Методическая разработка урока по теме: Пейзаж в повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба

Цели:

  • определить роль пейзажа в повести;
  • учить детей вдумчивому чтению;
  • развивать умение находить в тексте
    выразительные средства и выявлять их значение.

На доске:

Пейзаж:

  1. Вид местности.
  2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а
    также описание природы в литературном
    произведении (по словарю Ожегова).

ХОД УРОКА

I. Объявление темы урока

II. Определение задач урока

– Послушаем выразительное чтение отрывков из 2
главы повести “Описание степи”. Задание классу:
слушать внимательно и определить задачи
сегодняшнего урока.

Читают три ученика, получившие накануне
задание:

  • 1-й от слов: “Солнце выглянуло давно на
    расчищенном небе…” до “…Черт вас возьми, степи,
    как вы хороши!”
  • 2-й от слов: “Вечером вся степь…” до слов
    “Иногда слышался из какого-нибудь уединенного
    озера крик лебедя и, как серебро, отдавался а
    воздухе”.
  • 3-й от слов: “На них прямо глядели ночные
    звезды…” до слов “…и темная вереница лебедей,
    летевших на север, вдруг освещалась серебряно-
    розовым светом, и тогда казалось, что красные
    платки летали по темному небу”.

После чтения отрывков звучат предположения
учащихся о задачах урока.

Обобщение учителя:

– Наша задача определить роль пейзажа в
повести, выявить, какие выразительные средства
помогли автору нарисовать эту великолепную
картину. Оценим выразительное чтение учащихся.

Так как чтение было подготовленным, дети
говорят о том, что ребятам удалось показать при
чтении красоту, неповторимость украинской степи.

III. Анализ 1-й части описания

– Какой предстаёт степь? Что видим, слышим,
ощущаем, благодаря мастерству Гоголя?

(Степи нет конца и края. Она похожа на
зелёно-золотой океан. Какие только краски не
использует автор в описании её! Зелёная, голубая,
синяя, лиловая, желтая, белая, золотистая. Мы
слышим множество голосов: это свист различных
птиц, крик диких гусей на дальнем озере,
негромкий разговор трав. Воздух чист и прозрачен,
он напоён запахом трав и цветов. Посреди этого
великолепия роскошно купается в синих волнах
воздуха белокрылая чайка.)

– Какие выразительные средства использовал
автор? Назовите и объясните их.

(Метафоры: “сердца встрепенулись”–
герои были очарованы великолепной картиной,
которую осветило солнце; сравнения: “сердца
их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались
на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как а лесу”–
настолько они были высокими, мощными, “кашка
зонтикообразными шапками пестрела на
поверхности”– творительный падеж сравнения
помогает представить этот цветок и др.; эпитеты:
“живительный, теплотворный свет” солнца –
именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у
Козаков, степь “становилась прекраснее”–
передано отношение автора, он восхищается
степью; олицетворения: “сквозят волошки”,
“выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик
отдавался” – Степь – живое существо, здесь всё в
движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и
воздух.)



Вывод: благодаря использованию
выразительных средств сердца читателей
затрепетали перед этим великолепием.

– Что вы можете сказать о Гоголе, почему ему
удалась эта картина.

(Гоголь любит степь, хорошо её знает. Только
влюблённый в родную землю человек мог так
проникновенно рассказать о ней.)

IV. Работа над 2-й и 3-й частью описания

– Перечитайте самостоятельно 2-ю и 3-ю часть
описания. Найдите выразительные средства,
оцените их.

Работа по вариантам 5–7 минут. Проверка
работы. Слушаем анализ 2-х учащихся.

V. Обобщение

– Итак, мы проанализировали отрывок,
охарактеризовали образ степи, мы оценили
мастерство Гоголя. Скажите, какова роль этого
образа в повести?

(Это – образ Родины. Гоголь горячо любит
родную землю, верит в её могущество, восхищается
её красотой и бескрайними просторами.)

– Подумайте и скажите, почему описание степи
дано автором в тот момент, когда наши герои едут в
Запорожскую Сечь.

(Привольные, бескрайние степные просторы
помогают понять характер запорожцев, истоки их
героизма. В такой степи могут жить лишь
мужественные люди, сильные, гордые, смелые,
наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь–
родина героев, богатырей-запорожцев. Степь–
символ вольности, независимости.)

– Как пейзаж в данной сцене помогает понять
характеры Тараса, Остапа, Андрия?

(Наши герои – люди свободолюбивые, гордые,
смелые. Они – сыновья степи, её защитники.)

VI. Домашнее задание

– Подготовить художественный пересказ
описания степи на выбор.




Следующий: