Методическая разработка урока по произведению М. Булгакова Мастер и Маргарита

Каждый словесник знает, что наибольшие
трудности, возникающие при изучении курса
литературы в 11-м классе, связаны с неумением
«вычерпывать» из художественного текста, как,
впрочем, и вообще из текста, необходимую
информацию. Таким образом, работа с текстом: его
анализ, интерпретация, воспроизведение -
является одной из главных компетентностей,
формируемых на уроках литературы. Очень важно,
чтобы ученики учились правильному пониманию
заложенной в каждом тексте информации. Это
понимание во многом зависит от грамотно
выстроенного диалога с текстом, опоры на
авторскую точку зрения, внимания к деталям.

Предлагаемая разработка урока литературы -
реализация деятельностного подхода в обучении:
самостоятельный поиск, работа в группах, участие
в дискуссии — простые приемы, формирующие
ключевые компетенции.

Тема занятия:

Добро и зло в романе
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Возраст учащихся:

16-17 лет, 11 класс

Учебный предмет:

литература

Цели урока:

Основная цель занятия — рассмотреть
решение означенной проблемы в произведении,
осознать её принципиальную важность для
понимания идейно-художественного своеобразия
романа, понимания авторского замысла и анализа
этапов его воплощения.

Задачи урока:

  • образовательная: проверить и закрепить знание
    текста, понять идейно-тематическое содержание;
  • воспитательная: осознать противостояние добра
    и зла в жизни как проблему, сделать шаг к
    определению собственной нравственной позиции;
  • развивающая: обучение аналитическому мышлению,
    навыки общения в определённом культурном
    контексте.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия учащиеся
смогут:

  • рассмотреть уже известные эпизоды романа в
    новом аспекте, характеризовать главных героев
    романа, сопоставить личные читательские
    впечатления с замыслом и мировоззрением автора;
  • участвовать в дискуссии, аргументировать свою
    позицию художественным текстом, определять круг
    проблем, касающихся конкретной темы.
  • увидеть чёткую и ясную авторскую позицию и её
    воплощение в романе, задуматься о собственном
    личностном нравственном выборе

Краткое описание идеи занятия:

Данный урок — приблизительно 3-й — 4-й в цикле
уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита».
На первых уроках, посвящённых изучению
произведения, получена информация о замысле и
истории создания романа, о его связи с биографией
Булгакова, рассмотрена система образов романа,
основные сюжетные линии и особенности
композиции. Таким образом, к предлагаемому уроку
ученики приходят с определёнными знаниями не
только текста, но и о тексте.

Поскольку проблема добра и зла — одна из
ключевых в романе, урок по обсуждению этой
проблемы можно считать кульминационным в
изучении романа в целом. В результате проведения
занятия идейное содержание произведения должно
стать доступным пониманию учащихся. На уроке
неизбежно будут востребованы знания ребят из
области философии, истории, религии, может быть,
культурологии.

Словарь занятия:

Добро и зло как
философские категории, диалектика, система
образов
, проблематика, авторская позиция,
милосердие, борьба и взаимодействие,
нравственный выбор, идея произведения.

Вопросы занятия (дискуссионные):

а) Есть ли борьба добра и зла в романе?

б) Чего в мире больше по Булгакову?

в) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить
зло насилием?

Материалы:

Заранее нарисованный китайский
символ Инь-Янь для демонстрации классу. Вопросы
для интерактивного теста (см. ниже).

Этапы занятия:

1. Мотивация:

Занятие следует начать с общих
вопросов по содержанию предыдущих уроков, для
того чтобы ребята погрузились в мир
булгаковского текста, пришли в определённое
эмоциональное состояние, активизировали свои
знания о произведении. На это отводится не более
5-ти -7-ми минут.

Затем учителем сообщается тема урока, и
проговариваются ожидаемые результаты (см. выше).
На данном этапе необходимо вызвать у учащихся
заинтересованность в обсуждении достаточно
серьёзных и сложных вопросов. В качестве
мотивационного приема предлагаем демонстрацию
рисунка-символа (Инь-Янь). Вопросы:

  • Знаком ли вам этот символ?
  • Попробуйте дать ему толкование?
  • Объясните форму и цвет.
  • Предполагает ли подобное мировоззрение борьбу
    тёмного и светлого начал? Если нет, то каким
    словом можно более точно охарактеризовать их
    отношения? (здесь нужно выйти на слово взаимодействие)

2. Постановка проблемы

Вернёмся к роману Михаила Афанасьевича
Булгакова «Мастер и Маргарита», попробуем
выяснить, на каком уровне взаимодействуют у него
понятия добра и зла, близка ли его позиция
принципу инь-янь и что мы наблюдаем в романе:
борьбу или взаимодействие.



Для начала вспомним основных героев романа.
(Называются Мастер, Маргарита, Воланд, Иешуа,
Понтий Пилат — имена нужно записать на доске).
Какие начала несут эти герои, как мы, читатели,
определяем их принадлежность к свету или тьме?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам самим нужно
определиться, какие конкретно ассоциации,
образы, понятия связаны у нас с этими
абстрактными категориями Добро и Зло.

«Мозговой штурм»

: На доске выписаны слова
«Добро» и «Зло». Под ними в столбик
записываются все возникающие у ребят ассоциации.
Важно, чтобы, называя то или иное слово, учащиеся
давали краткий комментарий-объяснение своего
выбора. В результате этой работы мы имеем
записанные на доске столбики слов, среди которых,
как показывает опыт проведения подобного урока,
будут милосердие, помощь, сострадание, дружба,
любовь и т.д.
и ложь, ненависть, жадность,
предательство и т.д.
Здесь крайне важно
обратить внимание ребят на то, что они имели в
виду прежде всего человеческие качества,
снова возвращаемся к символу китайской
философии и обсуждаем принципиальное различие:
символ воплощает взаимодействие добра и зла
абстрактно, в целом для всего мироздания; для нас
и для автора «Мастера и Маргариты» добро и зло -
это в первую очередь то, что присуще миру людей.

Что же присуще героям романа?

3. Работа в группах

Для деления на группы используем интерактивный
тест. Вопросы раздаются по одному на парту,
отвечает, таким образом, пара. Общее задание: кто
и при каких обстоятельствах произносил данные
слова?

Вопросы интерактивного теста:

  1. «Тот, кто любит, должен разделять участь того,
    кого он любит» (Воланд)
  2. «Беда в том. Что ты слишком замкнут и потерял
    веру в людей:» (Иешуа)
  3. «: Нет более безнадёжного места на земле. Я не
    говорю уже о природе! Я бываю, болен всякий раз,
    как мне приходится сюда приезжать:» (Понтий
    Пилат)
  4. «Оскорбление является обычной наградой за
    хорошую работу» (Азазело)
  5. «Статьи не прекращались. Над первыми из них я
    смеялся:Второй стадией была стадия
    удивления:» (Мастер)
  6. «И интереснее всего в этом вранье то, что оно -
    враньё от первого до последнего слова» (Воланд)
  7. «Но до чего мне досадно, что встретились с ним
    вы, а не я» Мастер
  8. «Я легкомысленный человек:» (Маргарита)
  9. «Среди гостей будут различные:Если кто-нибудь
    не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на
    своём лице:» (Коровьев)
  10. » Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!»
    (Понтий Пилат)

Четыре группы: 1. Понтий Пилат 2. Мастер и
Маргарита 3. Воланд и его свита 4. Иешуа

После обсуждения вопросов теста (кратко,
быстро, точно
) группы получают задание: они
должны, ориентируясь на записанные на доске
слова-ассоциации, доказать принадлежность своих
героев к злым или добрым силам, для этого они
должны вспомнить конкретные ситуации, эпизоды, в
которых они проявляли качества, обозначенные
словами-ассоциациями.

4. Выступление групп:

для эффективной работы
нужно заранее оговорить время подготовки и время
выступления каждой группы.

После выступления учитель предлагает вопросы
для обсуждения (см. вопросы занятия).

5. Дискуссия

6. Подведение итогов:

Выводы формулирует
после дискуссии учитель, желательно выводы
записать в тетрадь.

Выводы:

Со злом необходимо бороться, по мысли автора,
так как главное зло в людях, которые живут во
власти догм и стереотипов, подлости, лжи,
приспособленчества. Воланд и его свита -
воплощение торжества справедливости,
неотвратимости наказания и разоблачения, но всё
это не делает людей добрыми:Симпатии писателя
не на стороне Воланда.

Люди должны научиться творить чудо
человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы
добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей
справедливости и научиться быть милосердными.

Критерии для выставления положительной оценки:

  • Ответы на вопросы повторительного характера
  • Активная работа на этапе мотивации
  • Аргументированные высказывания на этапе
    мозгового штурма
  • Активное участие при выступлении групп
  • Активное участие в дискуссии

(Отдельно могут быть выставлены оценки за
работу с интерактивным тестом).

Домашнее задание

: Дайте письменный ответ на
следующий вопрос «Происходит ли, на ваш взгляд, в
романе скрытый диалог между Воландом и Иешуа?»




Следующий: