Методическая разработка урока литературы в 11-м классе Категория времени в стихотворении Б. Л. Пастернака Сон


Цель:

через специфику образной системы понять
концепцию мира в стихотворении Б.Л. Пастернака
“Сон”;

  • создать условия для усвоения алгоритма анализа
    лирического произведения;
  • способствовать формированию речевой
    компетенции:
  • Оформление доски: презентация.

    Во всем мне хочется дойти
    До самой сути.
    Б. Пастернак

    Где человек, до конца понявший Пастернака?
    Пастернак — это тайнопись, иносказание, шифр.
    Пастернака долго читать невыносимо от
    напряжения (мозгового и глазного),
    как когда смотришь в чрезмерно острые стекла,
    не по глазу (кому он по глазу?)
    М. Цветаева

    Предварительная подготовка:

    а) заполнение “двойного” дневника;

    б) лексическая работа.

    Повторение терминов: метафора, рефрен,
    аллитерация, художественное время, категории
    времени и пространства.

    Время художественное — специфическая форма
    передачи в искусстве реальных временных
    отношений. Главная особенность Х.в. состоит в том,
    что оно есть образное выражение движения
    природного и социального бытия. Х.в. не только
    отражает реальное время, но и с помощью
    художественных средств передает то, как оно
    осознается, переживается и оценивается
    человеком.

    Трактовка художественного времени во всех
    искусствах обусловливается общим ходом развития
    общественного сознания, которое на каждом этапе
    истории культуры (в первобытное время, в античный
    период, в средние века, в эпоху Возрождения и т.д.)
    и для разных ее этнических типов (на Западе и
    Востоке) вырабатывает особые концепции времени,
    непосредственно воплощающиеся в искусстве.
    (Краткий словарь по эстетике. М., “Просвещение”,
    1983, с.27

    Время и пространство — основные формы
    существования материи. Пространство выражает
    порядок расположения одновременно
    сосуществующих объектов, время -
    последовательность существования сменяющих
    друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий
    материальный процесс развивается в одном
    направлении — от прошлого к будущему. Движение
    является сущностью пространства и времени.
    (Философский словарь. П/ред. И.Т. Фролова. Изд-ие
    4-е. М., Изд-во политической лит-ры, 1980, с.58

    Чтение стихотворения.

    Мне снилась осень в полусвете стекол.
    Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
    И, как с небес добывший крови сокол,
    Спускалось сердце на руку к тебе.

    Но время шло, и старилось, и глохло,
    И паволокой рамы серебря,
    Заря из сада обдавала стекла
    Кровавыми слезами сентября.

    Но время шло и старилось. И рыхлый,
    Как лед, трещал и таял кресел шелк.
    Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
    И сон, как отзвук колокола, смолк.

    Я пробудился. Был, как осень, темен
    Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
    Как за возом бегущий дождь соломин,
    Гряду бегущих по небу берез.
    1913, 1928

    1. Овладение алгоритмом анализа. Фаза вызова:
    использование приема “Двойной дневник”.
    Учитель просит зачитать вопросы, составленные
    учащимися, в логической последовательности. Это
    будет планом исследования текста.

    Эвристическая беседа. Прием технологии РКМЧП:
    чтение с остановками.

    Назовите основные образы в первом стихе.

    Это лирический герой, лирическая героиня,
    названная местоимением “ты”, и друзья.



    - Что их объединяет? Составим предметный ряд:

    Друзья, ты, шутовство, гурьба.

    Запишем ассоциации, возникающие в связи с
    каждым словом.

    Гурьба — ватага, толпа, стадо.

    Словарное определение: шумливая группа людей,
    ватага. Г. Ребят. Идти г.

    Ожегов С.И. “Словарь р.я”.



    Шутовство — (родственное слово — шутить)
    озорство, забавные выходки на потеху другим.

    Друзья — близкие люди.

    Объединяющее звено этих образов — молодость.
    В свою очередь назовем ассоциативный ряд,
    связанный с этим словом:

    беззаботность, счастье, любовь, жажда общения,
    радостное приятие мира.

    Экспрессивный центр этого четверостишья -
    сложная метафора, усиленная сравнением, “и, как
    с небес добывший крови сокол, спускалось сердце
    на
    руку к тебе”.

    1. Сокол — ловчая птица; она не берет добычи с
    земли, а бьет на лету, для чего сперва подтекает
    под нее, взгоняя ее, потом выныривает позади нее
    вверх и внезапно ударяет в нее стрелой, более под
    левое крыло, всаживая отлетный коготь в птицу и
    распарывая ее, ровно ножом. Птица падает, сокол
    спускается на нее, тотчас перерезывает ей горло и
    пьет кровь, тогда как ястреб тычет куда ни попало.

    Ищем общий компонент ЛЗ слов: сердце и сокол. Сердце
    - сердь,
    середина, которая вмещает в себя все
    чувства. Нравственно оно есть представитель
    любви, воли, страсти, нравственного, духовного
    начала.

    В.И. Даль

    Сравнение с соколом уже в фольклоре (соколом
    летает в поднебесье; соколу лес не в диво; и сокол
    выше солнца не летает; не пугай сокола вороной;
    сокол мал, да удал) означало силу, красоту, волю,
    мощь и
    максимальность проявления жизни. Но
    и любовь дает эти же чувства.

    2. Кровь в данном случае — пища. Почему же автор
    предпочитает это слово?

    Кровь по “Полной энциклопедии символов” В.М.
    Рошаль) — ритуальный символ жизненной силы. Во
    многих культурах считается, что кровь содержит
    часть божественной энергии или, в более общем
    смысле, дух личности. Кровь — красная солярная
    энергия. Олицетворяет принцип жизни, душу, силу, в
    том числе омолаживающую. Пища тоже дает
    жизненную силу. Т.о., общий компонент ЛЗ слов
    пища,
    кровь — жизненная энергия, жизненная сила, а также
    сама жизнь, возможность ее существования.

    Вывод: получается, общие компоненты ЛЗ слов:
    сокол — сердце и кровь — пища одинаковое.

    У вас возник вопрос: как сердце может
    спуститься на руку. Дошла очередь до сравнения.

    3. Какой сокол может добровольно
    спуститься на руку и кому?

    - Прирученный. Остались все характеристики
    сокола: непокорность, мощь, воля. Добавилась еще
    одна: доверчивая покорность (якобы покорность).

    Любовь, по Пастернаку, равна прирученности.

    Но пищу можно добыть и не с небес, а пониже.
    Почему так важно именно с небес?

    - Поэзия исходит из высшего понимания явлений.
    Такой способ добывания пищи предопределен
    природой. Не поднявшись ввысь, не насытишься,
    если ты сокол, а не гриф, например. Любовь, в
    понимании Б. Пастернака, насыщена высью, только
    тогда возможно плавное скольжение вниз, к покою,
    что приводит к самодостаточности. Метафора
    сложная. Если учесть многообразие смыслов, можно
    услышать перекличку с двумя фразами — клише:
    предложение руки и сердца и “браки совершаются
    на небесах”. Только здесь “сердце спускается”
    на руку к любимой “с небес”.

    Метафора у Б. Пастернака и сама необычна, и
    выполняет необычную роль. Сокол, небеса как бы
    испытывают те же чувства, что и лирический герой.
    Ощущения человека передаются не путем описания
    его чувств, а путем отождествления его с природой
    с помощью метафорических средств. Зачем?

    Чувство приписано самой природе. Мы видим
    внутреннюю синонимичность природы и чувств
    человека.

    М. Цветаева: “Милый Пастернак, Бог задумал Вас
    дубом, а сделал человеком”.Сам Пастернак называл
    это “чувством целостности бытия, однородности
    жизни”. Она как бы восстанавливает единство
    мира в его целостности, собирает разрозненные
    детали, демонстрирует взаимопроникновение
    предметов и явлений. И тогда лирический герой,
    героиня, гурьба, шутовство — часть природы,
    вечного закона жизни, а любовь гармонична, как
    молодость, небо, птица. Так преодолевается
    ограниченность творческих сил человека перед
    бесконечностью мироздания.

    Поэту недостаточно только метафоры.
    Современники говорили: “У него синтаксис
    топорщится”. Докажем. Восстановим прямой
    порядок слов: И сердце спускалось к тебе на руку,
    как сокол, добывший крови с небес”. Сложная
    инверсия поднимает на дыбы фразу, она становится
    выпуклой и выразительной, добавляя к ЛЗ
    дополнительную экспрессию.

    Но и этого мало. Посмотрим на аллитерацию.
    Найдем намеренное стяжение групп согласных: с-с
    р-с-л- л-с-с-с-р-р

    Какое чувство возникает?

    - Светлой тоски, грусти, полноты бытия. Отец
    поэта — художник, профессор, преподаватель
    живописи. До 13 лет Пастернак упорно занимался
    живописью,5 лет — музыкой, мать — талантливейшая
    пианистка, ученица С. Рубинштейна. Скрябин
    (композитор, который “ пробовал цвета на вкус”,
    зачинатель цветомузыки — друг семьи. К нему ходил
    юный Пастернак на экзамен. Затем — такое же
    страстное увлечение поэзией. Победила поэзия. Но
    живописное и музыкальное восприятие мира
    осталось.

    Пастернак входил в футуристическую группу
    поэтов “Центрифуга”. Они были грандиозными
    экспериментаторами в области слова, звука,
    синтаксиса. Уже современники поэта отмечали его
    уникальную способность передавать впечатления
    от внешнего мира во всей сложной совокупности
    воспринимаемых качеств — формы, цвета, света,
    звука, запаха, температурных особенностей и
    осязательных характеристик, а также тех тонких
    психологических свойств, которыми воображение
    человека наделяет окружающий мир, догадываясь о
    его одушевленности и созвучности человеку.
    Сложное и слитное описание состояния
    лирического героя иногда называют
    синестетическим(от сл. “синестезия” — сложное
    восприятие, при котором взаимодействуют и
    смешиваются ощущения, характерные для разных
    органов чувств; например, “цветной слух”.

    Выводы по первому четверостишью:

    Сон о молодости, дружбе, любви.
    Все в жизни героев состоялось.
    Тогда зачем противительный союз “но”?

    Читаем следующий стих.

    Но время шло, и старилось, и глохло,
    И, паволокой рамы серебря,
    Заря из окон обдавала стекла
    Кровавыми слезами сентября.

    - Какой образ противопоставлен молодости и
    радости бытия?

    - Образ времени. Почему?

    Время — последовательность существования
    сменяющих друг друга явлений.

    На что сменяется мощь, сила, абсолютная полнота
    жизни, так щедро подаренные молодостью? Как это
    показано. Сравним глаголы нево

    - Его главные черты: необратимость,
    неотвратимость, движение от прошлого к
    настоящему (шло), старость (старилось), утрата
    человеком всего, что так щедро дается в
    молодости: остроты зрения, слуха, немощь (глохло).

    Все проходит, даже самые острые моменты
    счастья.

    Как показана необратимость времени? Через
    осень ( в первой строфе — осень, во второй -
    сентябрь, в третьей — снова осень), естественную
    часть годового цикла. В эстетическом сознании не
    лето, не весна, а именно осень ассоциируется с
    необратимостью времени.

    Оно так неизбежно, что эта неизбежность
    усиливается рефреном. Найдите его. Сравните с
    предыдущей строкой.

    -Он (рефрен) не закончен, нет последнего
    компонента. Что вместо него?

    -Опять сложная метафора, усиленная сравнением:
    и рыхлый, как лед, трещал и таял кресел шелк.
    Почему рыхлый, а не твердый лед?

    -Ему время умирать, превращаться в другую
    субстанцию. Как передано движение времени в этом
    стихе? (В первом его нет, во втором — через осень.)

    Здесь — через природное явление — осень и
    предметный ряд: кресла, шелк. Превращение мебели
    в старую, ветхую. Как это связано с лирической
    героиней? И, громкая, вдруг стихла ты.
    Посмотрим на глаголы: трещал, таял, т.е. исчезал
    медленно. Это процесс. А стихла вдруг. Что
    произошло?

    - Осознание прожитой жизни.

    Когда-нибудь каждый из нас совершает открытие,
    касающееся прожитой жизни. Оно комическое,
    трагическое или нейтральное?

    -Трагическое. Почему?

    Вывод. Жизнь трагедийна по своей сути, потому
    что протекает в условиях необратимости, она, как
    и время, необратима. Человек только осознает эту
    необратимость, а победить ее не может. Мудрым
    будет принять это как данность. Но ведь наполнена
    жизнь счастьем. Поэтому трагедийность и счастье
    находятся в диалектическом единстве. Вероятно,
    поэтому наши древние в русскую “Книгу вед”
    занесли: “Счастье неотделимо от страдания для
    тех, кто умеет различать”.

    Переходим к последнему стиху.

    Вспомним о сказанном вначале. Ощущения
    лирического героя не описываются, а передаются с
    помощью метафорических средств.

    Был, как осень, темен рассвет.
    И ветер, удаляясь, нес,
    Как за возом бегущий дождь соломин,
    Гряду бегущих по небу берез.

    Какое по счету упоминание осени.

    - Второе. Это немало, если учесть объем стиха.
    Второй и четвертый стихи связаны с образом осени.
    Почему?

    -Это сон о прожитой жизни. Она состоялась? -ДА.
    Она трагедийна? Да? Прекрасна? ДА.

    Утверждается ценность бытия? -Да. Как?

    Только через ощущение природы, вечного
    годового цикла. Стихотворение всегда передает
    движение лирического чувства, но это еще имеет
    слабый, размытый сюжет. Перечислим события этого
    сюжета.

    - Сон — воспоминание о молодости и любви,
    повседневность быта и осознание уходящей жизни
    лирической героиней и героем, пробуждение героя,
    созерцание рассвета, обрамление всего в
    природную рамку: дождь соломин, гряда берез,
    ветер — вечные приметы, признаки бытия.

    Почему стихотворение завершается пейзажем.
    Ведь все уже сказано о состоянии лирического
    героя?

    Посмотрим на пространство? Найдите угол зрения,
    откуда лирический герой видит этот пейзаж?



    - Пастернак — живописец, музыкант, затем студент
    философского факультета. В Марбурге на стене
    университета, где он стажировался, до сих пор
    висит памятная доска: Б.Л. Пастернак, студент
    1912.Нобелевский лауреат.

    Для поэта- философа все взаимосвязано, ему
    необходимо восстановить единство человека с
    окружающим миром в широком смысле слова,
    превращая окружающую обстановку не просто в
    пейзаж, но в цельную картину мироздания. Художник
    - современник Ю. Анненский выразил эту
    особенность творчества Б. Пастернака так:
    “Пастернак был москвичом. Но подлинной родиной и
    творческой атмосферой Пастернака были и
    остались Вселенная и Вечность. Более близких
    границ он, при его дальнозоркости, не замечал”.

    Пастернаку не свойственно романтическое
    бегство из дома

    Как и положено лирическому произведению, это
    стихотворение о любви, но главный герой — время. Пришло
    время озаглавить урок. Ваши предложения.

    Образ времени в поэзии раннего Пастернака

    Как еще можно изобразить время? Рассмотрим
    примеры и дадим определение времени в каждом
    лирическом произведении.

    Время!
    Начинаю
    про Ленина
    рассказ.
    Но не потому, что
    Горя нету более.
    Время потому,
    что резкая тоска
    стала
    ясною, осознанною
    болью.
    В. Маяковский “В.И.Ленин”

    Значение понятия “время” — срок.

    Прощай, двадцатый век,
    Ты стал великой пылью,
    Мы верили в тебя,
    Когда ты был неправ.
    Прощай, Двадцатый век,
    Ах, мы тебя любили,
    Прости своих детей
    За их нелегкий нрав.
    А. Дольский 1990

    Значение понятия “время” -
    конкретно-исторический период, эпоха.

    Если были б чемпионаты,
    Кто в веках по убийствам первый,-
    Ты бы выиграл, Век Двадцатый.
    Усмехается Век Двадцать Первый.

    Если были б чемпионаты,
    Кто по лжи и подлостям первый,-
    Ты бы выиграл, Век Двадцатый,
    Усмехается Двадцать Первый.

    Если были б чемпионаты, кто по подвигам первый, -
    Нет нам равных, мой Век Двадцатый!
    Безмолвствует Двадцать Первый.
    А. Вознесенский “Из Расула Гамзатова” 1980

    Значение понятия “время” — конкретно -
    историческое.

    Здесь время изображено как конкретно -
    историческое, а не как вечность.

    На фоне революции с ее лозунгами создать новое
    время, ускорить его ход, Б. Пастернак, М. Цветаева,
    О. Мандельштам видели его как вечность, а
    человека в нем — как величайшую ценность. Это
    воплощение экзистенциальной философии.
    Экзистенциализм — философия существования.
    Возникла в начале 20 века в России, после 1-й мир.
    Войны в Германии, в период 2-й мировой войны во
    Франции. Центральное понятие — экзистенция -
    человеческое существование. Основные проявления
    - забота, страх, решимость, совесть. Все они
    определяются через смерть. Постигая себя как
    экзистенцию, человек обретает свободу, которая
    есть выбор самого себя, своей сущности, которая, в
    свою очередь, накладывает на него
    ответственность за все, происходящее в мире.

    Рефлексия. Синквейн

    Время
    равнодушное, необратимое
    “шло, старилось, глохло”
    Вечность
    Человек
    молод, совершенен
    теряет, обретает, смиряется
    старик




    Следующий: