Методическая разработка урока по теме Борьба Руси с иноземными захватчиками

Тип занятия: урок усвоения новых
знаний

Форма: урок с использованием
мультимедиа презентации

Учебно-организационная деятельность:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения:

наглядные (Приложение 1 — мультимедиа
презентация с демонстрацией наглядного
материала, карт) и печатно-словесные (учебник,
дидактические материалы – Приложение
2
, документы – Приложение 3).

Техническое обеспечение занятия: ПК,
проектор, экран, фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос,
эвристическая беседа, аудиторная
самостоятельная работа студентов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
проблемный, частично — поисковый,
исследовательский.

Межпредметные связи: обществознание,
русский язык, география, МХК.

Внутрипредметные связи: темы
“Образование государства Русь”, “Феодальная
раздробленность на Руси”, “Культура и быт
Руси”.

Место проведения: кабинет
социальных и гуманитарных дисциплин

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Содержание и последовательность
учебного занятия

  1. Организационный момент (1мин.)

Подготовка аудитории к занятию; проверка
списочного состава; организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на
учебно-практическую деятельность.

  1. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Общедидактическая цель: раскрыть
причины и последствия иноземного вторжения на
Русь в XIII веке.

Образовательные: сформировать у
учащихся образное представление о
монголо-татарах и особенностях их
завоевательной политики, о походах Батыя на Русь;
определить роль личности Александра Невского в
истории Руси; способствовать пониманию роли ига
в истории нашей страны; раскрыть особенности
борьбы северорусских земель с крестоносцами и
шведами.

Развивающие: продолжить
формирование общих и специальных умений:
определять цели урока; анализировать устные
сообщения по теме; вычленять
причинно-следственные связи; анализировать
письменные источники; делать выводы; работать с
картой; работать в парах; выполнять проблемные
задания.

Воспитательные: воспитывать у
студентов уважение к историческому прошлому
нашего народа, сострадание к горю наших предков,
переживших ужас “Батыева разорения”, чувство
гражданского долга, патриотизма; содействовать
профессиональной направленности студентов,
формировать потребность в непрерывном
совершенствовании знаний, прислушиваться к
чужому мнению, рационально использовать время.

  1. Актуализация опорных знаний (ок.3 мин.)

- Какие последствия имела государственная
раздробленность Руси?

  1. Работа над темой (1 час)
  1. Монголо-татарское нашествие.
  • Монголо — татары, их занятия и общественные
    отношения (сообщение студентов с использованием
    мультимедиа презентации, после которой студенты
    отвечают на поставленные вопросы).
  • Заполнение таблицы о захваченных монголо -
    татарами территориях в ходе работы с картой,
    учебником в группах.
  • Первое столкновение русских дружин с монголо -
    татарскими войсками (Анализ документа в паре по
    поставленным вопросам к документу).
  1. Поход Батыя на Русь.
  • Анализ документов в группах по вопросам с
    дальнейшим представлением результатов работы.
  • Выполнение проблемного задания (о причинах
    поражения в столкновениях с монголо — татарами).
  1. Отражение угрозы с Запада.
  • Выступление студентов с презентацией
    мини-проекта по теме “Александр Невский –
    политик и великий полководец”. Ответ студентов
    на вопрос о личности А. Невского по содержанию
    сообщения.
  • Вопрос о Ледовом побоище раскрывается в ходе
    демонстрации интерактивной карты с озвученным
    пояснением.
  • Проблемный вопрос: Почему Александр Невский,
    успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал
    подобного отпора монголо-татарским войскам?
  • Сравнительный анализ итогов противостояния
    Руси Западу и Востоку в процессе выполнения
    проблемного задания в группах (мозговой штурм) с
    использованием сравнительной таблицы.
  1. Ордынское владычество на Руси.
  • Выступление с творческим мини-проектом
    ассоциативного восприятия понятия “Иго”.
  • Изучение новых терминов по вопросу.
  • Выводы с комментариями педагога.
  1. Подведение итогов (5 мин.):
  • Рефлексия в письменной форме по вопросам к
    пройденной теме с последующим заслушиванием
    некоторых ответов.
  • Проводится анализ работы студентов и
    выставление оценок.
  1. Домашнее задание (3 мин.):
  • определите основные экономические,
    политические, социальные и культурные
    последствия ига для Руси используя § 5 (с. 26 – 28) и
    другие источники;
  • подготовиться к промежуточному контролю знаний
    по теме “Древняя Русь”.

Развёрнутый конспект урока. Тема: Борьба
Руси с иноземными захватчиками.

Имя урока “Нашествие”

Содержание урока (с методическими
рекомендациями):

  • мультимедиа, имя урока “Нашествие”, фрагмент
    песни С. Прокофьева и В. Луговского “Вставайте
    люди русские”, кадр 1;
  • мультимедиа, план изучения темы, кадр 2.

План изучения темы:

  1. Монголо-татарское нашествие.
  2. Поход Батыя и начало монголо-татарского ига.
  3. Отражение угрозы с Запада.
  4. Ордынское владычество на Руси.

- Какое главное отрицательное последствие
имела государственная раздробленность Руси?
(Упадок военного могущества Древней Руси)

- Именно это последствие наиболее болезненно
сказалось в XIII веке. В связи с этим нам предстоит
раскрыть причины и последствия иноземного
вторжения на Русь в XIII веке.

- Имя нашего урока – “Нашествие”. По-другому
нельзя назвать ту опасность, которая исходила со
стороны Востока и Запада. С Востока на Русь
обрушились силы монголо — татар, с Запада –
немецкие феодалы и шведские рыцари. На
протяжении занятия нам предстоит выяснить
почему в борьбе с шведскими феодалами и
немецкими рыцарями Русь смогла выстоять, а
устоять перед монголо-татарами не удалось?
Определить в какой зависимости оказалась Русь.

  1. Монголо-татарское нашествие. (Мультимедиа,
    раздел “Монголо-татарское нашествие”, кадр 3)
  1. Монголо-татары, их занятия и общественные
    отношения.

Студенты, прослушав сообщение, отвечают на
вопросы:

  • На какой территории проживали?
  • На какой стадии общественных отношений
    находились?
  • Назовите основные занятия монголо — татар.
  • Какова военная организация?
  • Кто возглавил борьбу монголо — татар за
    объединение?

(Сообщение студентов с использованием
мультимедиа презентации.
Мультимедиа, раздел “Монголо-татары, их занятия
и общественные отношения”, кадр 4)

Вывод: Мы выяснили, что монголо-татары
проживали на территории Центральной Азии. К
концу ХII века они находились на стадии
разложения первобытно-общинного строя,
возникновение и развитие государственности
носило военизированный характер. В начале ХII
века главной задачей Чингисхан провозгласил
завоевание мирового господства.

(Мультимедиа, раздел “Завоевание монголо-татар
в XIII в.”, кадр 5. Презентация)

  1. Когда и какие территории они захватывают до
    нашествия на Русь, покажите на карте? (заполнение
    таблицы в ходе работы с картой, учебником в
    группах)

Таблица 1: Завоевания монголо – татар


Годы походов Завоеванные территории
К 1211 г. Земли бурят, якутов, киргизов, уйгур
К 1217 г. Северный Китай
1219 – 1221 гг. Средняя Азия
1220 – 1222 гг. Закавказье
1223 г. Вторжение в половецкие степи и битва на
реке Калке
1236 г. Волжская Булгария

Вывод: В результате завоеваний эти
государства и народы в дальнейшем вошли в состав
государства Золотая Орда, а хозяйство пришло в
упадок. (Мультимедиа, раздел “Битва на
Калке”, кадр 6)

  1. По свидетельствам Галицко-Волынской летописи
    русские дружины впервые столкнулись с
    монголо-татарскими войсками в 1223 г. на реке Калке,
    оказывая помощь половцам. Работая с документом в
    паре, ответьте на поставленные вопросы к
    документу.

Битва на Калке (По Галицко-Волынской летописи)

Вопросы к документу:

  • Кто возглавлял татарские и русские войска?
  • Почему русские войска в сражении на реке Калке
    потерпели поражение?

- Мы видим, чем закончилось сражение на реке
Калке для наших воинов. Это сражение было на
чужой территории. Но прошло не так много времени
и русские люди испытали весь ужас нападения на
свои земли.

  1. Поход Батыя и начало монголо-татарского
    ига.

(Мультимедиа, раздел “Поход Батыя и начало
монголо-татарского ига”, кадр 7)

Эпиграф:

“Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя, внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой
Топча сухие ковыли.” (Наталья Кончаловская,
“Наша древняя столица”)

- По историческим документам вам сегодня
предстоит восстановить хронологию событий
нашествия Батыя на Русь, в ходе работы группами
над вопросами к документам. Также необходимо
ответить: как вели себя завоеватели в русских
городах по отношению к мирному населению и что
могли противопоставить мирные горожане
завоевателям?

Группы 1, 5 — Повесть о разорении Рязани Батыем. Вопросы
к документу:

  1. Опишите героическую оборону Рязани,
    проанализировав весь текст. Какое впечатление
    произвел на вас рассказ о жителях города?
  2. Что о них можно сказать? Как к ним относится
    автор? Докажите свое мнение.
  3. Что стало с Рязанью после пятидневной
    героической осады? (Жители погибли. Город был
    сожжен и разграблен. Разрушенную Рязань не
    удалось восстановить.)

Группы 2, 4 — Извлечения из Лаврентьевской
летописи. Вопросы к документу:

  • Куда двинулись войска Батыя после взятия
    Рязани? Восстановите путь их продвижения,
    используя документ и карту. Покажите на карте
    продвижение войск монголо-татар.
  • Как вели себя завоеватели в русских городах по
    отношению к мирному населению?
  • Что могли противопоставить мирные горожане
    завоевателям? (Коломна>Москва>Владимир>Суздаль>Ростов>Ярославль>Переяславль>Юрьев>
    Галич >Дмитров >Тверь и т.д.)

Группы 3, 6 — Нашествие Батыя на Русь. (Извлечения
из Ипатьевской летописи). Вопросы к документу:

  • Опишите героическую оборону Козельска,
    проанализировав весь текст.
  • Как вели себя жители города?
  • Что о них можно сказать? Как к ним относится
    автор? Докажите свое мнение.
  • Почему русские войска терпели поражение?

(Мультимедиа, раздел “Походы хана Батыя на
Русь”, кадр 8)

Заслушиваются результаты работы групп.
(Мультимедиа, раздел “Проблемный вопрос”, кадр 9)

Проблемный вопрос: Чем можно объяснить
победы и высокий уровень военного искусства
монголо — татар при условии, что по характеру
общественного строя они стояли ниже многих
завоеванных ими стран.

Таким образом, главными причинами поражения
Руси в борьбе с монголами являются:

  • Раздробленность и отсутствие единства в
    русских землях.
  • Высокое воинское мастерство монгольского
    войска.
  • Столкновение двух различных типов
    социально-экономической и политической
    организации общества: (Русь -
    оседло-земледельческий, Монголия — кочевой,
    ориентированный на военные завоевания).
  1. Отражение угрозы с Запада.

(Мультимедиа, раздел “Отражение угрозы с
Запада”, кадр 10)

- В конце XII – первой половине XIII в.
Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с
опасностью с запада – с наступлением немецких
рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских
феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика
(покажите на карте). Возглавлял наши войска в двух
ключевых сражениях князь Александр Невский. Но
он был не только полководцем, но и политическим
деятелем. Прослушайте сообщение “Александр
Невский – политик и полководец” и ответьте на
вопрос: Какие личные качества помогали А.
Невскому в военной и политической деятельности.

(Выступление студентов с презентацией
мини-проекта “Александр Невский – политик и
великий полководец”)

- В 1237 г. объединение двух Орденов осложнило
обстановку. Главной их целью была экспансия и
полное включение земель в состав государства с
другой конфессией. Население северо-западной
Руси, а особенно Прибалтики столкнулось с
угрозой новой агрессии. Прослушав сообщение, мы
выяснили, что противник Руси в этом сражении
потерпел поражение. Эта победа надолго
остановила продвижение шведов, способствовала
она и укреплению авторитета самого молодого
двадцатилетнего князя, придав ему силы и
уверенность.

- Летом 1240 г. Ливонский орден, а также датские и
германские рыцари захватили города Изборск,
позже Псков. В ответ в 1241 г. Александр Невский
захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г.
стремительным броском освободил от крестоносцев
Псков. Затем княжеская владимиро-суздальская
дружина и новгородское ополчение двинулось к
Чудскому озеру, на льду которого 5 апреля 1242 г.
произошло решающее сражение, известное как
Ледовое побоище. (Демонстрация интерактивной
карты с озвученным пояснением)

- В итоге немецкие рыцари были вынуждены
отправить посольство в Новгород, и, отказавшись
от своих завоеваний, заключить мирный договор. Не
менее важно моральное значение победы, которая
была одержана в самые горькие времена, когда
города Руси лежали в развалинах после нашествия
Батыя.

Проблемный вопрос: Почему Александр
Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не
организовал подобного отпора монголо-татарским
войскам? (Александр Невский был дальновидным
политиком и осознавал невозможность
противостоять монголо-татарам военным путем,
поэтому единственной возможностью сохранения
русских сил и спасения от полного уничтожения
было сотрудничество с ними.)

(Мультимедиа, раздел “Проблемный вопрос”, кадр
11)

Проблемный вопрос: Почему в борьбе с
шведскими феодалами и немецкими рыцарями Русь
смогла выстоять, а устоять перед
монголо-татарами не удалось? (Выполнение
проблемного задания в группах (мозговой штурм) в
ходе заполнения сравнительной таблицы)

Таблица 2.


Причины поражения Руси в столкновении с
татаро-монгольскими завоевателями
Главные причины эффективности отпора
на Западе
Невозможность сопротивления
татаро-монголам в связи с их воинской
организацией.

Разобщенность русских войск и
сил.

Структура и организация монгольского конного
войска и умелое тактическое руководство и
стратегический талант Батыя и его
военачальников.

Оборону и отпор западным захватчикам
организовало Новгородское княжество – одно из
богатейших на Руси.

Ополчение состояло не из
необученных в военном отношении крестьян, а из
лучше тренированных и вооруженных горожан во
главе с боярами.

Полководческий талант Александра Невского.

  1. Ордынское владычество на Руси.

Общий итог противоборства с татарами – Русь
стала завоеванной территорией, частью
Золотоордынской империи – улусом (в пер. с
монгольского – владение)
. На территории Руси
было установлено иго. На прошлом занятии одна из
групп получила задание в творческой форме
представить ваши ассоциации со словом иго
(выступление с творческим мини-проектом).

(Мультимедиа, раздел “Иго”, коллаж, кадр 12)

- А теперь посмотрим, как представил свое
понимание данного события наш соотечественник и
современник, художник Илья Глазунов на своем
полотне “Иго” (комментарии педагога).

(Мультимедиа, картина “Иго” И. Глазунова, кадр
13)

- Так что же такое иго? (Мультимедиа, раздел
“Ордынское владычество на Руси”, схема, кадр 14)

- Иго – это политическая и экономическая
зависимость Руси от Орды.
Татаро-монгольское
иго представляло собой сложную систему, главной
целью которой было использование экономического
и военного потенциала Руси в интересах Золотой
Орды. В экономическом отношении оно
проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной
дани татарам или, как называли ее на Руси,
“ордынский выход”. Сборщиками дани были
баскаки, которые после специальной переписи
собирали дань с дома-хозяйства. Политическая
зависимост
ь выражалось в изменении положения
князей. Князья должны были ездить в Орду и
получать там ханские ярлыки на свои княжества.
Хан, таким образом, становился источником
княжеской власти.

- Запишем основные особенности ига:

  • Монголо-татары не поселились на русских землях (леса
    и лесостепь не их ландшафт, он им чужой).
  • Веротерпимость татар-язычников: Русь сохранила
    свою религиозную независимость. Единственное
    требование к русской православной церкви –
    молитвы за здоровье великого хана.
  • Русские князья не лишились власти над
    населением своих земель. Они стали вассалами
    хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия
    Руси).

Таким образом, монголо-татарское иго наложило
неизгладимый отпечаток на историю Руси, поделив
ее на две эпохи – до “Батыева нашествия” и после
него, домонголскую Русь и Русь после нашествия
монголов.

“России определено было высокое
предназначение: её необозримые равнины
поглотили силу монголов и остановили их
нашествие на самом краю Европы; варвары не
осмелились оставить у себя в тылу порабощённую
Русь, и возвратились на степи своего Востока.
Образующееся просвещение было спасено
растерзанной и издыхающей Россией”. (А.С. Пушкин)

- Ответьте, пожалуйста, на четыре основных
вопроса:

(Мультимедиа, рефлексия, кадр 15)

В результате урока “Нашествие” мне открылись:

  • Две самые главные причины поражения русских
    дружин в сражениях с
    монголо-татарами……………………………………………………………………………
  • Два самых важных имени:
    …………………………………………………………………..
  • Два самых важных события
    (даты):…………………………………………………………
  • Два самых важных качества личности правителя
    (человека): ……………………………

(Мультимедиа, “Домашнее задание”, кадр 16)

Домашнее задание:

  1. определите основные экономические,
    политические, социальные и культурные
    последствия ига для Руси;
  2. подготовиться к контролю знаний по разделу.

Учебно-методическая литература

Основная:

  1. Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История Отечества: С
    древнейших времен до наших дней: Учебник для
    студентов средних профессиональных учебных
    заведений. – М.: Издательский центр “Академия”,
    2004.

Дополнительная:

  1. Кацва Л.А. История России с древнейших времен до
    середины XIX в.: пособие для старшеклассников и
    абитуриентов. – М.: ООО “Фирма “Издательство
    АСТ””, 1999.
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока./ М.: Центр
    “Педагогический поиск”, 2003.
  3. Короткова М.В., М.Т. Студеникин. Методика
    обучения истории в схемах, таблицах, описаниях:
    Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд.
    Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Платонова Т.И. Электронная презентация на
    школьном уроке и вузовской лекции.- Тверь:
    Тверской государственный университет, 2007.
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку.
    Методическое пособие. – М.: Центр
    педагогического образования, 2007.
  6. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и
    провести открытый урок (современная технология).
    Методическое пособие.- М.: Педагогическое
    общество России, 2008.
  7. Отечественная история в схемах и таблицах: / В.В.
    Кириллов – М.: Эксмо, 2005.
  8. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по
    истории России с древнейших времен до конца XIX в.:
    10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном
    процессе. Методическое пособие./ М.: Центр
    “Педагогический поиск”, 2006.
  10. CD диск “Энциклопедия России 862 – 1917 гг.”

Интернет ресурсы:

  • www.istorya.ru
  • http://schoolart.ru
  • http://lesson-history.narod.ru
  • www.edu-zone.net
  • www.websip.ru
  • http://a-nevskiy.narod.ru
  • http://www.pravoslavie.ru
  • http://www.sgu.ru/rus_hist/people
  • www.sovmusic.ru
  • http://nkozlov.ru

Презентация

Следующий: