Методическая разработка урока литературы в 8-м классе Гуманизм в рассказе Л. Н. Толстого После бала


Цель урока:

обучающая:

1) расширить знания учащихся о
прошедшей эпохе;
2) выявить основные проблемы рассказа;
3) выяснить теоретико-литературные вопросы:

а) прием антитезы;
б) обрамление;
в) наличие двух рассказчиков;



развивающая:

показать связь литературы с
другими предметами: историей, живописью, музыкой.

воспитательная:

1) привить интерес и любовь к литературе;
жизни и творчеству Л.Н.Толстого;
2) способствовать нравственному воспитанию
учащихся: сформировать понятие о том, что каждый
человек должен отвечать за жизнь других людей.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого работы художника Ге;
  • анкеты учащихся;
  • диаграмма результатов анкет;
  • иллюстрации художников к рассказу “После
    бала”;
  • рисунки детей к рассказу Л.Н.Толстого;
  • грамзапись текста рассказа Л.Н.Толстого “После
    бала” (фонохрестоматия);
  • музыкальное оформление (исполнение мазурки и
    вальса на скрипке);
  • карточки – задания по анализу текста;
  • листы самооценки;
  • С.И.Ожегов “Словарь русского языка”;
  • документ – камера.

  • Ход урока

    Я верю, что есть истина и что
    будет она открыта людям…

    Л.Н.Толстой.

    Слово учителя:



    ребята, у каждого
    из вас на столах лежит “Лист ожидания от урока”,
    в котором вы должны самостоятельно оценить свою
    деятельность в начале урока и в конце. В начале
    урока – насколько вы готовы к нему. В конце урока
    – насколько вы обогатили свои знания на уроке,
    насколько он вам был интересен. (самооценка
    учащихся в начале урока) < Рисунок 1>

    Опрос

    : прослушивание мини –
    докладов учащихся, которые касались интересных
    фактов жизни биографии писателя Л.Н.Толстого. (1.
    “Муравейные братья”, 2. “Удивительные
    способности Л.Н.Толстого к языкам”, 3.
    “Физическая закалка писателя”).

    Вопрос классу:

    – Что вас
    поразило в этих мини – докладах?

    Вывод учителя

    : Лев Николаевич
    большое внимание уделяет физической закалке.
    Каждый человек, в каком бы он возрасте не
    находился, должен следить за своим здоровьем,
    быть крепким, только тогда он может идти в ногу со
    временем, нравственно обновляться и
    совершенствоваться.

    Лев Толстой был велик не только как
    писатель, но и как человек, как личность. Обратите
    внимание на портрет Толстого, созданного в 1884
    году художником Н.Н. Ге. < Рисунок 2>

    Вопрос классу

    : – Какое
    впечатление оставляет у вас портрет?

    – Рассмотрим его.

    Ответы учащихся

    : Поздний вечер.
    Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме
    установилась глубокая тишина. Все вокруг спит. И
    только великий труженик Толстой не может
    оторваться от работы, которая сейчас составляет
    главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда
    стала доступной всем людям. Толстой похож здесь
    на мудрого и величественного пророка, судью,
    учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает
    лицо Толстого, свет серебрит его седины, и это
    создает ощущение ясности мысли, внутреннего
    спокойствия.

    Вывод учителя:

    Ге рисовал
    писателя, когда тому было уже 56 лет. Кажется,
    именно так выглядел Толстой, когда создавал
    рассказ “После бала” (1903 г.). В нем как бы слились
    глубокий дух и напряженная работа мыслей.

    Анализ ответов учащихся на вопросы
    анкеты. Работа с диаграммой

    < Рисунок 3>

    Слово учителя:

    Предварительно вы
    самостоятельно прочитали рассказ Л.Н.Толстого
    “После бала” и ответили на вопросы анкеты,
    которые я вам дала. Посмотрите на диаграмму.
    Результаты анкеты выглядят таким образом: на
    вопрос анкеты

    – Какое впечатление на вас произвел
    рассказ?

    Вы единодушно ответили, что он вам был
    интересен, т.е. понравился.

    Зачитывание выдержек из анкет детей:
    (проектирование через документ – камеру)

  • “Очень интересный и увлекательный рассказ,
    особенно понравились романтические отношения
    Ивана Васильевича и Вареньки”.
  • “Понравился сюжет, неожиданная развязка”.
  • Понравился тем, что можно рассуждать вместе с
    героями над волнующими и нас проблемами.
    Например, служба в армии.
  • “Сюжет рассказа во время чтения держал меня в
    напряжении”.
  • “У меня было двоякое чувство: радости, когда
    читала про любовь, и грусти, когда читала про
    избиение татарина”.
  • “Мне очень понравился рассказ, но я не могу
    понять одного: почему Иван Васильевич бросил
    дочку полковника, ведь это ее отец издевался над
    татарином, а не она. Может быть, он думал, что дочь
    полковника будет такой же жестокой, как и ее отец.
    В рассказе показана любовь, но она не похожа на
    современные отношения. Раньше человека
    оценивали по его поступкам, а сейчас больше
    внимания обращают на внешность. Это, конечно,
    важно, но душевные качества важнее.
  • “Мне очень понравился рассказ Л.Н.Толстого
    “После бала”. Я узнала, что от любви до ненависти
    один шаг”.
  • Слово учителя:

    На вопрос анкеты
    “Мог ли полковник поступить иначе?” вы дали
    двоякий ответ: одна часть из вас считает, что мог
    бы, а другая – нет. Чтобы вы пришли к единому
    мнению, мы должны с вами разобраться в содержании
    рассказа, т.е. проанализировать его. Итак, тему
    урока вы определили сами. Запишем ее в тетради по
    литературе. “Гуманизм в рассказе Л.Н.Толстого
    “После бала”. Это будет темой нашего диалога.

    Работа с толковым словарем

    С.И.
    Ожегова: Объяснение лексического значения слова
    гуманизм.

    Диалог учителя с учащимися:

    – Ребята, когда вы прочитали рассказ
    “После бала”, то обратили внимание на
    необычность его построения: рассказ в рассказе.

    – Как называется этот литературный
    прием? (обрамление).

    – При изучении каких литературных
    произведений вы встречались с этим приемом?
    (М.Горький “Детство”, Н.В.Гоголь “Ночь перед
    Рождеством”, А.С.Пушкин “Повести Белкина”…).

    – Сколько рассказчиков в рассказе? Кто
    они? (1– повествователь. 2– Иван Васильевич).

    – Зачем автор использует этот прием?
    (чтобы было правдиво).

    – Рассказ называется “После бала”.
    Само название говорит, что в нем две части.
    Найдите границу этих частей.

    – Первоначально рассказ назывался “
    Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет
    “После бала”. Почему он это сделал?

    Вывод учителя:

    Если бы осталось
    название “Дочь и отец”, главной проблемой было
    бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и
    детей.

    Название рассказа “После бала”
    затрагивало другую проблему, которая утверждала,
    что формируют человека общественные условия и
    случаи.

    – Какую эпоху изображает Толстой? (40-е
    годы XIX века).

    – Кто царствовал в России?

    Сообщение ученика:

    “Николай
    Палкин”.

    Вопрос классу:

    – Почему, по-вашему, в 900 – е годы
    Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие
    годы юности, и положил его в основу рассказа
    “После бала”?

    Вывод учителя:

    Рассказ Толстого
    “После бала” – позднее произведение писателя.
    Оно написано в 1903 году, эпоху назревающего в
    стране кризиса, перед русско-японской войной,
    которую Россия позорно проиграла, и первой
    революцией. А действие рассказа происходит в 40 –
    е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не
    зря возвращается к прошлому, так как для него
    очевидны параллели между положением в обществе и
    армии. В такое время жили герои рассказа Иван
    Васильевич, полковник, Варенька. Весь рассказ
    строится на противопоставлении.

    – Что здесь противопоставлено? (место
    действия, образы, детали, музыка)

    – Каково было социальное положение
    Вареньки? Ивана Васильевича?

    – Какой образ жизни вел Ивана
    Васильевича?

    – Каково главное удовольствие его
    жизни?

    – Найдите описание бала в тексте
    рассказа (прослушивание в записи по
    фонохрестоматии).

    Слово учителя:

    Обратите внимание
    на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое
    время на бал и послушаем, как звучала музыка
    мазурки и вальса.

    (Исполнение учащимися на скрипке
    мазурки и вальса) < Рисунок 4, 5>

    – Как выглядела Варенька? Найдите
    описание ее портрета.

    – Какая деталь портрета вас удивила?

    Вывод:

    При создании картины бала,
    при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой
    использует прилагательные: чудесный, прекрасная,
    знаменитые, великолепный…Все они передают
    возвышенное настроение Ивана Васильевича, его
    радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я
    один, все смотрели на нее и любовались ею,
    любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то,
    что она затмила их всех. Нельзя было не
    любоваться”.

    – Найдите описание портрета отца
    Вареньки.

    – О чем говорит его портрет?

    – Какой вывод делает для себя Иван
    Васильевич, глядя на сапоги полковника?

    Задание классу:

    Составьте
    логические цепочки поведения Ивана Васильевича
    во время бала и после бала.

    Самостоятельная работа

    учащихся
    по составлению логических цепочек < Рисунок 6>


    Во время бала

    5.

    От счастья не
    может заснуть.

    4.

    Обнимал весь мир
    своей любовью.

    3.

    Я был не я, а какое
    – то неземное существо.

    2.

    Варенька затмила
    всех. Иван Васильевич любуется ею.

    1.

    Бал: музыка,
    танцы. Пьян любовью.

    После бала

    1.



    Звуки флейты и барабана. Это была
    нехорошая музыка.

    2.

    Картина экзекуции. Рядом фигура
    полковника.

    3.

    Полковник бьет по лицу солдата.
    “Мне было стыдно”.

    4.

    Не может заснуть от увиденной
    картины.

    – Задание классу:

    Сравните эти
    логические цепочки. О чем они говорят?

    Вывод:

    Чувство радости сменяется
    чувством грусти, подавленности. Л.Н.Толстой
    использует прием контраста, который еще больше
    выражает главную тему рассказа.

    – Почему Иван Васильевич не мог
    поступить на военную службу и никогда не служил?

    – Оправдываете ли вы его?

    – Почему он расстался с Варенькой?

    Вывод:

    Варенька, ее улыбка
    напоминали Ивану Васильевичу ее отца. Он не мог
    забыть того, что увидел…

    Самооценка учащихся работы на уроке

    (заполнение
    листа самооценки) < Рисунок 7>

    Задание на дом:

    1.Составить план
    характеристики одного из героев:

    а) Иван Васильевич;

    б) полковник.

    2.Художественный рассказ по плану.

    Литература

    1. Л.Н. Толстой “После бала”.
    2. Н.С. Шер “ Рассказы о русских писателях”.
      Москва. 1964 год. Издательство “ Детская
      литература”.
    3. В.Я. Коровина “ Развитие речи учащихся 5 – 10
      классов в процессе изучения литературы в школе”.
      Москва. “Просвещение”. 1985 год.
    4. И.А. Фогельсон “Литература учителя” (раздел
      “Л.Н.Толстой”). Москва. “Просвещение”. 1990 год.



    Следующий: