Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по теме Особенности поэтики А. Блока Стихи о Прекрасной Даме


Цель и задачи урока:

  • Показать влияние философии В. Соловьева на
    творчество А.А.Блока;
  • выявить особенности его поэтики на основе
    произведений, вошедших в сборник “Стихи о
    Прекрасной Даме”,
  • ввести в мир настроений и образов;
  • развивать навыки анализа поэтического текста;
    прививать любовь к прекрасному.

Оборудование:

  1. портрет А.А.Блока;фотографии Казанского и
    Исаакиевского соборов;
  2. репродукция иконы Казанской Божией Матери;
    запись мелодии Чайковского;
  3. отрывка из оперы Рыбникова “Юнона и Авось”
    (молитва);
  4. песни Б.Окуджавы “Женщина,Ваше Величество”,
    “Передо мною на столе портрет одной Прекрасной
    Дамы”.

Ход урока

1. Слово учителя.

Звучит “Сентиментальный вальс”
П.И.Чайковского. Учитель читает сти-хотворение
А.А.Блока “Бегут неверные дневные тени”.

- Это стихотворение входит в поэтический цикл
“Стихи о Прекрасной Даме”.

Почему поэт так назвал свой сборник
стихотворений? Какие ассоциации у вас
возникают,когда слышите: “Стихи о Прекрасной
Даме”?

(Выстраивается ассоциативно-логическая
цепочка).

- Какое слово можно было бы добавить? (Сердца, о
Даме сердца).

- Кто избирал себе Дам сердца и в какие времена?
(Рыцари Средневековья).

- Выбирая Прекрасных Дам сердца, рыцари
Средневековья посвящали им свои подвиги, писали
стихи, воспевая их красоту и духовное
совершенство. Рыцарей и Дам сердца связывала
чисто платоническая любовь. Стихи были наполнены
таинственностью, мистическим содержанием, а
средством выражения выбирали символы, знаки. О
высоком, духовном нельзя было говорить обыденным
языком.

В конце Х!Х – начале ХХ вв. появилось
литературное течение, которое объ-единило
поэтов, веривших в совершенство мира.Это течение
- символизм.

- Что объединяло поэзию символистов с поэзией
Средневековья?

(Девиз символистов: “Идеализм и
религия”.Символисты утверждали: “Глав-ное для
искусства – мистическое содержание, а средство
его выражения – символы. В поэзии Средневековья
и поэзии символистов присутствует двоемирие: мир
делится на “здешний” (земной, природный) и
“потусторонний” (высший, совершенный, вечный,
божественный).

А.А.Блок

  • Прекрасная Дама…сердца
  • связь с символистами рыцари Средневековья

Стихи

  • идеализм и религия реальное – ирреальное -
    идеальное -мистическое
  • главное для искусства — поэзия символов
  • мистическое содержание, а средство его
    выражения – символы

Двоемирие

  • “здешнее” “потустороннее”
  • (земное, природное) (высшее, совершенное, вечное,
    божественное)

Человек (связующее звено)

Учитель обращается к цитате, записанной на
доске: “…Символическое, а, следовательно,
мистическое восприятие действительности было
физиологическим фактом блоковского бытия”.
(А.Белый)

Итак, как вы думаете, что мы должны выяснить на
уроке, анализируя стихотворения А.Блока,
вошедшие в цикл “Стихи о Прекрасной Даме” ?
(Ученики

формулируют цель урока.)

Поэзия Блока “периода Прекрасной Дамы” тесно
связана с идеями философа и поэта Вл.Соловьева,
который в образе Вечной Женственности воплотил
мечту о красоте, призванной спасти мир.
Вл.Соловьев был идеологом русских символистов,
влияние которого, бесспорно, сказалось и на
творчестве Блока.

2. Сообщение учащегося о влиянии философии
Вл.Соловьева на творчество А.Блока.

Учитель. Для того, чтобы “открыть” Блока,
необходимо совершить экскурс в поэзию
Блока-символиста.

(Звучит песня Б.Окуджавы “Женщина, Ваше
Величество”)

3. Инсценировка. Поэт и Прекрасная Дама (На
доску проецируется портрет А.Блока и
Л.Д.Менделеевой.)

Поэт.

Ложится мгла на старые ступени:
Я озарен, я жду твоих шагов…

Редактору журнала “Северные цветы” Брюсову.
Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко
всему отделу моих стихов я бы хотел поместить
такое: “О Вечно Женственном”. В сущности, это и
есть тема всех стихов.

Учитель. Первая книга Блока “Стихи о
Прекрасной Даме”, вышедшая в 1904 г., была
посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихи
1901-1902 гг., составившие ядро первой книги лирики
Блока, написаны в пору самой горячей и нежной
влюбленности в ту, которая стала его женой.

Прекрасная Дама. “В сумерки октябрьского дня я
шла по Невскому к Казанскому собору и встретила
Блока…”

Поэт. “Сначала пошли в Казанский собор, а
потом…в Исаакиевский… В соборе почти никого не
было. Нас поразила высота, громада, торжество,
сумрак…”

Прекрасная Дама. “Мы сидели в стемневшем уже
соборе на каменной скамье под окном, близ моей
Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше
всякого объяснения. Мне казалось, что я давно
отдаю свою душу…”

(Звучит молитва из оперы А.Рыбникова “Юнона и
Авось”)

Учитель. В тот же день, 17 октября 1901 года, поэт
написал стихотворение “Медленно в двери
церковные…”

(Ученик читает ст. “Медленно в двери
церковные…”)

Поэт. “Помните…эти сумерки? Я ждал час, два,
три… Иногда Вас совсем не было. Но, боже мой, если
вы были! Тогда вдруг звенела и стучала,
захлопываясь, эта дрянная мещанская , скаредная,
дорогая мне дверь подъезда. Сбегал свет от
тусклой желтой лампы. Показывалась Ваша фигура –
Ваши линии, так давно знакомые во всех мелочах…”

(Звучат стихотворения “Я долго ждал – ты вышла
поздно…”, “О легендах, о сказках, о мигах…”)

Поэт. “Стихи о Прекрасной Даме” — ранняя
утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется
душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество,
мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая
пленяет недоступностью…Там все будущее – за
семью печатями.

Мне странно, что Вы находите мои стихи
непонятными… В непонятности меня, конечно,
обвиняют почти все…”

4. Учитель. Огромную роль в ранних
стихах Блока играло слово “таинственный”.
Таинственный сумрак, таинственный мол,
таинственные соцветия… Всюду у поэта были тайны
и таинства. И тайной тайн была для него та
Таинственная, которой он посвятил свою первую
книгу и которую величал в этой книге Вечной
Весной, Вечной Надеждой, Вечной Женой, Вечно Юной,
Непостижимой, Недостижимой, Несравненной,
Владычицей, Царевной, Хранительницей, Закатной
Таинственной Девой.

К.И.Чуковский писал: “Таинственность была ее
главное свойство. Мы не знали, кто она, какая она,
знали только, что она таинственна. Лишить ее этой
таинственности, и она перестанет быть.

Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится, на
каждой странице иной: не то она звезда, не то
женщина, не то скала, озаренная солнцем. Всякое
отчетливое слово убило бы его Прекрасную Даму…

Все шесть лет об одном. Ни разу за все это время
не нашлось ни единого слова – иного. Вокруг были
улицы, женщины, рестораны, газеты,но ни к чему он
не привязывался, а так и прошел серафимом мимо
всей нашей человеческой сутолоки… Ни слова не
сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу
сторону..”

Только об этом он и пел – изо дня в день 6 лет: с
1898 по 1904-й, и посвятил этой теме 687 стихотворений.
687 стихотворений одной теме! Мы же с вами
проанализируем лишь несколько. Но прежде давайте
вспомним систему символов Блока (материал
предшествующего урока).

  • Кто является лирическим гером стихотворений?
    (Инок, рыцарь, юноша, поэт.)
  • Что лежит в основе системы символов? (Лирический
    герой стремится к Прекрасной Даме.)
  • Что стоит за этим стремлением? (Мистическое
    постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к
    идеалу.)
  • Что является синонимами Прекрасной Дамы? (Заря,
    звезда, солнце, белый цвет.)
  • Символом чего является белый цвет? (Вечной
    Женственности.)

Размыкание кругов? (порыв к ней);

  • ветер? (знак ее приближения);
  • утро, весна? (время, когда надежда на встречу
    наиболее крепка);
  • зима,ночь? (раз-лука,торжество злого начала);
    другие берега? (иной,потусторонний мир); с
  • иние, лиловые миры? (крушение идеала);
  • болото? (обыденная жизнь);
  • жОлтые фонари, жОлтая заря (пошлость
    повседневности);
  • чОрный (символ грозного,опас-ного);
  • почему через О? (замкнутость пространства).

5. Учащиеся (4 группы) анализируют
стихотворения А.Блока по данным вопросам.

1.“Вхожу я в темные храмы…”

  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
  • Каким предстает лирический герой
    стихотворения?
  • Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы?
  • Какими средствами создается ее образ?
  • Какие важнейшие мотивы участвуют в его
    создании?

2. “Я, отрок, зажигаю свечи…”

  • Каковы предметный ряд и цветовая гамма
    стихотворения? Какой цвет господствует?
  • В каком облике предстает лирический герой?
  • Как изображена Прекрасная Дама?
  • Какие мотивы выполняют функцию, сходную с
    мотивами сна?
  • В чем сходство лирического сюжета двух
    рассмотренных стихотворений?

3. “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…”

  • Что нового появляется в психологическом
    состоянии лирического героя данного
    стихотворения?
  • Как осложняется лирический сюжет?
  • Какие художественные образы подчеркивают
    драматизм сюжета?
  • Чем, по-вашему, объясняется страх героя?
  • Почему местоимение Ты поэт пишет с заглавной
    буквы?

4. “Мне страшно с Тобой встречаться…”

  • Какой поэтический прием создает ощущение
    острого драматизма?
  • Какой мотив, только намечавшийся в
    рассмотренных ранее стихах, становится здесь
    основным?
  • Какие образы (звуковые и цветовые) создают
    атмосферу стихотворения и как они соотносятся с
    образным строем рассмотренных стихотворений?
  • Как вы понимаете финальные строки?
  • Какие образы усложняют повторяющийся
    лирический сюжет?

(Зачитывается анализ стихотворений и
дополняется, обсуждается.)

Учитель: Приведите примеры использования:



а.) ассоциаций в ст. “Плачет ребенок. Под лунным
серпом”. Какую функцию они выполняют?

б.) поэзии намеков в ст. “Девушка пела в
церковном хоре…”

в.) художественной детали в ст. “Вхожу я в
темные храмы…”



- С какой целью использует поэт эти средства?

Обобщение материала в форме экспресс-интервью.

- Что нашло отражение в цикле ст. “Стихи о
Прекрасной Даме”?

- Что было наиболее близко Блоку в учении
Соловьева?

- Какая мысль философа получила живой отклик у
поэта-романтика?

- Как соловьевские идеи “двоемирия”, т.е.
сочетания материального и духовного,
воплотились в “Стихах о Прекрасной Даме”?



- В чем многоплановость облика Прекрасной Дамы?

- Что использует Блок для усиления мистического
впечатления?

Учитель: Традиции А.А.Блока возвеличивания
Вечно Женственного живы и в современной поэзии.

Звучит песня Б.Окуджавы “Передо мною на столе
портрет одной Прекрасной Дамы”

Домашнее задание: Выучить одно из
понравившихся стихотворений.

Литература.

  1. Анисарова Л.А. “…Сквозь жар души, сквозь хлад
    ума” (Жизнь и творчество Александра Блока). — М.:
    ООО “Издательство Астрель”, 2004. Стр. 28-59.
  2. Бекетова М.А. “Воспоминания об Александре
    Блоке” (Сост. В.П.Енишерлов и С.С.Лесневский.) М.:
    Правда, 1990. Стр.60-91.
  3. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980.-
    М.,1996. — С.200-201.
  4. Енишерлов В.П. “Я лучшей доли не искал. Судьба
    Александра Блока в письмах, дневниках,
    воспоминаниях”. М.,1988.
  5. Жирмунский В.М. Теория литератур. Поэтика.
    Стилистика. Л.,1977. (Статья “Поэтика Блока”)
  6. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока. 2-е изд. Л.,1981
    (Статья “Идея пути в поэтическом сознании А.
    Блока”.)
  7. Долгополов Л.К. Александр Блок. 2-е изд. Л.,1980.
  8. Громов П.А. Блок, его предшественники и
    современники. 2-е изд. Л., 1986.
  9. Тимофеева Л.И. “К вопросу о творческом методе
    Блока”. М., 1980.
  10. Русская литература. ХХ век: Справочные
    материалы (Сост. Л.А.Смирнова. — М.,1995.
  11. Александр Блок: Новые исследования: В 5 т. — М., 1980-1993.



Следующий: