Методическая разработка урока по теме Малые реки Подмосковья. “Портрет» реки Репинки

Цели урока:

Обучающие:

  • обучение учащихся методам научного познания и
    методам исследования объектов и явлений природы;
    • выработка умений ведения и фиксаций наблюдений;
    • формирование представлений о физической
      картине мира.

    Развивающие:

  • подключить, пробудить и развить потенциальные
    способности учащихся (активизация их
    познавательной деятельности), повышение
    интереса к предмету;
  • научить применять полученные теоретические
    знания в повседневной практической жизни;
  • развитие смекалки, любознательности,
    логического и творческого мышления;
  • преодоление межпредметной обособленности
    знаний учащихся.
  • Воспитывающие:

  • выявить наиболее активных и способных
    участников;
  • формирование навыков поведения в природе;
  • воспитывать нравственные качества личности:
    трудолюбие, упорство в достижении цели,
    ответственность и самостоятельность;
  • учить деловому культурному общению друг с
    другом.
  • При отборе содержания данного урока и
    форм деятельности учащихся использовались
    принципы:

    • взаимосвязи теории с практикой;
    • научности;
    • наглядности;
    • учёта возрастных и индивидуальных особенностей
      учащихся;
    • сочетания коллективной и индивидуальной
      деятельности участников;
    • дифференцированного подхода.

    Критерии оценки достижения ожидаемых
    результатов:

    • активность учащихся;
    • самостоятельность учащихся в выполнении
      заданий;
    • практические применения полученных знаний;
    • уровень творческих способностей участников.

    Оборудование:

    компас, визирная линейка, планшетка,
    измерительная линейка, рулетка, кораблик,
    секундомер, анемометр, термометр, емкости для
    забора проб воды и грунта, скребок, ручная лупа.

    Форма урока:

    урок наблюдений и
    экспериментов по методу “Шаги познания”.

    Формы организации деятельности
    учащихся:

    в группе и индивидуально.

    Тип урока:

    урок-практикум, проведен
    на местности.

    План урока

    1. Введение (значение рек).

    2. Гидрологическое исследование:

    а) измерение глубины реки;
    б) измерение ширины реки;
    в) определение скорости течения воды в реке;
    г) определение давления воды на дно реки;
    д) определение скорости ветра;
    е) измерение температуры воды в реке.

    3. Гидрографическое описание:

    а) особенности речной долины, поймы, русла;
    б) берега и дно реки;
    в) направление течения;
    г) определение азимута.

    4. Растительность и почва водоема.

    5.Подведение итогов.

    1.Введение.

    Рассказ учителя.

    Реки – одно из самых больших богатств
    Московской области. Неоценимо велико значение
    рек в природном ландшафте, в народном хозяйстве,
    в жизни общества. Реки участвуют в круговороте
    воды в природе, смягчают климат, оживляют
    ландшафт. Трудно переоценить значение рек в
    жизни человека. Они – источник водоснабжения
    промышленных предприятий и различных отраслей
    сельского хозяйства; они питают живительной
    влагой поля и сады, обеспечивая высокие урожаи
    сельскохозяйственных культур. Велика роль рек в
    рыбном хозяйстве. Они же – основные объекты
    рекреации.

    Наш город расположен в местах слияния
    Коломенки, Москвы и Оки. Левым притоком реки
    Коломенки является Репинка.

    На Репинке, протекающей фактически в
    черте города, имеется каскад прудов общей
    площадью около 20 га. Пруды, как и русло реки,
    сильно заилены, захламлены. Водоохранные зоны и
    прибрежные полосы не установлены и повсеместно
    распаханы или представляют собой стихийные
    свалки бытовых и производственных отходов.

    Репинский овраг является местом нашей
    работы.

    2.Гидрологическое исследование:

    Учащиеся были разделены на группы по 2
    – 3 человека для выполнения практических заданий
    в соответствии с намеченным планом.

    а) измерение глубины реки

    (рис.1 и рис. 2)

    < рисунок 1>
    < рисунок 2 >

    Измерение глубины реки Репинки с
    помощью измерительной линейки и фиксирование
    результата. В районе замера глубины она
    составляет 60 см (H=0,6м 0,01м).

    б) измерение ширины реки

    Для измерения ширины реки, встав на
    берегу реки напротив хорошо заметного предмета
    на другом берегу, отмерили под прямым углом вдоль
    берега 5 м, отметили точку вехой (О), еще раз
    отмерили такое же расстояние и от этой точки (В)
    двигались перпендикулярно руслу до тех пор, пока
    точки О и Г не оказались на одной линии. Ширина
    реки будет равна стороне треугольника ВГ=АБ =2 м (в
    месте измерения).

    Измерение ширины реки с помощью булавочного
    прибора.

    Прибор представляет собой дощечку с
    вбитыми в нее булавками. Булавки образуют
    прямоугольный равнобедренный треугольник.
    Измерение происходит по следующей схеме: сначала
    выбрали объект на противоположном берегу реки.
    Встали таким образом, чтобы находиться на
    перпендикуляре к берегу, мысленно проведенному
    через объект. Затем двигаемся по берегу реки,
    пока две булавки и объект не будут на одной
    прямой. Пройденное расстояние и будет являться
    шириной реки.



    в) определение скорости течения воды в реке


    (рис.3 и рис.4)

    < рисунок 3 >
    < рисунок 4 >

    Кораблик привязан к легкой и прочной
    веревке. Отпускаем кораблик и при начале его
    движения включаем секундомер. Полученные
    результаты: расстояние, которое проплыл
    кораблик, равно 3 метрам (S=3м). Время, затраченное
    на этот путь равно 45 секундам (t=45с). Скорость
    равна 0,06м/с. Определяется по формуле:

    V=S: t, т.е. 3 м : 45с= 0,06м/с. Эксперимент проводился 3
    раза.
    V=0,06м/с • 0,0233=0,0014м/с. Vср.=0,06м/с 0,0014м/с.

    г) определение давления воды на дно реки



    Нам известны следующие величины:
    глубина реки в месте проведения экспериментов(0,6
    м 0.01м), по
    таблице плотностей веществ постоянные величины
    (q =9.8н/м;

    p=1000кг/м3). По
    формуле определяем давление воды на дно реки:
    P=p·q·h. Р=1000кг/м3·9,8н/м·0,6м=6000Па. Р=982Па. Р=6000Па 982Па.

    д) определение скорости ветра

    (рис.5 и рис.6)

    Скорость ветра определяем при помощи
    прибора анемометра. Его показания: Vветра=8,4м/сек.

    < рисунок 5 >
    < рисунок 6>

    е) измерение температуры воды в реке

    (рис.7 и
    рис.8)

    Температуру воды определяем, погружая
    термометр в воду; держим его в воде до
    установления постоянной величины. Фиксируем
    полученный результат. Температура воды в реке
    Репинка 21 октября 2009

    года
    была 6?С ± 1?С.

    < рисунок 7>
    < рисунок 8 >

    3.Гидрографическое описание

    а) особенности речной долины, поймы, русла

    Исследуя указанный водный объект, учащиеся
    пришли к выводу:

    – речная долина неясно выражена; (рис.9)

    – пойма заросшая, двусторонняя; (рис.9)

    – русло извилистое, русловых образований на
    исследуемом участке нет, русло сильно
    захламлено; (рис.10 и рис.11)

    – прибрежные полосы используются человеком
    под строительство или превращены в свалки (рис.12
    и рис.13)

    < рисунок 9 >
    < рисунок
    10 >

    < рисунок 11 >
    < рисунок
    12 >

    < рисунок 13 >

    б) берега и дно реки

    Учащиеся установили, что на исследуемом
    отрезке реки берега крутые. Обнажение горных
    пород прослеживается на отдельных участках. Это
    позволило установить, что они сложены глинистыми
    горными породами. Из-за небольшой глубины,
    прозрачности воды дно хорошо просматривается.
    Оно ровное, илистое, на отдельных участках
    присутствует скопление каменистых пород.


    в) направление течения

    Для совершенствования навыков ориентирования
    на открытой местности и применения компаса в
    полевых условиях было определено направление
    течения реки Репинки на данном участке. Река
    течет с юга на север ( Ю

    -> С). См. рис.14.

    < рисунок 14 >
    < рисунок 15 >

    г) определение азимута

    Наиболее точное направление на местности можно
    определить при помощи азимута. На данном занятии
    учащиеся практиковались по определению азимута
    на различные объекты, расположенные в зоне
    видимости вдоль речных берегов. См. рис.15.

    4. Растительность и почва водоема.

    Задание учащимся по группам.

    По выбранному маршруту учащимся было
    предложено обойти водоем, осмотреть его
    поверхность и определить визуально и с помощью
    взятия проб наличие растений:

    1 группе

    погруженных в воду;

    2 группе –

    плавающих на поверхности воды;

    3 группе –

    растущих в воде и возвышающихся
    над водой.

    Всем группам: с помощью сачка выловить
    эти растения, внимательно рассмотреть их,
    описать особенности строения, размножения,
    связанные с приспособленностью растений к
    обитанию на границе двух сред. Выяснить, как
    распределяются растения на поверхности водоема,
    в каких его частях. См. рис.16 и рис.17.

    Результаты исследования водоема.

    Ответ 1 группы:

    целиком находятся под
    водой, т.е. полностью погружены элодея,
    роголистник, рдест. Эти растения соприкасаются с
    водой всей поверхностью своего тела. У элодеи
    листья собраны по три – четыре, образуя
    многочисленные мутовки. Форма листьев
    удлиненная, черешков нет. Размножается
    вегетативным путем.

    Ответ 2 группы:

    свободно плавающие
    растения: ряска малая, многокоренник
    обыкновенный. Ряска малая имеет плоские зеленые
    пластинки шириной до 3 мм и длиной до 4 мм, с их
    нижней стороны отходит один корешок.
    Многокоренник обыкновенный также имеет вид
    пластинки, но с нижней ее стороны отходит пучок
    придаточных корней. Растения эти размножаются
    вегетативно.

    Ответ 3 группы:

    растения, погруженные
    в воду только своей нижней частью – это хвощ
    приречной, стрелолист. Хвощ образует густые
    заросли в прибрежной части реки, неподалеку от
    берега. Эти заросли состоят из множества прямых
    стеблей, довольно высоко поднимающихся над
    водой. Стебель хвоща уже начал отмирать.
    Стрелолист имеет два типа листьев – надводные
    треугольные, сидящие на конце длинных черешков,
    подводные, похожие на длинные зеленые ленты.
    Стебли и листья начинают отмирать.

    < рисунок 16 >
    < рисунок 17 >

    Для дальнейшего исследования в
    лабораторных условиях были взяты пробы воды
    (рис.18) и грунта (рис.19).

    Вода достаточно прозрачна. Тип грунта
    илистый. При растирании между пальцами ощущается
    наличие песка. Исследовательская работа будет
    продолжена в кабинете с использованием
    индикаторов.

    < рисунок18 >
    < рисунок19 >

    5.Подведение итогов.

    Все практические задания были
    выполнены.

    Учащиеся подтвердили свое умение
    пользоваться приборами и вести наблюдение за
    природным объектом.

    Каждая группа зафиксировала
    результаты своих исследований.

    Собран материал для дальнейшей работы
    в лабораторных условиях.

    Учащиеся были нацелены на дальнейшее
    изучение природных объектов в иных сезонных
    условиях.

    Примечание.

    Урок может быть проведен с учащимися
    6–8-х классов.




    Следующий: