Методическая разработка урока литературы в 9-м классе Учиться понимать человека по рассказу В. Шукшина Ванька Тепляшин

Цели урока:

  • создать условия для формирования
    коммуникативной компетенции через закрепление
    умений анализировать художественный текс,
    выделять основные нравственные проблемы;
  • развитие умений давать сравнительную
    характеристику, видеть авторскую позицию,
    выделять главное, существенное в изучаемом
    материале, сравнивать, обобщать, логически
    излагать свои мысли, что будет способствовать
    воспитанию любви к русской литературе,
    обогащению духовного мира школьников.

Средства обучения:

  • текст рассказа В.Шукшина «Ванька Тепляшин»,
  • фильм, снятый по рассказу В.М.Шукшина «Генка
    Пройдисвет» мультимедийный проектор с экраном,
  • слайды,
  • магнитофон,
  • запись музыки к песне «Калина красная»,
  • эпиграф:

«Эй, люди!
Подумаем
Очень серьёзно,
Как жить на земле!»
Р. Рождественский

Тип урока: урок усвоения нового
материала.

На уроке используется технология дискуссии и
ИКТ.

Структура урока

I. Организационный этап

Презентация.

Звучит мелодия песни «Калина
красная» (Слайд 1)

Приветствую учащихся, определяю
присутствующих, проверяю готовность к уроку,
организую внимание учащихся.

Подготовка к активному и сознательному
усвоению нового материала

II. Формулирование темы и определение
учебных задач

- Ребята, прочитайте эпиграф. (Слайд 2). Как вы
думаете, какие слова в этих строках являются
ключевыми? :как жить на земле!

- Можно ли соотнести их с рассказом «Ванька
Тепляшин»?

- Как бы вы сформулировали тему урока, исходя из
содержания рассказа и эпиграфа? Предлагают
свои варианты.

- Всегда ли мы понимаем тех, кто живёт рядом с
нами?

- Можно ли назвать наш урок «Учиться понимать
человека»?

- Итак, мы определились с темой урока (Слайд 3)

А теперь поставьте перед собой учебные задачи
на урок.

После высказываний учащихся обобщаю задачи.
(Слайд 4)

III. Этап усвоения новых знаний

- Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский
писал: «Есть такая опасная вещь — лень души.
Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой
беды. Если есть — выбрось её, не дай прорасти
дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку:
Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что
самое главное в окружающем тебя мире — человек».

Создание диалоговой ситуации

- От чего предостерегал автор этих слов? :от
равнодушия чувствовать и понимать человека

- К чему призывал? :

- Василий Макарович Шукшин всегда чувствовал и
понимал человека и хотел, чтобы и читатели были
такими же внимательными. Дома вы прочитали его
рассказ, а теперь познакомьтесь с некоторыми
биографическими данными автора.

Сообщение учащихся (учащиеся
рассказывают о Шукшине, читают стихотворения. В
это время автоматически сменяются слайды с 5-23). Приложение №1

- Андрей Вознесенский сказал:

Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила страна мужика
И активную совесть.

Создание диалоговой ситуации

- А что такое совесть?

- В. И. Даль говорил: «Совесть — внутреннее
сознание добра и зла» (Слайд 24)

Уже в раннем творчестве Василия Макаровича
были сконцентрированы вечные проблемы добра и
зла, совести и хамства, духовности и
бездуховности, которые так волновали его.
Рассмотрим их постановку и разрешение на основе
рассказа «Ванька Тепляшин».

- Коротко перескажите, о чём этот рассказ? Один
из учащихся пересказывает.

Аналитическая беседа по тексту

- Каким вы увидели героя рассказа? Кто он? Что мы
о нём узнаём? :попал в горбольницу; чувствует
себя одиноко, неуютно; немного привирает о себе;
тоскует.

- Зачитайте, почему Ваньке не понравилось в
больнице? … «Никто друг друга не слышит»

- Что стоит за словами автора: «И верно,
посмотришь на Ваньку — и понятно станет, что он,
пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже -
уметь надо».

- Какое событие всколыхнуло героя, изменило его
поведение? Как изменило? Зачитайте или
перескажите. Появление матери. Закричал
радостно: «Мама идёт!», «свесился с
подоконника».

- Как вы оцениваете такое поведение героя? :искренний,
простой, любящий мать:

Монолог учителя

- В произведениях Шукшина живут бесхитростные
люди деревни, его земляки. Описывая обыденное,
автор нашёл там много нового, неизвестного,
глубинного. Красоту и силу своих героев Шукшин
видит в безоглядной любви к людям. Его типичный
герой — это чудоковатый человек, «чудик»,
душевный, искренний. В рассказе «Чудик» автор
говорит: «Чудик обладал одной особенностью: с
ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел
этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь
истории — мелкие, впрочем, но досадные».

Создание диалоговой ситуации

- Можем ли мы Ваньку Тепляшина отнести к разряду
шукшинских «чудиков»? Мотивируйте свой ответ. :да.
Со слов матери мы узнаём, что Ваньку выгнали из
ФЗУ. Она переживает, что её сын нигде не может
закрепиться.

- Как вы думаете, почему у героя постоянно
происходят конфликты с людьми? :он простой, но
имеет чувство собственного достоинства, не может
спокойно смотреть на несправедливость.

Чтение по ролям отрывка «Ванька побежал
вниз: — Стигнеев! Лизавета Сергеевна!.. — закричал
он».

Аналитическая беседа по тексту

- Каково общее впечатление?

- Как вы думаете, что больше всего подтолкнуло
Ваньку к ссоре?:красноглазый обидел мать

- Какие социально-нравственные явления
символизирует образ красноглазого вахтёра?
:привычное хамство, неуважение к человеку,
озлобление, взяточничество.

- Какие слова и выражения раскрывают образ
красноглазого? :»красноглазый даже и не
слушал её», «деревянно прокуковал», «опять
трижды отстукал это:», «безучастно смотрел в
сторону»

- Какие синонимы заменяют слово «говорил» по
отношению к вахтёру? В чём их смысл?

: «прокуковал», «отстукал». Эти глаголы
говорят о том, что речь идёт о бесчувственном
человеке, у которого нет сердца.

- Актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе, в
наши дни?

- Почему красноглазый чувствует себя уверенно? :потому
что все молчат, никто его не останавливает.

- Найдите в тексте слова, которыми может быть
сформулирована основная мысль. : «Надо
человеком быть!»

- Как вы думаете, связана ли с идеей рассказа
фамилия героя?

- Ответил ли автор этим рассказом «Как жить на
земле»? (Слайд 25)

Этап подведения итогов

IV. Рефлексия.

- О чём заставил вас задуматься В.М.Шукшин этим
рассказом?

- Посмотрите отрывок из фильма, снятого по
рассказу В.Шукшина «Генка Пройдисвет» и
скажите, есть ли связь между ним и рассказом
«Ванька Тепляшин»? (Если нет фильма, то можно
зачитать следующие слова из рассказа «Дядя
Гриша говорит: «Мы здесь гости. Поживём и пойдём
отчитываться за наши дела. Задумайся! Задумайся!
За всё придется отвечать. Всё учитывается. Мы как
киноаппараты. Живём, а на плёнку всё снимается.
Всё снимается! Как прожил, как подумал, как проть
совести пошёл. Всё снимается!

И вот ты умираешь, киноаппарат этот, тело твоё,
хоронят, а плёнку берут и смотрят, как ты жил.»)

- Удалось ли реализовать задачи, поставленные в
начале урока? Прокомментируйте. (Слайд 26)

- Что вы чувствовали в начале урока? Что
чувствуете сейчас? Есть ли у вас чувство
неудовлетворённости? Довольны ли вы своей
работой на уроке? Выскажите, пожалуйста, свои
впечатления, замечания, пожелания.

Инструкция о домашнем задании.

- Домашнее задание предлагаю на выбор. (Слайд 27)

1) подготовить рассказ о писателе (можете
воспользоваться услышанным на уроке и стр.
учебника 214 -215),

2) подготовить художественный пересказ
рассказа «Алёша Бесконвойный».

- Закончить урок я хочу словами Василия
Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть: Мы один раз, уж так
случилось, живём на земле. Ну так и будьте
повнимательнее друг к другу, подобрее». (Слайд 28)

Включаю запись музыки на песню «Калина
красная» (Слайд 29)

- Спасибо за урок! До свидания.

Следующий: