Методическая разработка урока письма на тему Животный мир. Охрана органического мира. 8-й класс


“Представь себе, что ты дикое животное и что
из-за изменений в природных условиях и климате
твоей среде обитания грозит опасность. Напиши
письмо жителям планеты и объясни, что они могут
сделать, чтобы помочь тебе выжить”.

Цели:



1) Образовательные — Усвоение и закрепление
ведущих идей темы

(экологическая катастрофа на земле); Научить
правильно обращаться с просьбой к другим путем
написания письма.

2) Развивающие – Развитие творческих
способностей учащихся; формирование
практических навыков, умений в работе с письмом.

3) Воспитательные – формирование
экологического мышления и культуры у учащихся.

Оборудование: Экспозиция картин и
плакатов учащихся, макеты, видеофильм
“Заповедники России”, почтовый ящик,
магнитофон.



Эпиграф урока:

Как яблоко на блюдце,
У нас земля одна,
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
разграбить все богатства
у будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то земли не будет
И каждого из нас.

Вступительное слово учителя: Ребята,
сегодня у нас необычный урок. Говорить мы будем
об экологических проблемах на Земле.

На урок приглашены гости. Это директор МУП ВКХ
г. Бузулука

Кашкин В. И. , начальник Вагонного депо Степанов
Г. В. , лесничий Бузулукского бора Зоткин П. П.

1. В последние годы мы часто слышим об изменении
климата на земле, ученые говорят о возможном
смещении земной оси, о сильном загрязнении
географической оболочки. Загрязнение окружающей
среды подавляет способность природы к
самовосстановлению своих свойств.

Назовите причины загрязнения литосферы?

1 ответ ученика: Литосфера — это каменная
оболочка земли. Это, прежде всего плодородные
почвы, на которых растут растения необходимые
для всего живого на земле. Выделю основные
причины загрязнения литосферы. Это: а) бытовой
мусор; б) разрушение почвенного покрова; в)
изменение состава почв из-за выбросов металлов,
ядохимикатов, радиоактивных веществ.

Назовите причины загрязнения гидросферы?

2 ответ ученика: Гидросфера — это водная
оболочка земли. Причины загрязнения: а) сброс
промышленных и сельскохозяйственных, бытовых
сточных вод; б) нефтяное загрязнение.

Назовите причины загрязнения атмосферы?

3 ответ ученика: Атмосфера — это водная оболочка
земли. Это реки, озера, болота, ледники…

Загрязняем, прежде всего, выбросами твердых и
газообразных частиц в промышленности и
транспорте.

2. Очень долго человек не задумывался о
географической среде. Кем когда был создан
первый закон об охране окружающей среды?

Ответ: Первый закон издал английский король
Эдуард I в 1273 году, запрещавший использование
угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение
эдикта полагалась смертная казнь.

В 1338 году король Эдуард III издал закон,
запрещающий сваливать мусор в реки. Согласно
Указам Петра I наказанию подвергались те, кто
сбрасывал мусор в Неву.

3. Каковы пути решения природоохранных проблем
на сегодняшний день?

Ответ: На современном этапе можно выделить
следующие пути охраны окружающей среды:

  1. Создание очистных сооружений.
  2. Рациональное размещение “ грязных
    производств”.
  3. Разработка новых природоохранных технологий.

Слово учителя: Несмотря на все это
экологическая проблема является на земле
глобальной. Взаимодействие общества и природы в
наши дни стало одной из главных общечеловеческих
проблем. Человек изменяет все оболочки планеты.
Это приводит к истощению природных ресурсов,
обострению экологических проблем. Надо помнить,
что на этой планете живем мы не одни.
Экологические катастрофы, происходящие по вине
человека, прежде всего, влияют на изменение
климата земли, изменяются природные условия
среды обитания растения и животных. Они в первую
очередь страдают от нашей деятельности.

4. Особенно трудно выживать диким животным.
Давайте представим себя на месте этих животных и
напишем письмо человеку как разумному существу
на земле. Чем он сможет помочь животным? Письмо
можно написать в прозе или в стихах. Письмо
начинается со слов “Здравствуйте” и
заканчивается словом “До свидания”.

Письмо пишут 15 минут (играет тихая музыка).
Письма дети бросают в почтовый ящик. Ящик
передается жюри (гостям) для просмотра.

5. Ребята, что бы вы предложили по улучшению
окружающей среды?

Ответ: Мы предлагаем включить в пути решения
данных проблем использование средств массовой
информации. В газетах и журналах печатать статьи
о нелегкой жизни животных, об ухудшении нашей
среды обитания. Создавать заповедники,
национальные парки, где диким животным легче
справиться со сложностями проживания на планете,
которую человек сильно изменил и не в лучшую
сторону.

6. Давайте посмотрим небольшой видеофильм о
заповедниках России.

(5 минут идет просмотр фильма).

7. Слово жюри: Все молодцы, с работой справились
быстро и качественно. Лучшие работы зачитываются
вслух.

8. Идет обсуждение. Могут ли помочь такие письма
диким животным?

Ответ: Да, если даже из 100 человек задумаются об
этом хотя бы 50%, то это стоящее дело.

9. Дети благодарят гостей и приглашают на
выставку своих рисунков.

На одной стороне стены помещены рисунки и
плакаты с экологическими катастрофами. Из
заводских труб валит дым, летит копоть и сажа.
Стекают жидкие отходы в реки. Вокруг деревья
стоят без листвы, видны погибшие животные.



На другой стороне стены помещены рисунки с
идеальной планетой Земля. Планета зеленая,
цветущая, голубая. Вокруг заводов небо чистое в
нем летают птицы, в воде плещется рыба, кругом
посажены деревья и кустарники.

Цель выставки: Показать руководителям ведущих
предприятий города, которые загрязняют
окружающую среду к чему нас, может привести
неразумное, нерациональное использование
природных ресурсов. После такого мероприятия они
не смогут не обратить на эту проблему внимания.

10. Подведение итогов урока. Анализ и оценка всех
работ учащихся.

Лучшие работы напечатать в школьной газете “
Глобус” и преложить, другим детям принять
участие в обсуждении столь важного вопроса для
всей живых существ на земле.

Урок заканчивается словами Тура Хейердала
(читает ученик)

“Мир, вокруг которого можно облететь за
девяносто минут, уже никогда не будет для людей
тем, чем он был для их предков”.




Следующий: