами террора.

Терроризм превратился в элемент политики.
Крайне важно для этого превращения является
размывание понятий.

С 1995 г. в мировых СМИ все чаще поговаривают о
том, что терроризм — неизбежная оборотная сторона
возрастающих гражданских свобод. Каковые, стало
быть, поэтому не вредно ограничить. Рукой террора
и СМИ раскручиваются массовые страхи, а рукой
спецслужб как бы «оседлывая» террор, можно в
итоге сделать спецслужбы единственным
гарантом безопасности и вручить уже им, а не
«демократическим процедурам», судьбу
государственности.

Отдельные группы в обществе легко ставят под
сомнение законность и права государства, и тем
самооправдывают свой переход к террору для
достижения собственных целей.

Нынешний терроризм представлен, как правило,
организациями, которые, с одной стороны,
занимаются бизнесом и политической
деятельностью, а с другой — террористическими
актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие
оправдывается и даже прославляется в отношении
«чужих», жертвы же насилия воспринимают его
как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о
том, что в основе терроризма все чаще лежат не
столько объективные экономические и
политические факторы, сколько информационное
воображение, черпающее вдохновение из самих
экстравагантных идеологических и религиозных
источников.

Некомпетентное управление или саботаж
компьютерных хакеров могут сделать всю страну
неспособной к нормальному функционированию. У
информационного терроризма могут быть самые
неожиданные и странные мотивы. Теперь же
ключевое значение приобретает исследование
индивидуальных мотивов. А это крайне
неопределенная сфера — сфера свободы (или
произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление
возможности использовать средства, которые
могут вызвать массовую гибель людей.

5) Если это угроза человечеству, то как бороться
с терроризмом? Можно ли в этой борьбе победить?

Работаем с группой по методике “поле проблем”.
Ребята предлагают свои мысли, идеи. Они
отражаются на доске записями, рисунками или
символами. Анализируем. Обводим цветными мелками
– красным, что зависит от нас; синим – что от
государства.

Для работы по этому пункту используем
следующий материал:

_______________________________________________________

Краткий обзор самых важных элементов
всеобъемлющей стратегии борьбы с терроризмом.

Есть пять элементов, которые я назову
по-английски “пять D”. Это:

  • во-первых, разубедить недовольные группы
    использовать терроризм в качестве тактического
    средства для достижения своих целей;
  • во-вторых, лишить террористов средств для
    совершения нападений;
  • в-третьих, удержать государства от оказания
    поддержки террористам;
  • в-четвертых, создать государственный
    потенциал
    для предотвращения терроризма;
  • в-пятых, защищать права человека в борьбе с
    терроризмом.

__________________________________________________________

Главные стратегические условия борьбы с
терроризмом с учетом изложенного:



- воссоздание устойчивого блокового мира;

- признание роли больших Идей в Истории и отказ
от подмены Истории Игрой;

- восстановление роли государства и его
монополии на применение силы внутри общества.



Что касается практических тактик и технологий
по борьбе с терроризмом, то антитеррористические
службы США, Израиля, Франции и других стран
рекомендуют:

- упреждение; блокирование терроризма на
начальной стадии и недопущение его становления и
развития структур;

- недопущение идеологического оправдания
террора под знаменами «защиты прав нации»,
«защиты веры» и т. п. ; развенчание терроризма
всеми силами СМИ;

- передача всего управления
антитеррористической деятельностью наиболее
надежным спецслужбам при невмешательстве в их
работу любых иных органов управления;

- использование договора с террористами только
этими спецслужбами и только для прикрытия
подготовки акции по полному уничтожению
террористов;

- никаких уступок террористам, ни одного
безнаказанного теракта, даже если это стоит
крови заложников и случайных людей — потому что
практика показывает, что любой успех террористов
провоцирует дальнейший рост террора и
количества жертв;

- специальные психологические операции СМИ,
подающие подавление теракта как трагическую
необходимость и противопоставляющие
«черноту» террора чистоте тех, кто с ним
борется; восхищение террористами в СМИ и призывы
«войти в положение» абсолютно недопустимы,
поскольку преступны.

_____________________________________________________________

Информационное общество имеет отличия. Власть
информации отличается от связанной с насилием
политической и экономической власти. Это власть
знания.

Возникают практические проекты создания
нового образа жизни. Основная цель — обеспечение
процветания творческих способностей человека.
Очевиден контраст этой стратегической цели с
потребительским обществом, где главной целью
считается материальное изобилие.

Какое место будет занимать насилие в
информационном обществе?

. . В информационном сообществе исходным
является не внешнее эмпирическое различие
взаимодействующих субъектов, а их тождество,
основанное на общности знаний и ценностных
ориентаций. Индивиды здесь образуют
сообщество, не вступая в непосредственный
контакт и не зная друг друга.
В структуре таких
отношений применение насилия не может дать
какого-либо выигрыша. Со становлением
информационного сообщества неразрывно связана
деятельность, направленная на создания
идеального продукта, для которого материальное
является лишь внешней оболочкой.

2. Итоги урока:

Возвращаемся к теме урока. Рассмотрим
“кластер”. Посмотрим – что обвели в процессе
урока. Обсуждаем мнения и ставим знак. Наверное,
восклицательный.

3. Домашнее задание:

работа с текстом параграфа, вопросы к
параграфу.

4. Индивидуальные задания учащимся:

- подобрать материалы из СМИ по теме

- выразить свое отношение к проблеме с помощью
изобразительных средств

4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная

  1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для
    учащихся 10-11 кл. Л. Н. Боголюбов и др. ; Под ред. Л. Н.
    Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой. – М. : Просвещение
    – АО “Московские учебники”, 2002.

б) дополнительная

  1. “Независимое военное обозрение”( приложение к
    “Независимой газете”, электронная версия).
    Номер 39 (113) от 16 октября 1998 года, пятница, полоса7.
  2. М. М. Марков. “Терроризм” : 1997 “Дуэль №14 (36) дата
    15-07-97
  3. Уолтер Лакер “Истоки” Иностранная Литература
    1996 №11
  4. Л. В. Скворцов “Общество и насилие”:
    “Октябрь”,№11,1997
  5. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского
    мастерства. Сост. Т. А. Корнева. — Волгоград:
    Учитель, 2006. -270с.
  6. Лабезникова А. Ю. , Брант М. Ю. Уроки
    обществознания в 11 классе: Методическое пособие
    по курсу “Человек и общество”. – М. : Дрофа,2000.
    -288с. (Библиотека учителя)



Следующий: