Методическая разработка урока по литературе для 10-х классов по теме: Кто он?.. Стало быть, подлец?! по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

ЦЕЛИ:

  • раскрыть сущность образа Чичикова, учитывая как
    положительные, так и отрицательные качества;
  • ответить на вопрос Чичиков-герой или антигерой?

ХОД УРОКА

1. Учебная мотивация.

а) Назовите по одному лучшему качеству,
которыми обладали герои (помещики) поэмы Н. В.
Гоголя “Мёртвые души”.

(Примерные ответы учащихся:

– деликатность

– бережливость

– энергичность

– деловитость

– способность копить

б) Есть ли среди ваших знакомых люди, обладающие
всеми этими качествами? Кто они в жизни? Успешны
ли они?

в) Может ли кто-нибудь из героев поэмы обладать
в совокупности этими качествами?

г) Запись темы урока: Кто он…? (вторую часть темы
не пишем).

2. Исследование.

Задания группам. Используя текст поэмы Н. В.
Гоголя “Мёртвые души”, ответьте на вопрос:
соответствуют ли этим качествам герои поэмы:

1группа – образ Манилова;

2 группа – образ Коробочки;

3 группа – образ Ноздрёва;

4 группа – образ Собакевича;

5 группа – образ Плюшкина;

6 группа – образ Чичикова.

Свой ответ аргументируйте.

3. Обсуждение исследований учащихся.

Вывод: Из всех основных героев поэмы данными
качествами обладает Чичиков. Значит, Чичиков
обладает качествами положительного героя
“добродетельный герой” (Н. В. Гоголь). Но вот
парадокс – Н. В. Гоголь называет Чичикова
подлецом. (Учитель зачитывает текст: “А
добродетельный человек всё-таки не взят в герои…
Нет, пора припрячь и подлеца. Итак, припряжем
подлеца!”)

(Продолжим запись темы урока: “Стало быть,
подлец?”).

4. Эвристическая беседа.

а) Почему Н. В. Гоголь “добродетельного”
человека называет подлецом?

б) С какой целью Чичиков совершал все эти
поступки?

Вывод: Какая бы благородная цель не была бы у
человека, он всегда должен оставаться
порядочным. “Для достижения цели все средства
хороши – не работает: как не работало в X веке, так
не работает и в XXI. Можно быть “ангелом”, но если
неразборчив в средствах, всё равно будешь
подлецом. Так и Чичиков в поэме Н. В. Гоголя
“Мёртвые души”…, несмотря на положительные
качества является антигероем.

5. Знакомство с понятием.

Антигерой – художественный образ, который
помогает глубже разбираться в действительности,
показывает, что осуждает писатель и что считает
он положительным в жизни, вызывает стремление
бороться с отрицательными явлениями в ней.

6. Слово учителя.

И всё-таки мне хочется поставить
восклицательный знак в последнем предложении
нашей темы урока.

Чичиков обладает положительными и
отрицательными качествами. Н. В. Гоголь хотел
дать ему, как и Плюшкину, второй шанс во втором и
третьем томе. Писатель хотел показать
возрождение героя, путь, каким пришёл Чичиков к
истине, к свету, как из антигероя он превратился в
героя. Но, к сожалению, второй том Н. В. Гоголь
сжёг, остались только отрывки, а третий том так и
не успел написать.

7. Творческое задание. (по группам)

Если бы сбылась мечта Чичикова, и он имел бы
свой дом. Придумайте и опишите или нарисуйте
герб, который бы украшал его дом и отражал
сущность Чичикова.

8. Защита работ.

9. Домашнее задание.

Напишите эссе на тему “Чичиков через … лет”.

Следующий: