Методическая разработка урока по теме Особый возраст: отрочество

Цель урока: сформировать
представление об особенностях подросткового
возраста

Задачи:

  • рассмотреть характерные черты подросткового
    возраста: физические и психологические;
  • продолжить работу над умением логически
    объяснять явления окружающего мира,
    формулировать ответы на поставленные вопросы;
  • воспитание чувства ответственности,
    самостоятельности.

Основные понятия: подросток,
отрочество, взросление

Оборудование: проектор, мячик

План урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Характеристика подросткового возраста
  3. Особенности подросткового возраста
  4. Закрепление изученного материала
  5. Дом.задание: параграф 3, используя ПОПС-формулу,
    ответить на вопрос: «Можно ли назвать отрочество
    особым возрастом?»

Ход урока

I. Постановка цели урока.

II. Проверка домашнего задания

1) Проверка домашнего задания начинается с
повторения терминов, которое проходит следующим
образом. Учитель кидает мяч ребенку и называет
термин. Отвечая на вопрос, ученик возвращает мяч
учителю. За правильный ответ 1 балл. Называются
следующие слова: наследственность, личность,
деятельность, индивидуальность.

2) ученикам предлагается высказать свое мнение
по вопросам (текст вопросов ученик читают на стр.
25 учебника):

Вопрос учебника: Кого можно назвать сильной
личностью? Составь словесный портрет сильного
человека. Используй приведенные высказывания.

а) Все одноклассники считают Петра сильной
личностью. Он много времени отдает занятиям
спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и
лучше всех выполняет задания на уроках
физкультуры.

б) Оксана уверена, что нужно знать себе цену,
только тогда можно называться сильной личностью.
«Я никогда не уступлю никому, не покажу свою
слабость и не признаю вину. Это удел слабых и
нерешительных личностей. Я всегда докажу свою
правоту, даже если при этом придется
прихвастнуть или наврать».

в) Никто в классе не знает, что у Валентина очень
больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его
плечах вся домашняя работа: он готовит еду,
убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему
приходится очень поздно ложиться спать и рано
вставать, но никто никогда не слышал от него
жалоб.

г) Родителей не было дома, когда маленькая
сестренка Олега уронила со стола настольную
лампу и разбила ее. Когда родители вернулись,
Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни
при чем».

Ученики отвечают на вопросы, учитель
комментирует ответы.



Презентация.

III. Объяснение нового материала

Вопрос: Можете ли вы назвать, как называются
периоды жизни, которые проживает человек
(например, детство, юность:) Используя слайд,
расставляем в правильном порядке возраста
человека по мере убывания (слайд 3).

Сегодня на уроке, мы поговорим о возрасте,
который проживаете вы в настоящее время — это
подростковый возраст. Это период жизни от 10 до 18
лет.

Подростковый период делится на два: младший
подросток и старший подросток. (слайд 4). Один из
периодов уже вами пройден.

Задание: Назовите слова-ассоциации к слову
«подросток».

Ученики называют ассоциации (подрос, растет..) и
учитель должен подвести ребят к тому, что это
слово ассоциируется с возрастными изменениями
человека.

Вопрос: Вспомните, какими вы были в 1 классе, и
какими стали сейчас? (слайд 5)

(На доске нарисован человечек-первоклассник,
учитель предлагает назвать и нарисовать нового
- пятиклассника и те изменения, которые с ним
произошли).

Ученики называют изменения:

- изменился рост (учитель объясняет, как
происходят физиологические изменения);

- самостоятельность (если ребята не могут
назвать самостоятельность, можно задать
наводящий вопрос: «Кто ходит магазин, заполняет
дневник и пр.);

- мечтательность;

- быстрая смена настроения и др. (учитель
объясняет изменения, происходящие в нервной
системе подростка)

(Психологические изменения можно просто
записать рядом с новым человечком).

Учитель, обращая внимание на изменившегося
человечка на доске, подводит итог вместе с
учениками.

Вопрос: Но все ли взрослые самостоятельны?
Посмотрите на людей, изображенных на
картине(слайд 7). Можно ли назвать их
самостоятельными?

(Ученики объясняют свои ответы)

Вопрос: Можете ли назвать себя
самостоятельными. Ответ обоснуйте.

Необходимо обратить внимание, что
самостоятельность иногда бывает и опасна.

Прочитать отрывок на стр.32.

Вопрос: Правильно ли воспользовались ребята
своей самостоятельностью.

IV. Закрепление

  • назовите периоды жизни, которые проживает
    человек?
  • как называется ваш возраст?
  • какие черты характера формируются в
    подростковом возрасте?

Ученикам предлагается выбрать высказывание,
характеризующее подростка и, используя
ПОПС-формулу, обосновать свой ответ.

1) Подростки — народ спокойный и
рассудительный, с ними легко и быстро можно
решить любую проблему

2) Подросток — человек противоречивый, он
склонен к быстрой смене настроения




Следующий: