Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме Месть. Что это? анализ фрагмента повести В. Закруткина Матерь человеческая

Цели и задачи урока:

  • подвести к осознанию того, что у
    поверженного (а значит, более неопасного) врага
    есть право на гуманное обращение даже в том
    случае, если его противники охвачены желанием
    отомстить;

  • закреплять умение собирать материал
    для характеристики героя, выявлять авторскую
    позицию.

Оформление доски:

портрет писателя,
иллюстрации.

I. Слово учителя:

- Давайте перенесемся в далекий и
страшный 1942 год. Идет жестокая война. Один из
хуторов немцы полностью сжигают, жителей
убивают. И вот на пепелище остается одна женщина
по имени Мария, мужа и сына которой повесили.

- Однако новое испытание ждало Марию,
вернувшуюся в сожженную деревню. Об этом
рассказывает в своей повести писатель В.
Закруткин. В основе его повести «Матерь
человеческая» лежит реальный факт.

«Ранней осенью 1943 года, — пишет автор, -
мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по
степи.

В полдень мы въехали в черные
развалины какого-то сожженного гитлеровцами
хутора. На хуторе не было ничего живого…

Мы уже приблизились к выезду из руин,
как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый
мальчишка лет четырех, а следом выползла еле
прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы
подняли плачущую женщину, и она, придя в себя,
рассказала нам все, что ей удалось пережить среди
развалин родного хутора… Ей посчастливилось
спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда
сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем
погребе…»

- Тогда же в перерыве между боями, В.
Закруткин написал об этой женщине рассказ «О
живом и мертвом», который был напечатан в 1944
году. Спустя много лет В.Закруткин решил написать
повесть о женщине, перенесшей все тяготы войны и
сохранившей человеческую душу.

Выразительное чтение текста учащимися
по цепочке.

II. Аналитическая работа no тексту.

- Какое чувство овладело Марией,
когда она увидела в погребе разрушенного дома
немца?

Ученики зачитывают отрывок из текста.

- «…Ненависть и горячая злоба
захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой
прихлынули к горлу. Алый туман застил ей глаза, и
в этом негустом тумане она увидела безмолвную
толпу хуторян…»

Учитель просит дать толкование слова
«ненависть».

Ученику записывают данное толкование
в тетради.

Ненависть — чувство сильной вражды и
отвращения.

- Обратившись к тексту, опишите
раненого немецкого солдата.

- Немец был бледен, изможденный, с
тонкой мальчишеской шеей, серый китель был
расстегнут, а на застиранной ночной сорочке
багровело пятно крови, со светло-голубыми,
мокрыми от слез мальчишескими глазами…

Учитель обращает внимание учеников на
то, что раненый был безоружен.

Ученики подбирают синонимы к слову

безоружен:

- беззащитен, неопасен, слаб и т.д.

- Какое чувство к раненому солдату
хотел вызвать у читателей автор повести? Как он
этого добивается?

- Чувство жалости, сострадания.
Передать психологическое состояние героя.
Писателю удалось с помощью слов «раненый,
безоружный, изможденный, тихий сдавленный крик,
бессильное тело не слушалось его» и т.д.

Ученики записывают эти слова в
тетрадь.

- Мария решилась на убийство. Чем было
вызвано это решение?

-

Местью за разрушенный хутор, за
гибель мужа, сына, хуторян.

Работа с толковым словарем. Запись в
тетради толкования слова «месть».

Месть — действие в оплату за
причиненное зло, возмездие за что-нибудь.

- Но почему вдруг «мстительная
решимость» покинула Марию в последний момент.
Зачитайте данный эпизод.

- «…и в это мгновение услышала
тихий, сдавленный крик, который ей показался
громом: «Мама! Ма-а-ма!»

- С чем сравнивает автор слабый крик:
«Мама!» умирающего немца?

- «…множеством раскаленных ножей
впился в грудь Марии крик, а короткое слово
«мама» заставило содрогнуться от нестерпимой
боли»

- Укажите средства речевой
выразительности, которое использует автор в этом
предложении?

- Почему именно слово «мама»
заставило содрогнуться Марию от боли?

- Именно в этот момент она подумала о
своем погибшем сыне и не родившемся ребенке.
Мария осознала, что перед ней лежит раненый
мальчишка, который просит у нее помощи и пощады.

- С чем у вас ассоциируется слово
«мама»? Запишите эти слова в тетрадь.

- Мама — жизнь, радость, счастье,
зашита, помощь в трудной ситуации, ласка, доброта
и т.д.

- Что вы узнали о короткой жизни
Вернера Брахта? Зачитайте отрывок из текста.

- Узнали о том, что никого не убивал, что
его мать — такая же, как Мария, крестьянка, а отец
недавно погиб под Смоленском. Что он сам, едва
закончив школу, был мобилизован и отправлен на
фронт.

- Как Мария заботится об умирающем
Вернере? Зачитайте из текста.

- «Осторожным прикосновением
пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку
немца……присела рядом с немцем на корточки и,
поддерживая рукой его горячий затылок, напоила
молоком……принесла охапку сена и постелила
умирающему немцу…»

- А куда же делось чувство мести и
злобы, охватившее Марию в первые минуты встречи с
немцем? Неужели она забыла обо всем, что сделали
немцы с ее семьей, с хутором, местными жителями?

- Месть прошла. Мария поняла, что она не
сможет убить этого мальчика, который нуждался в
ее помощи. Мария не забыла, что сделали немцы с ее
семьей, она просто не могла мстить невинному
человеку.

- Прочитайте описание природы в
момент смерти Вернера Брахта. Почему именно так
описывает автор осенний день?

- «…Торжествующий мир сиял осенней
красой: светило неяркое солнце, по голубому небу,
редея, лениво рассеиваясь, плыли легкие белые
облака…» Автор говорит о том, что Марии надо
жить во имя будущего.

III. Слово учителя — подведение итогов
урока:

- Мария не смогла убить человека,
который нуждался в ее помощи, был смертельно
ранен. Она даже ужаснулась тому, что слепо
подчинилась охватившему ее чувству злобы и мести
и могла убить этого несчастного немца — Вернера
Брахта. Мария поступит гуманно.

Запись в тетрадь слова «гуманный»,
«гуманизм».

Гуманизм (гуманное отношение) -
отзывчивое, человечное отношение.

- Назовите литературный прием,
который использует автор в тексте для раскрытия
идеи произведения?

- Прием антитезы, т.е.
противопоставление.

IV. Вывод по уроку:

- Как вы понимаете, что же такое месть?

- Уместна ли месть во всех ситуациях?

- Всем ли людям можно мстить?

- Месть — одно из сложнейших явлений в
жизни человека. Мстить нельзя людям беззащитным,
раненым, нуждающимся в помощи другого человека. А
во время войны месть очень опасна, ведь из-за
вражды гибнут ни в чем неповинные люди.

V. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение «С
каким стихийным бедствием можно сравнить
месть?»

Следующий: