Методическая разработка урока по географии в 10-м классе по теме Транспорт мира


Цели и задачи урока:

1. Сформировать представление о структуре и
географии транспорта мира.

2. Определить основные направления изменения
транспорта в эпоху НТР.

3. Закрепить умение и навыки работы с картами и
контурными картами.

Тип урока:

Урок-презентация.

Оборудование

: политическая карта мира,
видеофрагмент Кемеровский аэропорт, атласы,
тест, проектор, ноутбук.

Оформление доски:

тема урока, цели и задачи,
план урока, политическая, карты мира.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

– значение транспорта
– показатели работы транспорта
– виды транспорта.
– влияние НТР на транспорт.
– характеристика основных видов транспорта, их
презентация.

3. Закрепление изученного материала: работа с
контурной картой, с тестом “География транспорт
мира”.

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание.


Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.
Знакомство с целями и задачами урока, которые
проецируются на экран (слайд
1,2).


2.Изучение нового материала

Учитель:

Транспорт – одна из важнейших отраслей
экономики любой страны, кровеносная система в
сложном организме мирового хозяйства (слайд 3).

Вопрос:

Почему транспорт называют
“кровеносной системой” страны?
(слайд 4)
(Обеспечивает перевозки грузов и пассажиров,
связующее звено между потребителем и
производителем, влияет на размещение отраслей
промышленности, является основой
географического разделения труда).

Учитель:

Уровень и характер развития транспорта
отдельных государств зависит от множества
факторов (слайд 5):

– уровня развития экономики:

– размеров и заселенности территории;

– степени участия страны в мировом хозяйстве и
международном разделении труда.

Чаще других при характеристике работы
транспортной системы используются такие
показатели как: грузооборот, пассажирооборт,
фрахт, каботаж.

Вопрос

: Вспомните определения этих
терминов
(термины показаны на экране) (слайд 6)

Грузооборот –

основной показатель
работы транспорта. Произведение перевезенного
количества груза (т) и расстояния перевозки (км).

Каботаж –

судоходство между портами
одной страны.

Фрахт –

плата за перевозку грузов
или пассажиров различными видами транспорта,
главным образом морским.

Вопрос

: Какие виды транспорта вы
знаете?

Задание № 1:

Начертить в тетради
структуру транспорта, использую текст параграфа
28 (слайд 7,8)

Структура транспорта

Транспорт


Сухопутный

Водный

Воздушный

Железнодорожный

Морской

Автомобильный

Речной

Трубопроводный



Учитель

говорит о влиянии НТР на
транспорт (ребята записывают в тетрадь) (слайд 9)

  1. увеличение грузоподъемности;
  2. увеличение пропускной способности;
  3. появление новых видов транспорта;
  4. увеличение вместимости;
  5. увеличение скорости.

Характеристика основных видов
транспорта и их презентация (Опережающее
задание обучающимся)

  1. Водный транспорт
  2. Учитель предлагает ребятам снять
    напряжение – интеллектуальная пауза (вопросы
    на экране)

    (слайд 10)

    Какие цветные моря вы знаете?

    (Черное, Белое, Красное, Желтое,
    Саргассово(зеленое);

    Какое самое большое море?

  3. Железнодорожный транспорт
  4. Автомобильный транспорт
  5. Трубопроводный транспорт
  6. Воздушный транспорт

Показ фрагмента фильма Кемеровский
аэропорт


3. Закрепление изученного материала

Задание № 3:

На контурной карте
отметить 5 крупнейших портов мира и 5 крупнейших
аэропортов мира.

Задание №4:

Выполнение теста.

Тест по теме “География транспорта мира”

1.Какой из перечисленных портов не является
крупнейшим в мире:

А) Роттердам, Б) Сингапур,
В) Сидней, Г) Марсель,
Д) Гамбург, Е) Нью-Орлеан.

2.Самый крупный аэропорт мира О Хэйр расположен
в:

А) Атланте, Б) Лос-Анджелесе,
В) Нью-Йорке, Г) Далласе,
Д) Майами, Е) Чикаго.

3.Максимальную протяженность железных дорог
имеет:

А) США, Б) Германия,
В) Китай, Г) Россия.

4.Установите соответствие между морским портом
и страной, в которой он находится:

Порт

1) Роттердам,
2) Антверпен,
3) Ванкувер

Страна:

А) Бельгия,
Б) Нидерланды,
В) США,
Г) Канада.

5.Установите соответствие между видами
транспорта и их долями (в %) в мировом
грузообороте:

Вид транспорта Доля в мировом грузообороте
1) железнодорожный А) 16
2) морской Б) 11
3) трубопроводный В) 8
4) автомобильный Г) 62

6.В какой стране полностью отсутствуют железные
дороги и нет морских портов?

А) Таджикистан Б) Сенегал
В) Аргентина Г) Кения
Д) Ирак Е) Непал

7.Наибольшей длины трубопроводы мира проложены:

А) в Западной Европе, России, США;
Б) в Канаде, Западной Европе, России;
В) в России, США, Канаде.


4. Подведение итога урока

5.Домашнее задание

Параграф 28, подготовить
интеллектуальную паузу по развитию хозяйства в
Кузбассе промышленном сердце России.

Литература:

  • Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Экономическая и
    социальная география мира – М., Просвещение, 2008.
  • Родионова И.А. Бунакова Т.М. Экономическая
    география, М., “Московский лицей”, 2000.
  • Соловьев Л.И. География Кемеровской области.
  • Презентация




    Следующий: