Методическая разработка урока по географии России. Тема: Проблемы озера Байкал. 8-й класс


План урока:

I. Постановка и решение учебных
задач:

1. Физико-географическое положение озера Байкал.
2. Особенности природы озера Байкал.
3. Экологические проблемы озера Байкал.

II. Подведение итогов и домашнее задание.

Цели и задачи:
– познакомить учащихся с особенностями природы оз. Байкал;
– формировать умения и навыки учащихся работать с географической картой и
дополнительным материалом по теме;
– воспитывать у учащихся сознания о бережном отношении к природе нашей Родины.

Оборудование: физическая карта Р.Ф., карта оз. Байкал, фотографии оз. Байкал,
компьютер, электронная презентация с наглядным материалом, для сопровождения
урока.

Тип урока: Урок-лекция.

При решении учебных задач, необходимо придерживаться последовательности:

а) географическое положение.
б) общие черты природы.
в) природные условия и ресурсы.
г) человек и озеро Байкал.



Во время объяснения новой темы, необходимо вскрыть проблемы взаимодействия
природного комплекса озера и человека.

Для формирования у учащихся умения работы с дополнительным материалом, им
предлагается подготовить выступления об оз. Байкал и представить его на уроке.

Темы выступлений:

1. ФГП оз. Байкал.
2. Топонимика оз. Байкал.
3. Флора оз. Байкал.
4. Фауна оз. Байкал.

I. Постановка и решение учебных задач

Байкал – священный
дар природы –
Да будет вечен на земле.
А. Твардовский.

Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода
прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у неё
нежно – бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами.
Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины.



1. Физико-географическое положение озера Байкал.

В горах юга Сибири довольно много озёр, но самым замечательным озером “чудом
природы во всех отношениях”, является Байкал. Л. С. Берг.

Озеро Байкал расположено на территории Республики Бурятия и Иркутской
области. Русские люди, вышедшие в 20-х годах 17 века к рекам Лене и Ангаре,
узнали от местного населения о существовании моря Лама (эвенк. “Лама” – море), а
в 30-х годах 17 века после установления контактов с якутами, в обиход входит
название Байкал (якут. Байхал, байгал – “большая глубокая вода”, море).

2. Особенности природы озера Байкал.

Мы определили ФГП озера Байкал. Рассмотрим природные условия и ресурсы озера.
Их можно представить в виде схемы.

Схему, заполняем по ходу изучения особенностей природы оз.
Байкал.

Геологическая история.

Байкал уникален своей древностью. Ему около 25 млн. лет. Обычно озеро в 10–20
тыс. лет считается старым, а Байкал молод, ибо формирование его берегов не
закончилось до сих пор. За один только год на Байкале регистрируют до 2000
толчков землетрясений.

Геологическое строение.

Байкал – глубочайшее озеро мира. Оно расположено в глубокой тектонической
впадине – грабене. Максимальная глубина озера –1637 м.; длина 636 км.; ширина от
27 до 79 км.; общая площадь 31500кв.км. Оно расположено на высоте 456 м. над
уровнем моря.

Рельеф.



Высокие (до 3500 м.), со снежными вершинами горы, как зубчатой короной,
венчают сибирскую жемчужину Байкал. Они представлены хребтами Забайкалья и
Предбайкалья. Горы расположены на древнем докембрийском и палеозойском
основании. Территория разбита глубокими тектоническими разломами разного времени
на отдельные блоки. Горы сложены породами архея и протерозоя и пронизаны
магматическими интрузивными породами.

Климат.

Громадная масса воды Байкала оказывает влияние на климат прибрежных районов,
приближая его морскому. Температуры января на побережье составляют -14…-17
0
С, а средние температуры июля +15… +180 С. Годовая амплитуда
температур (31–320), минимальная в Сибири. Резкие различия в
температурах и давлении воздуха над Байкалом и прилежащих к нему хребтами,
вызывают возникновение ветров исключительной силы. В разных районах озера, эти
местные ветры имеют разное направление и называются: верховик, баргузин, култук,
сарма. Сарма – ураганный ветер, достигающий скорости более 40 м/с.

Внутренние воды.

Местные жители называют озеро, морем. В котловине заключен такой же объём
воды, как в Балтийском море, но воды пресной. Чтобы заполнить котловину Байкала
водой, всем рекам земного шара пришлось бы “работать” почти год. В Байкал
впадает около 550 рек и речек, а вытекает одна Ангара – приток Енисея.
Большинство рек, несущих свою воду в Байкал, стекают со склонов хребтов,
обрамляющих котловину, и имеют совсем небольшую длину. Самая крупная река –
Селенга, большая часть бассейна которой расположена в пределах
Монголии.

Флора и фауна Байкала.

Очень своеобразен и интересен органический мир Байкала. Здесь встречается
около 1500 видов животных и свыше 1000 видов растений, большую часть которых
составляют разнообразные водоросли. Байкал, единственная в своём роде природная
лаборатория, создавшая столь значительную коллекцию небывалых растений и
животных. Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоёмах планеты.
К числу таких видов относится голомянка – розовато – белая, полупрозрачная, не
имеющая чешуи рыбка с воздушными, точно сотканными из паутины нежными плавникам.
Это живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детёнышей. Её тело содержит 30%
жира. Эта рыбка является пищей для единственного млекопитающего, освоившего
водные просторы озера, тюленя, или байкальской нерпы. Стадо тюленя сейчас в
хорошем состоянии – около 70 тыс. голов. В озере живёт 56 видов рыб: байкальский
осётр, таймень, ленок, чёрный и белый хариус, омуль и др. рыбы. Большую ценность
имеют лесные ресурсы тайги прибайкальских хребтов, состоящей из кедра, сосны,
лиственницы. Кедровые леса растут по склонам. В тайге обитают: соболь, белка,
медведь, и другие животные.

3. Экологические проблемы озера Байкал.

Мы завершили изучение особенностей природы оз. Байкал. Байкал это “чудо
природы во всех отношениях”. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой
славой. В последние годы, когда проблема дефицита чистой пресной воды в мире
волнует всё человечество, водная масса озера привлекает особое внимание. В
Байкале сосредоточено 80% доступных для использования пресных вод России и 20% –
мировых.

Весьма заманчивым представляется использование байкальских вод для развития
тех отраслей, которые требуют для технологических нужд большого количества воды
(например, в целлюлозно-бумажной промышленности). Но это ведет к загрязнению вод
Байкала.

Рассмотрим далее проблемы, возникающие при взаимодействии Байкала и человека.
Эти проблемы, вызывают тревогу. Попытаемся помочь Байкалу и решить его проблемы.

Обучающимся, предлагается заполнить схему, используя материал
учебника и полученные на уроке знания.

II. Подведение итогов и домашнее задание.

Мы завершили изучение природы оз. Байкал. Для обобщения знаний проведем
проверочную работу в виде теста.

1. В пределах какого ПТК расположено оз. Байкал:

а) Горы юга Сибири;
б) Средняя Сибирь;
в) Восточная Сибирь.

2. Как переводится на русский язык “Байкал” с якутского:

а) океан;
б) море;
в) залив.

3. Максимальная глубина оз. Байкал:

а) 1637м.
б) 2314м.
в) 3421м.

4. Голомянка это:

а) рыба;
б) птица;
в) насекомое.

5. Самая большая река, впадающая в Байкал:

а) Ангара;
б) Селенга;
в) Слюдянка.

6. На территории какого субъекта Р.Ф. расположено оз. Байкал:

а) Республика Хакасия;
б) Республика Тыва;
в) Республика Бурятия.

7. В каком веке россияне узнали о Байкале:

а) 16в.;
б)17в.;
в)18в..

8. Длина оз. Байкал составляет:

а) около 500км.;
б) около 700км.;
в) около 800 км..

9. Ураганный ветер, достигающий скорости 40 км/ч.

а) верховик;
б) култук;
в) сарма.

10. Сколько рек впадает в оз. Байкал:

а) 550;
б) 660;
в) 770.

Д/З: §43; на стр.249 вопросы №1–5,устно.

Для дополнительного изучения природы оз. Байкал, обучающимся предлагается
провести работу и оформить её в виде проекта.

Темы проектов:

1. Проблемы Байкала и пути их решения.
2. Природный мир Байкала и его сохранение.
3. Проект сохранения оз. Байкал.
4. Геологическая история оз. Байкал.
5. Подводный мир оз. Байкал.

Литература:

  1. Э.М.Раковская “География России 8кл.” Просвещение 1999 Москва.
  2. В.П.Сухов “Методическое пособие по Географии России” Просвещение
    1999 Москва.
  3. О.И.Гусев “На очарованном берегу” Москва 1990.
  4. Е.М. Поспелов “ Школьный топонимический словарь” Москва1988.



Следующий: