Методическая разработка урока литературы: Спешите делать добрые дела!. Рассказ А. И. Куприна Чудесный доктор. 5-й класс

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение
    информации из прочитанного, ее интерпретация;
    анализ содержания и некоторых художественных
    особенностей текста; самостоятельная оценка
    поступков героев; определение авторского
    отношения к героям и событиям рассказа;
    понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и
    смыслом которого является самостоятельное
    открытие обучающимися нравственных законов
    человеческого общества, формирование системы их
    духовно-нравственных ценностей, расширение
    социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной
    культуры пятиклассников.

Методическая цель: проектирование
урока с учетом требований ФГОС ООО.

Средства реализации методической цели: совместное
целеполагание, планирование деятельности на
уроке; самостоятельная оценочная деятельность
на критериальной основе; приемы работы с
текстовой информацией: определение ключевых
слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация
содержания прочитанного текста; постановка
вопросов этического и нравственного характера,
проблемный анализ рассказа, ролевое чтение,
пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические
задания (формулировка главных мыслей урока,
прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”,
индивидуальные и групповые творческие задания,
полилог.

Формируемые универсальные учебные
действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное
    выделение и формулирование познавательных
    целей, смысловое чтение, поиск и выделение
    необходимой информации, осознанное построение
    речевого высказывания, установление причинно –
    следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание,
    планирование, контроль деятельности на учебном
    занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая
    ориентация, соотношение поступков и событий с
    принятыми в обществе этическими принципами и
    моральными нормами; мотивация на процесс и
    результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и
    слышать, принимать чужую точку зрения,
    формулирование и аргументация собственного
    мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна,
мультимедийная презентация, выставка рисунков
“Наш вернисаж”, листы самооценки.

Предварительная подготовка к уроку

:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный
    доктор”.
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить
    их защиту.
  3. Найти в толковом словаре лексическое значение
    слова “милосердие”.
  4. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить
    их (групповое творческое задание).
  5. Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию
    Петровичу, бывшему хозяину главы семейства
    (индивидуальное творческое задание).
  6. Подготовить художественный пересказ эпизода
    “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное
    задание).
  7. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча
    Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое
    задание).
  8. Подготовить сообщение о Николае Ивановиче
    Пирогове, используя различные источники
    информации (индивидуальное задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

Сегодня к нам со словами напутствия,
благословения на деятельное добро обращается
замечательный писатель начала ХХ века Александр
Иванович Куприн.

Объявление темы урока.

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения.
Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во
что-то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

2. Совместное целеполагание. Попробуйте
сформулировать цели урока.

Формулирование целей урока для обучающихся

:

Разобраться в содержании прочитанного, понять
авторский замысел;

Оценить поступки героев;

Учиться формулировать и аргументировать свое
мнение;

Развивать устную речь;

Участвовать в коллективном обсуждении
вопросов и проблем;

Представить результаты индивидуальной и
групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей
работы.

Работать над содержанием рассказа “Чудесный
доктор” мы будем по плану

План урока

  1. Знакомимся с писателем А.И. Куприным
  2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем
  3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы
  4. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке
  5. Определение критериев самооценки деятельности (Приложение 1).

II. Организационно-деятельностный этап

“Добрый талант…” Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И.
Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова,
определяющие особенности А.И. Куприна как
человека и писателя (Приложение 2).

Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин
утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение
– кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное
- совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению
над страницами прочитанного рассказа.
Разбираясь в содержании, будьте внимательны к
слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в
добрый путь!

Беседа по содержанию прочитанного

  • Как вы думаете, почему рассказ получил название
    “Чудесный доктор”?

(Доктор, который неожиданно появился в жизни
бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее
судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил
возможность встать на ноги, занять достойной
место в обществе).

  • Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный,
удивительный, великолепный).

  • Задумайтесь, почему из богатого
    синонимического ряда автор выбрал именно слово
    “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это
    слово?

(Слово “чудесный” — производное от слова
“чудо”, т.е. волшебство. Чудо — это исполнение
сокровенных желаний, спасение, избавление от бед.
Так происходит с семьей Мерцаловых, героями
этого рассказа).

  • Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный”
    с временем действия рассказа? Когда оно
    происходит?

(События рассказа происходят в рождественский
сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у
христиан связано с ожиданием счастья, радости,
волшебства. Приход Христа в мир – это великое
чудо, перевернувшее жизнь людей).

  • Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый
    год и Рождество? Какие чувства испытываете при их
    приближении?

(Радостное ожидание сюрприза, подарка,
удивления, чуда
).

  • Как передана автором атмосфера праздничного
    вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин
    магазинов.

(“… сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома
они видели елку, которая издали казалась
громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда
они слышали даже звуки веселой польки…”,
“праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица
нарядных дам…”).



Но эти рождественские елки горят не для двух
мальчуганов, застывших у витрины
гастрономического магазина. Гриша и Володя
бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но
надеяться на подарки мальчики не могут.

Выделение главных эпизодов рассказа
(презентация работы группы):

  1. Перед окном гастрономического магазина
  2. В подземелье у Мерцаловых
  3. Встреча в саду
  4. Доктор принес в дом свет и надежду
  5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых
  • Художественный пересказ эпизода “В подземелье
    у Мерцаловых” (индивидуальное задание)
  • Как автор показывает нищету и горе семьи?
    Обратите внимание на “говорящие” детали.

(Двор, служивший для всех жильцов естественной
помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости
стены; постоянный запах нищеты; крик грудного
ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского
страдания; переделанное из старого ватного
халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная
шляпа Мерцалова

).

  • Как случилось, что семья попала в беду?
  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к
    бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  • Презентация индивидуального творческого
    задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию
    Петровичу”.
  • “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не
    задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена
    молчат?

(“Они поняли друг друга по тому отчаянию,
которое прочли друг у друга в глазах”).

  • “В этот ужасный роковой год несчастье за
    несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на
    Мерцалова и его семью”. Может ли подобное
    случится в наши дни?

(Да, и в наше время людям приходится
сталкиваться со многими проблемами:
безработицей, болезнями, отсутствием средств к
существованию. Эти испытания могут быть такими
тяжелыми, что иногда даже у самого сильного
человека опускаются руки).

  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Он
    уже хотел… исполнить свое страшное намерение…”.
    Самоубийство – это страшный грех. Почему эта
    мысль приходит в голову главе семейства?

(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его
попытки помочь семье, выйти из бедственного
положения кончаются крахом. Скудные сбережения
семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а
ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге
смерти. Мерцалова мучит совесть: “… бежать без
оглядки, чтобы только не видеть молчаливого
отчаяния голодной семьи”).

  • Что его остановило?

(Появление неизвестного старика в алее
помешало исполнить страшное намерение).

  • Как вы думаете, случайно ли появление в
    пустынном вечернем саду чудесного старика?
  • Найдите описание заснеженного сада, объятого
    вечерним покоем. Какие художественные средства
    передают ожидание чего-то особенного?

(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали
в неподвижном величии”. Сравнение снежного
убора деревьев с ризами настраивает на высокий,
торжественный лад. Автор использует эпитеты и
олицетворения: “глубокая тишина и великое
спокойствие, сторожившие сад”).

  • Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с
    незнакомцем в парке” (групповое задание).
  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом
    открылся незнакомцу?

(Никто до этого не обращал внимания на
измученного горем человека, его прогоняли и
поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов
помочь: “Расскажите мне все по порядку и как
можно короче. Может быть, вместе мы придумаем
что-нибудь для вас”).

  • Что последовало за этим?

(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут
через десять Мерцалов и доктор уже входили в
подвал”).

  • Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи!
    Рукотворное чудо, имя которому – деятельное
    сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо,
    естественное для каждого совестливого человека.
  • Что изменилось в доме бедной семьи с приходом
    доктора?
  • Выразительное чтение отрывка учителем до слов:
    “Дай бог, чтобы наступающий год немного
    снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а
    главное – не падайте никогда духом”.
  • Как вы думаете, почему “чудесный доктор”
    отказался назвать свое имя?

(Это бескорыстный и скромный человек, недаром
взрослый Григорий Емельянович называет его
святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это
никакой благодарности

).

  • Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в
нашу семью”).

  • Просто чудо совершил этот святой человек? Что
    означает слово “святой”?

(Духовно и нравственно чистый, деятельное
сострадание его имело чудодейственную силу).

Фамилия “чудесного доктора” — Пирогов. Николай
Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург,
профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек,
посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное
задание).

“Наш вернисаж” (творческие
задания: защита иллюстраций к рассказу).

III. Контрольно-регулировочный этап

1. Что означает слово “милосердие”?

(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Формулирование основных мыслей урока с
помощью высказываний русских писателей на тему
“Добро и милосердие”. Какие высказывания,
по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое
    ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про
    него”. (Л.Н. Толстой)
  • “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете
    счастливы”. (Е.Л. Шварц)
  • “Во всех случаях лучше надеяться, чем
    отчаиваться”. (И. Гете)
  • “Будьте добры друг к другу. От зла происходит
    зло”. (А.С. Грин)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Реализован ли план урока?

Оцените свою деятельность (заполнение листов
самооценки).

Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое
пятно”:

Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.

Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

Помните, что чудо может совершить любой
человек, если он будет внимателен к людям и
милосерден.

Итоговая творческая работа (домашнее
задание).

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория
    Мерцалова, что “… то великое, мощное и святое,
    что жило и горело в чудесном докторе при его
    жизни, угасло невозвратимо”?
  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету
    Пирогова: “… главное – не падайте никогда
    духом”?
  3. В какие чудеса следует верить людям?

Презентация.




Следующий: