Методическая разработка урока литературы Предостережене Е. Замятина. По роману Мы


Цели урока:

  • Обучающая – знакомство обучающихся с
    творческой судьбой писателя, оригинальностью
    его ума, нравственной бескомпромиссностью, даром
    предвидения; знакомство с жанром антиутопии;
    понятие “возвращенная литература”.
  • Развивающая – создание условий для
    формирования умений и навыков аналитического и
    рефлексивного характера; в монологической форме
    выражать свою точку зрения, решать проблемную
    ситуацию.
  • Воспитательная – воспитание любви к русской
    литературе, чувства личной и социальной
    ответственности за свою судьбу, свой дом, свое
    дело, свою страну; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых
знаний.

Вид урока: модульный урок.

Основные приемы: анализ текста по
тематическим блокам, работа в парах и группах.

Оборудование:

  • портрет Е.И. Замятина,
  • текст романа “Мы”,
  • план и инструкция по анализу произведения,
  • рабочая тетрадь по литературе,
  • “Словарь литературоведческих терминов”
    (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В.
    Тураев).

Оформление доски:

  • портрет писателя,
  • эпиграф,
  • тема урока,
  • словарь к теме.

Эпиграф:

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми,
чем в это верили прежде. И ныне перед нами вопрос,
терзающий нас совсем иначе: как избежать их
окончательного осуществления?



Н. Бердяев.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока. Целеполагание:

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет
творческая судьба русского писателя Евгения
Ивановича Замятина, нелегкая судьба его романа,
написанного в жанре антиутопии “Мы”.

3. Вступительное слово подготовленного
ученика о писателе.

Евгений Иванович Замятин (1884-1937гг.) – яркий
прозаик и талантливый драматург. Но произведения
его нашли своего читателя только в 90-е годы 20-го
века.

Замятин родился в дворянской семье. В 1902 г. с
золотой медалью окончил Воронежскую гимназию и
продолжил обучение в Петербургском
политехническом институте на факультете
кораблестроения. В студенческие годы был увлечен
освободительными идеями, участвовал в бурных
политических событиях 1905-1907 гг. Это время
влюбленности в революцию и одновременно
совершенствования в избранной им профессии
инженера-кораблестроителя.

Дальнейшая судьба Замятина: преподаватель
корабельной архитектуры, начинающий писатель,
строитель ледоколов для России.



Произведения, принесшие Замятину известность:
“Уездное” (1913 г.), “Алатырь”, “На куличках” (1914
г.), рассказы “Пещера”, “Мамай”, роман “Мы” (1920
г.), драма “Блоха” (1924-1929 гг.).

Революционные события 1917 г. заставили Евгения
Замятина возвратиться из заграницы в Россию.
Писатель понял, что революция – это реальность и
это надолго. В художественном творчестве
писателя отразились сомнения и колебания.
Замятин сосредоточил свое внимание на
отрицательных сторонах разнообразного и
противоречивого революционного процесса.

В 20-е годы 20-го в. писатель участвовал в работе
многих литературных изданий, читал лекции по
новейшей литературе в Педагогическом институте,
выступал как литературный критик, пробовал силы
в драматургии и создавал блистательные рассказы.

В конце 1929 г. несколько месяцев длилась
переписка Замятина с различными инстанциями о
возможности его выезда за границу: для лечения,
для постановки своей пьесы в США. Через полтора
года он пишет Сталину…

Вскоре после его приезд – в июле 1932 г. в Париже
– с ним случайно увиделась литератор Н.
Берберова: “Он ни с кем не знался, не считал себя
эмигрантом и жил в надежде при первой
возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он
верил, что он доживет до такой возможности, но для
него слишком страшно было окончательно от этой
надежды отказаться…”

Сказано в преддверии 1937 г., от которого Замятин
уехал, но которого не пережил. Он умер в марте 1937
г. в Париже.

Работа с текстом романа Е. Замятина “Мы”


Учебный материал с указанием задания Руководство по усвоению учебного
материала
1. Общетеоретический блок.

1.1.
Вспомните, что характерно для жанров утопия и
антиутопия. “Я” или “Мы” находятся объектом
изображения в утопии и антиутопии
соответственно? (Помните, что осчастливить
человечество легче, нежели помочь конкретному
человеку!).

1.2.

  • Какие режимы мы называем “тоталитарными”?
  • Что такое энтропия?
  • Что будет с государством, если победит энтропия?

1.3. Когда возникает конфликт в антиутопии?



1.1.– 1.3.

Вспомните известные Вам
произведения, написанные в жанре утопии.
(Например, ро- ман Н.Г. Чернышевского “Что
делать?”)

Обратитесь к “Словарю инос- транных слов”,
“Толковому словарю русского языка”.

В случае необходимости об- ратитесь за
консультацией к учителю.

2. Работа с текстом произведения.

2.1.
Человек и Единое Государство.

  • Какова характерная черта Единого Госу- дарства,
    обеспечивающего своих граж- дан абсолютно всем и
    лишающего толь- ко одного? Чего именно?
  • Чем оплачено 100% счастье? Велика ли на ваш взгляд,
    цена?

2.2. — Кто такой Благодетель?

- Что является апофеозом жизни граждан в Едином
Государстве?

- Является ли Благодетель олицетворением “Мы”
или культ “Мы” — создание его рук?

2.3. — Как характеризуются жителей Единого Госу-
дарства наличием или отсутствием следующих
качеств: искренность, доброта, безликость,
смирение, фантазия, собственное мнение, без-
думное служение власти, индивидуальность?

2.4. Как выражает свой протест Д-503?

2.1.– 2.5.

Записи №№ 3, 7, 11, 16, 24, 36

Обсудите в “четверках”

Подумайте, не дано ли треть- его?

Нужное — выписать

Вспомните, что Д-503 делал не так и чего боялся?

2.5. Расставьте акценты, соответствующие
роману Е. Замятина:
  • счастье без свободы;
  • свобода без счастья;
  • несвобода как высшая форма счастья
Помните об авторской точке зрения!
3. “Я” и “Мы в романе”

3.1.-
Почему у героев романа отсутствуют имена?

- Как вы понимаете фразу:

“Проинтегрировать всех … от кретина до
Шекспира”.

3.2.

  • Почему любовь – смертельный враг Единого
    Государства?
  • Чем заменена любовь в Едином Государстве?

3.3. — Почему отлучение от работы является
наказанием в Едином Государстве?

3.4. — Почему во время публичных казней в первых
рядах сидят женщины и дети?

3.-3.4.

Конспекты №№ 3, 5, 6, 22, 29.

Обратите внимание на разви- тие этого чувства у
Д-503

Обсудите в “четверках”

4. Природа, наука, искусство, поэзия
в Едином Государстве

4.1. — Исчезли ли
вышеуказанные понятия из жизни граждан Единого
Государства?

- Каково символическое значение стены?

- Чему в Едином Государстве служит наука?

4.2. — Значение слова в Едином Государстве.

- Поэт и поэзия – их роль в жизни граждан
Единого Государства.

4.3. С чем сравнивается вдохновение?

4.- 4.3.

Конспекты №№ 2, 12, 31, 4, 12
соответственно.

Вспомните одноимённый рассказ Л.Андреева
“Стена”

Обсудите в парах

5. Нет ли спора в следующих выводах:

-
Ф.М. Достоевский в романе “Преступление и
наказание” говорит о гибельных последствиях
неограниченной свободы.

5.1. — Е. Замятин утверждает своим романом, что
несвобода тоже ведет к концу света.

5.2. Каково, на ваш взгляд, мирочувствование в
идеале?

5.- 5.2.

Помните, что в своем фантас-
тическом сне Раскольников тоже видел отдаленное
буду- щее человечества.

Обсудите в “четверках”

6. Надежда или беспросветный
пессимизм в финале романа?
Вернитесь к предыдущему мо- дулю (5.) и
ответьте на вопрос в форме небольшого
сочинения-рассуждения.

Выводы (делаются обучающимися совместно с
учителем):

Роман “Мы” написан в жанре антиутопии. Автор
создал гротескную модель Государства, в котором
идея равенства обернулась всеобщей
уравниловкой, обезличиванием, потерей человеком
собственной индивидуальности. Благополучная
жизнь людей построена “именно на отказе от
собственной личности”. В романе нет “я”,
существует только “мы”. Но человеческая природа
не выносит безличного существования. А отказ от
общения с живой природой грозит всем жителям
Единого Государства гибелью.

Всем своим содержанием роман направлен против
опасности, которая подстерегает любое общество,
в котором произошло смещение ценностей, а
значение отдельной личности сведено к нулю.

4. Подведение итогов урока посредством
заполнения “Индивидуальных карт обратной
связи”, которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

5. Домашнее задание: Написать
сочинение- рассуждение на тему: “Надежда или
беспросветный пессимизм в финале романа Е.
Замятина “Мы”?”

Литература.

  1. Ф.Ф. Кузнецов. Русская литература 20 в. М.:
    Просвещение, 2001.
  2. Н.Г. Чернышевский. Что делать? М.: Просвещение, 1995.
  3. И.О. Шайтанов. Но Русь была одна…М.: Современник,
    1990.
  4. А.И. Ильин. О тоталитарном режиме. Литературная
    учеба. Книга вторая. Март-апрель. 1999.
  5. “…Мне сейчас хочется тебе сказать…”. Из
    переписки Бор. Пильняка и Евг. Замятина с Конст.
    Фединым. Литературная учеба. Книга первая.
    Январь-февраль. 1997.
  6. Э. Безносов. Предостережении Евгения Замятина.
    Литература. Приложение к “Первому сентября”. 1998.
    № 12.

Приложения к разработке урока
литературы




Следующий: