Методическая разработка урока по географии в 7-м классе по теме Германия

Цель урока: сформировать у учащихся
представление о природных особенностях страны,
народах, населяющих страну, их основных занятиях,
познакомить с достопримечательностями и
историей отдельных городов Германии, развивать
память, внимание, чувство патриотизма.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся
    систему знаний об основных особенностях
    физико-географического положения, населения и
    его хозяйственной деятельности,
    достопримечательностях городов страны.
  2. Развивающая: способствовать формированию
    общеучебных навыков слушания; анализировать,
    выявлять причинно-следственные связи.
  3. Развивать пространственное воображение
    изучаемой страны и творческие способности
    учащихся посредством использования наглядных
    технических средств обучения.
  4. Совершенствовать развитие навыков работы
    учащихся дополнительными источниками
    географических знаний.
  5. Развивать умения и навыки работы школьников с
    тематическими картами атласа, контурной картой.
  6. Воспитательная: воспитывать чувства
    патриотизма, интернационализма, способствовать
    эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование урока: политическая и
физическая карты Евразии, атласы, учебные
картины, дополнительная литература, иллюстрации,
учебник, контурные карты, мультимедийный
проектор, диск “Энциклопедия. Столицы мира”,
фотоальбомы, карточки для рефлексии, флешки
городов для прикрепления на карте “заочного
путешествия”.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-лекция с
элементами заочного путешествия.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
  3. Мотивация учебной и познавательной
    деятельности учащихся.
  4. Изучение нового материала.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  7. . Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений
учащихся.

Беседа по вопросам.

  1. К какому региону стран относится Германия?
  2. В какой части материка расположена страна?
  3. Назовите столицу Германии.
  4. Как назывались два государства Германии до
    объединения?

III. Мотивация учебной и познавательной
деятельности учащихся.

При знакомстве с регионом Западная Европа мы
выяснили, что эти страны выделяются
высокоразвитым хозяйством и наиболее развита
промышленность и сельское хозяйство в Германии,
Франции, Великобритании. На сегодняшнем уроке мы
выявим особенности физико-географического
положения, природы, населения и его
хозяйственной деятельности, выявим причины
произошедших изменений в хозяйственной
деятельности населения Германии. Познакомимся с
достопримечательностями городов страны.

IV. Изучение нового материала.

План

  1. Физико-географическое положение страны.
  2. Особенности рельефа. Полезные ископаемые.
  3. Климат.
  4. Внутренние воды.
  5. Природные зоны.
  6. Народы, населяющие страну, их основные занятия.
  7. Заочное путешествие по отдельным городам
    Германии.
    (Доклады учащихся – опережающее задание)

Физико-географическое положение страны.

Германия
расположена на материке Евразия. Это одно из
высокоразвитых государств в мире. В 1949 году на
территории Германии были образованы два
немецких государства – ФРГ, а в 1990 году произошло
их объединение. На востоке страна граничит с
Польшей, юго-востоке с Чехией, на юге с Австрией,
Швейцарией, на западе с Францией, Люксембургом,
Бельгией, Нидерландами, на севере с Данией.
Омывается водами Северного и Балтийского морей.

Работа учащихся с контурной картой, атласом.

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

Территория
Германии вытянута с севера на юг. По природным
условиям, и по их использованию населением она
неоднородна. В северной части страны лежит
Северо-Германская низменность. Когда-то на
территории Северо–Германской низменности было
море, оставившее толщи осадочных отложений.
Рельеф низменности сформировался под
воздействием талых вод ледника. Между моренными
холмами расположились небольшие озера
ледникового происхождения. Как и в нашей стране,
последний ледник был здесь сравнительно недавно,
около 10000 лет назад.

На равнинах есть месторождения калийных солей,
каменного и бурого угля. На побережье Северного
моря наблюдается опускание земной коры. В
результате значительная часть побережья
оказалась под угрозой затопления морем, поэтому
люди ограждают земли от наступающего моря.
Большую часть страны занимает полоса
средневысотных гор, которые покрыты лесом и
очень живописны. (Использование учебной картины
“Рудные горы”). Породы, слагающие горы, древние,
твердые, кристаллические, чаще всего граниты,
гнейсы, песчаники известняки. Рудные горы
оправдывают свое название. Они довольно богаты
полезными ископаемыми – цинком, свинцом,
серебром, хотя сейчас руд осталось мало, они
давно уже выработаны. На границе с Бельгией
расположены Рейнские Сланцевые горы. Они названы
по Рейну и состоят из глинистых сланцев. На
горных пастбищах пасут скот, а на полях
выращивают рожь, овес и картофель. В живописных
горных массивах расположено много заповедников
и мест летнего отдыха населения. На территории
Германии расположены также горы Гарц,
Тюрингенский лес. Южную часть Германии занимают
северные хребты Альп и их предгорья. Это:
Шварцвальд, Швабский Альб, Франконский Альб.
Северные Альпы невысоки, и лишь отдельные
вершины поднимаются до 3000 м. Здесь находится
высшая точка Германии – гора Цугшпитце (2962 м).
Здесь также с целью охраны природы созданы
заповедники и национальные парки.

Климат.

Климатические условия Германии
благоприятны для проживания населения и ведения
хозяйства. Страна расположена в умеренной зоне.
Климат умеренный, морской и переходный от
морского к континентальному. В горных районах
проявляется высотная климатическая поясность.
При распространении над Европой антициклона,
приносящего массы холодного воздуха из Сибири,
наблюдаются низкие температуры. Например, на
Северо-Германской низменности температуры
понижаются до –12°С. Летом температуры
повышаются в южном направлении, и самые высокие
показатели отмечаются на Верхнерейнской
низменности. Средняя температура июля там 19°С, а
средняя температура июля в Берлине 18,5°С.

Среднегодовое количество осадков в целом по
стране составляет 600–700 мм. В средневысотных
горах с наветренной западной стороны намного
больше, с подветренной восточной (например, в
Гарце) – меньше, в Альпах – 1000-2000 мм и более.

Внутренние воды.

На территории Германии
протекают следующие крупные реки: Рейн, Эльба,
Везер, Дунай и на границе с Польшей протекает
река Одра. Самая крупная и красивая река Рейн.
(Учебная картина “Рейн в среднем течении”) Он
многоводен и круглый год судоходен. Почему он
многоводен? “Рейн” в переводе означает
“чистый”. Рейн, протекающий в западной части
Германии, является главной водной магистралью
страны. Протекая через Боденское озеро, он служит
естественной границей, разделяющей Германию,
Швейцарию и Францию. В предгорьях Альп в Рейн
впадает большое количество притоков. Между
Бингеном и Бонном эта река прорезает глубокое
ущелье в Рейнских Сланцевых горах, далее выходит
на Северо-Германскую низменность и впадает в
Северное море.

Природные зоны.

На территории государства
расположены следующие природные зоны — смешанные
леса и широколиственные (Учебная картина о лесе).
Лесов осталось мало. Они занимают ? часть площади
страны и сохранились преимущественно в горах.
Преобладают ландшафты, созданные человеком. Из
деревьев растут в смешанных лесах и
широколиственных лесах следующие породы: сосна,
ель, дуб, бук, граб, береза и другие.

Характер почв, их разнообразие зависят, прежде
всего, от местных материнских пород и характера
растительного покрова. Почвы гор Средней
Германии весьма разнообразны. Они используются
под пастбища или леса. На низменностях и речных
террасах распространены самые плодородные почвы
- черноземы, встречающиеся к востоку от Гарца и в
Тюрингенском бассейне переходящие в бурые
лесные почвы. Здесь расположены лучшие пахотные
земли.

Наиболее благоприятными условиями выделяется
район Брауншвейга – Ганновера с
чернозёмовидными почвами. Рейнская и Мозельская
долины представляют собой полосу виноградников,
садов, табачных плантаций, зону интенсивного
пригородного хозяйства, снабжающую города по
Рейну. Почвы Альп различаются в зависимости от
высотного положения местности и крутизны
склонов. Плодородие почв существенно повышено
мелиорацией и регулярным внесением удобрений.

Фауна Германии не очень богата. Наиболее
распространенные на территории Германии
животные: белка, кабан и лисица, благородный
олень, косуля, лань, зайцы, кролики, мышевидные
грызуны. На альпийских лугах обитает сурок. В
долине Эльбы – бобры, лесные куницы, дикие кошки.

Среди немногочисленных рептилий выделяется
гадюка. Из птиц встречаются преимущественно
воробьи, скворцы, дятлы, дрозды, кукушки, зяблики,
ласточки, иволги, совы, сороки, луни, фазаны,
куропатки. В заповедниках сохранились дрофы,
филин, каменный орел, цапля, журавль, аист. Из
болотных птиц– вальдшнепы, чибисы, бекасы, белые
аисты. Влажные районы по берегам Балтийского и
Северного морей имеют важное значение для
перелетных птиц Европы, особенно уток, гусей и
болотных птиц. В прибрежных водах водятся сельдь,
треска, камбала, морской окунь; в реках страны –
карп, форель, сом.

Народы, населяющие страну, их основные занятия.

По
национальному составу население Германии
однородно. Почти 100% населения – немцы. После
объединения двух государств ФРГ и ГДР (в 1990 году)
численность населения страны составляет 82 млн.
чел.

Обязательное обучение длится с 6 до 18-летнего
возраста. После четырех лет Начальной школы
ученик может выбирать между различными школами,
с различным уровнем дальнейшего образования,
между Основной школой, реальной школой (10
классов), Гимназией или Всеобщей школой. Кроме
того, имеется особые школы с специально
обученными преподавателями, для трудных детей.



По национальному составу в стране проживают:
турки, итальянцы, греки, поляки, хорваты, боснийцы
и австрийцы. Почти 90% населения живет в городах.

Культура и искусство Германии. Германия –
страна великой культуры с мощными корнями. Имена
Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса,
Ф.Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке,
А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера
и др. – в изобразительном искусстве, И.В.Гёте,
Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. – в
литературе имеют мировую известность и
представляют собой явления не только немецкой,
но и мировой культуры.

Германский национальный характер. Расхожее
представление о немцах как о трудолюбивых,
расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а
значит, склонных к невероятному крючкотворству и
бюрократии и лишённых чувства юмора людях не
совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к
изысканности в одежде. Обычно их деловые и
выходные туалеты не отличаются шикарностью: они
скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к
еде. Немцы обладают невероятным самообладанием:
на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко
разрешаются силой.

Хозяйство. Германия является одной из
развитых стран мира. Из отраслей хозяйства
страны главную роль играет промышленность.
Фабрики и заводы изготовляют самую различную
продукцию. Особенно в стране делают много машин.
Машиностроительные и химические заводы известны
во всем мире. Своим промышленным развитием
выделяется Рурская область, здесь расположен
Рурский каменноугольный бассейн. Химические
товары, автомобили, изделия радиоэлектроники
вывозят в большом количестве в другие страны.
Назовите порты Германии. В портовых городах
строят морские суда.

Климатические условия позволяют выращивать
самые разные культуры. Основной
продовольственной культурой является пшеница,
выращивают также рожь, овес, сахарную свеклу и
другие. Развито животноводство. Для выпаса
крупного рогатого скота используют альпийские
луга, пастбища. Занятия населения сельским
хозяйством сказываются на национальной кухне,
которая знаменита своими колбасами и сосиськами.

Заочное путешествие по отдельным
городам Германии.


(Доклады учащихся – опережающее задание)

Ребята, несколько лет назад я побывала в
Германии, поэтому мне хочется рассказать вам о
достопримечательностях, обычаях этой страны. Мы
совершим заочное путешествие по отдельным
городам Германии. Свое путешествие мы начнем со
столицы – Берлин. Город расположен на реке
Шпрее. Главная площадь – Александр-плац. Своё
название она получила в 1806 году в честь русского
царя Александра I (Приложение1 1.15). Центром
Александерплац является здание гостиницы
“Штадт Берлин” высотой 137 м. Здесь же расположен
многоэтажный универмаг “Центрум”. Другой
эмблемой Берлина является телебашня высотой в 365
м. На высоте 200 м находится “Телекафе”, диск
которого делает за час полный оборот вокруг
своей оси. Украшением центра города является
река Шпрее. Набережная Шпрее — традиционное
место прогулок (Приложение1 1.6 – 1.7).
Треугольник между Шпрее и каналом Купферграбен
называется в Берлине очень поэтично — Остров
музеев. На острове и поблизости находится ряд
крупнейших музеев Берлина. Рядом со Шпрее
расположена Национальная галерея (Приложение1
1.9 )
.

В расположенном на Острове музеев Пергамском
музее хранится известная коллекция произведений
древнегреческого и древнеримского искусства,
искусства Малой Азии: ворота богини Иштар, части
храмов, скульптуры, надгробные рельефы. Славу же
музею принес знаменитый Пергамский алтарь
(Греция, 180 г. до н. э.), рельефы которого изображают
борьбу богов и гигантов (Приложение1
1.8)
. На Острове музеев расположены также
музей Боде, Магнусхаус, принадлежащий ныне
университету им. Гумбольдта.

Один из самых популярных в Берлине —
Египетский музей. Это подарок египетского
правительства немецкому государству за помощь в
спасении произведений искусства во время
сооружения Асуанской плотины. В экспозиции музея
— предметы домашнего обихода, статуи,
погребальные бронзовые и терракотовые фигуры,
саркофаги и мумии, папирусные свитки — памятники
древней египетской культуры. Самый же ценный
экспонат музея — знаменитая голова Нефертити.

Улица Унтер-ден-Линден с Бранденбургскими
воротами является самой известной в городе (Приложение1 1.14). Украшением улицы
являются липы, посаженные в четыре ряда. На этой
улице также расположены: Арсенал, Оперный театр,
Государственная библиотека, университет им.
Гумбольдта. Университет был основан в 1810 г. В нем
преподавали такие ученые, как Фихте, Гегель,
Рунге, Гельмгольц, Эйнштейн, Борн.

Бранденбургские ворота — известный всему миру
символ Берлина — это единственные оставшиеся
городские ворота Берлина. Создатели задумали их
как “Врата мира”. Ворота были сооружены
Лангхансом Старшим в 1788—1791 гг. Ширина ворот 65,5 м.
Ворота венчает квадрига — четверка лошадей,
влекущая колесницу, где стоит богиня мира. За
Бранденбургскими воротами проходила белая стена
между Зап. и Вос. Берлином, длиной 165 км, которая
служила границей между ФРГ и ГДР, в 1990 году эту
стену разобрали, когда произошло воссоединение
государств.

В близи Бранденбургских ворот расположено
здание бывшего германского рейхстага, над
которым в знак победы Советской Армии над
фашизмом в 1945 г. был водружен красный флаг (Приложение1 1.10).

В Берлине много парков, но об одном из них
следует сказать особо. В Трептов-парке находится
известный памятник советским воинам. Над входом
на русском и немецком языках высечены слова:
“Вечная слава героям, павшим за свободу и
независимость Родины”. 5000 советских воинов
погибли весной 1945 г. в тяжелых боях под Берлином,
в которых они окончательно разгромили
гитлеровский фашизм.

Сооружен этот Монумент воинам нашей армии,
павшим при штурме Берлина. Скульптор – Е.В.
Вучетич и архитектор – Я.Б. Белопольский. Входя
на территорию парка, человек отключается от
городской жизни и всецело попадает под
воздействие памятника. Этот монумент состоит из
трех комплексов. Первый комплекс составляет две
полукруглые площади и со входными арками и
расположенные перпендикулярно к магистралям
аллеи ведущие к скульптуре “Родины – матери”.
Образ “Родины – матери” выражает глубокую
скорбь советского народа о своих лучших сынах.
Растущие березы склонились в сторону Матери,
словно подчеркивая ее скорбь. Второй комплекс
составляют небольшая площадь, на которой стоит
монумент “Родины-Матери”, аллея – пандус,
ведущая к главному входу, образованному двумя
огромными приспущенными знаменами и фигурами
коленопреклонных воинов перед ними (Приложение1
1.1 – 1.2; 1.11 – 1.12 )
.

“Хотят ли русские войны?” — спрашивает поэт Е.
Евтушенко в одной из своих поэм. Вступая в рощу
славы, многим вспоминаются его слова:

“Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли”…

Основной комплекс состоит из партера братских
могил, саркофагов и главного монумента. Длина
партера от поперечной оси знамен до поперечной
оси кургана с главным монументом – 270 метров.
Главный монумент представлен 40 метровой статуей
советского солдата с ребенком на руках. Сжатый
сильной рукой меч символизирует мощь нашей
армии, разрубленная свастика у ног солдата –
разгромленный гитлеровский фашизм, а
изображенное ваятелем дитя на руке воина
олицетворяет собой освобождение человечества от
угрозы фашистского порабощения, светлое будущее
свободных народов (см. Приложение1 1.3
– 1.5).
Достопримечательностью города Берлин
является Ратуша (см. Приложение1.13 ).

Зоопарк Берлина по праву считается одной из
самых известных достопримечательностей города и
приобрел мировую известность. Это самый большой
зоопарк в мире, в нем содержится около 14000 зверей,
1500 видов, а в его аквариуме – 8000 рыб.

Следующий город – Лейпциг

Приложение
2. Приложение 1.17 – 1.24 (опережающее
задание ученику).

Веймар

Приложение 2. Приложение
1.25 – 1.26 (опережающее задание ученице)

Бухенвальд. Апель-Плац

Приложение
2. Приложение 1.27 – 1.29(опережающее
задание ученику)

Бухенвальд. Бараки. Набатная башня. Мусса
Джалиль

. Приложение 2. Приложение
1.30 – 1.33(опережающее задание ученику)

Дрезден.

Приложение 2. Приложение
1.34 – 1.37 (опережающее задание ученице)

Мюнхен .

Приложение 2. Приложение
1.38 – 1.40(опережающее задание ученику)

Гамбург.

Приложение 2.
Приложение 1.41 (опережающее задание ученице)

Кёльн . Приложение 2. Приложение 1.42 (опережающее задание
ученице)

Франкфурт-на-Майне Приложение
2. (опережающее задание ученику)

V. Итог урока.

Итак, ребята, наше заочное путешествие по
городам Германии подошло к концу. Мы
познакомились с вами с природой страны,
населением, их основными занятиями,
достопримечательностями и историей следующих
городов: Берлина, Лейпцига, Веймара, Дрездена,
Франкфурта-на-Майне, Кёльна, Гамбурга, Мюнхена.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд и карточки по теме
“Германия”, выучить п.70, нарисовать рисунки
запомнившихся достопримечательностей городов
Германии.

VII. Рефлексия.

Ребята, кому понравился урок, поднимите красные
карточки, кто был равнодушен к изучаемому
материалу – поднимите жёлтые карточки, кому было
не интересно – синие карточки.

Литература:

  1. Аннемари Ланге “Берлин”.
  2. Памятник советскому Воину – освободителю в
    Трептов – парке – под редакцией Хорст Бюттнера,
    Урсула Матц.
  3. “Я познаю мир” детская энциклопедия. Страны и
    народы Европы. М.: АСТ, 2002.
  4. Храм – памятник русской славы в Лейпциге. Автор
    текста: священник Михаил Турчин.
  5. Leipzig – фотоальбом.
  6. Berlin – фотоальбом.
  7. Бухенвальд под ред. Аннадора Мите.
  8. Обзор Дрезденской картинной галереи старых
    мастеров. Авт. Харальд Марке.
  9. Учебник “География” 7 кл. под. ред. В.А.
    Коринской и др., 2005 г.
  10. Мусса Джалиль “Костер над обрывом”. 1989 г.
  11. Журнал “География в школе” № 2 1996 г.
  12. Сайт http://mon.gov.ru
  13. Диск “Энциклопедия. Столицы мира”.
  14. Tierpark Berlin, Ausgabe, 1999 г.



Следующий: