Методическая разработка урока литературы по теме: Рассказ И. С. Тургенева Живые мощи. Акцентный анализ. 9-й класс

Цели урока:

Обучающая – знакомство обучающихся с
произведением мастера слова, мало изучаемым в
средней школе; расширение их представлений о
творческой мастерской писателя.

Развивающая – создание условий для
формирования умений и навыков аналитического и
рефлексивного характера; умения «чувствовать»
художественное слово; в монологической форме
выражать свою точку зрения, решать проблемную
ситуацию.

Воспитательная – воспитание любви к
русской литературе, чувства патриотизма, чувства
милосердия, способности сопереживать,
сострадать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: эвристическая беседа с
элементами проблемного поиска.

Основные приемы: акцентный анализ текста,
работа в группах.

Оборудование:

  1. Портрет И.С. Тургенева работы художника В.
    Прадеда (Рис. 2),
  2. текст рассказа «Живые мощи»,
  3. репродукция картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше»,
  4. примерный план анализа прозаического текста
    рабочая тетрадь по литературе,
  5. «Словарь литературоведческих терминов»
    (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В.
    Тураев).

Оформление доски:

  1. портрет писателя,
  2. эпиграф,
  3. тема урока,
  4. проблемный вопрос,
  5. словарь к теме,
  6. план анализа,
  7. репродукция картины Ф.А. Бруни.

Эпиграф к теме урока:

Да, удивительно умирают русские люди.

И.С. Тургенев

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Объявление
темы урока и целеполагание
:

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет
рассказ И.С. Тургенева из хорошо известного вам
цикла «Записки охотника» «Живые мощи», а целью -
разрешение проблемной ситуации, заключенной в
вопросе: «Снимает ли христианская вера в жизнь в
Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных
страданий здесь, на Земле?».

3. Эвристическая беседа

, в ходе которой
анализируется текст по опорным вопросам:

- Анализ поэтики названия.
- Сравнительный анализ эпиграфов к рассказу и к
уроку.
- Анализ композиции.
- Акцентная характеристика образа Лукерьи.
- Образ автора-повествователя.
- Сны Лукерьи в сюжете произведения.
- Разрешение проблемной ситуации

Учитель: Что мы можем сказать о названии
рассказа «Живые мощи»?

Обращаемся (подготовленный ученик) к понятию
«мощи»: «Это нетленные останки святых,
обладающие способностью творить чудеса». (В
названии содержится определенное противоречие,
заключенное в сочетании противоречивых понятий).

Учитель: В названии используется
стилистическая фигура, которая называется
«оксюморон» (см. Приложение 1).

Учитель: На что обращает наше внимание
название? На тему, идею или главного героя?

(Название рассказа заключает авторскую оценку
главной героини рассказа).

Учитель: Какой эпиграф предпослал автор
рассказу? («Край родной долготерпенья – // Край ты
русского народа!». Ф.И. Тютчев).

Учитель: Что общего между эпиграфом к рассказу
и эпиграфом к теме урока? (В обоих эпиграфах речь
идет о русском крае и о чертах русского
национального характера).

Учитель: Не кроется ли здесь, на ваш взгляд,
особая авторская точка зрения на поставленную
нами проблему? (Русский край, по мнению писателя, -
особый край, и населяют его особые люди,
наделенные небывалой духовной силой).

Учитель: Какова композиция рассказа? (Линейная
с элементами ретроспекции) (см. Приложение 1).

Учитель: Как мотивирует автор встречу
рассказчика с Лукерьей? Вводится понятие «прием
мотивировки» (см. Приложение 1).
(Рассказчик – охотник, которого застала в лесу
непогода, и он решил переждать ее на хуторке).

Учитель: Чьими глазами мы смотрим на главную
героиню? (Автора-повествователя – это и сам И.С.
Тургенев, на что указывают отдельные
биографические совпадения, и еще некто, близкий и
понятный читателю).

Учитель: Что связывало рассказчика и Лукерью в
прошлом? (Она была крепостной девушкой его
матушки, а он был по-юношески влюблен в нее).

Учитель: Какое чувство было первым из
испытанных рассказчиком при встрече с Лукерьей?
(Изумление, настолько отличалась Лукерья из его
воспоминаний с нынешней Лукерьей).

Учитель: А какой помнит рассказчик Лукерью?
(Красивой, веселой, талантливой девушкой,
счастливо влюбленной: «…первая красавица,..
высокая, полная, белая, румяная, хохотунья,
плясунья, певунья!.. умница Лукерья,.. по которой я
сам втайне вздыхал…»).

Учитель: А чем изумлен рассказчик, когда
героиня, в ответ на его расспросы, рассказывает
свою историю? (Он изумлен тем, как героиня
рассказывает о себе – «почти весело», не жалуясь
на судьбу и на людей).

Учитель: Каково движение мыслей, чувств,
настроения рассказчика от первой встречи до
момента прощания? (От удивления высшей степени –
«изумления», даже испуга, ошеломления,
растерянности, потрясения – через жалость и
сострадание – «…моя бедная Лукерья!» — к
сопереживанию – «Каменная неподвижность
лежавшего передо мною живого несчастного,
существа сообщилось и мне: я тоже словно
оцепенел» — к желанию помочь, облегчить страдания
несчастной обреченной девушки).

Учитель: Каким оценочным эпитетом чаще всего
Лукерья определяет людей, окружающих ее?
(«Добрый»: «…матушка ваша по доброте своей…», «А
жену он нашел себе хорошую, добрую…», «А добрые
люди здесь есть тоже …», «Барин…он добрый…»).



Учитель: А каковы отношения Лукерьи с природой?
(Чувствует ее душой и сердцем, понимает,
прислушивается ко всему живому вокруг: «…вижу
прекрасно и все слышу, все… И запах я всякий
чувствовать могу…). Эпизод: Вышла слушать
соловья, когда с ней приключилась беда

Учитель: Кто окружает Лукерью, «населяет» ее
мир теперь, когда она не может жить полноценной
жизнью? (Ее мир населяют не столько и не только
люди, а цветы, растущие злаки, птицы, животные,
звуки и запахи природы: : «крот роется», «гречиха,
липа цветут», «пчелы жужжат», «голубь на крыше
заворкует», «курица с цыплятами», «воробей»,
«бабочка», «ласточка», «заяц», «сверчок», «мышь».
Она всех слышит, всем радуется).

Учитель: Как относится героиня к своему
несчастью? Как об этом говорит писатель? (С
христианским смирением и покорностью:
«…привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже
бывает», «… многим хуже моего бывает», «Сама
ничего не требует, а напротив – за все
благодарна…», «Ничего мне не нужно; всем
довольна, слава Богу…»).

Учитель: Почему Лукерью не огорчает, что она
знает «мало молитв»? («Да и на что я стану Господу
Богу наскучать? О чем я Его просить могу?…Послал
крест – значит меня он любит». Не задумывается
над вопросом «А за что мне этот крест?».

Учитель: Что означают слова Лукерьи «сам себе
человек помогай»? (В человеке – вопросы и ответы,
концы и начала его земной жизни и посмертной
славы).

Учитель: Почему звучат из уст героини слова:
«…только думается мне: будь около меня люди –
ничего бы этого не было и ничего бы я не
чувствовала, окромя своего несчастья», «Только
одна я — живая!» (Жалость людей заслоняла бы от нее
внутренний, глубинный смысл ее жизни, ее
подвижничества. Она тоже стала бы жалеть себя,
оплакивать свою судьбу, и от этого стала бы
по-настоящему несчастна).

Учитель: Как вы поняли сны Лукерьи? Каким
дополнительным светом они освещают ее
одухотворенную и трагическую фигуру? (Пояснение
категории «сна» в художественном произведении,
не случайность появления сна или снов).

Как сама героиня называет свои сны? («…хорошие
сны», «…чудный сон»).

Как бы мы их назвали? (Вещие, аллегорические.
Актуализируем понятие «Аллегория»).

4. Работа в группах: Пересказ и
акцентный анализ аллегорических снов героини с
помощью учителя.

1-я группа, 1-й сон: Самой Лукерьей расшифрован
лишь один образ – образ маленькой, но злой (но
даже она для Лукерьи не «собака», а «собачка»!) –
это ее страшная, злая болезнь.

Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и
вообще жизнь («Жизнь прожить – не поле перейти»).

Венок из васильков плетет Лукерья для своего
земного жениха.

Иисус – ее небесный жених («Видно, он меня
любит!») . Обратить внимание на замечательный по
своим мягким краскам образ Иисуса Христа.

2-я группа, 2-й сон: Искупление грехов людских
невинной и смиренной душой.

3-я группа, 3-й сон: Лукерья искренне верит в то,
что жизнь не только не заканчивается со смертью,
а наоборот, начинается самый счастливый ее
период – там не буде места ни боли, ни болезни, ни
одиночеству.

Знание праведно живущим человеком сроков своей
земной жизни.

Выводы (делаются обучающимися совместно с
учителем):
Таким образом, сны дают нам ответ и
на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а
радуется встрече с ней? (Твердо знает, что смерти
нет).

Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души –
это путь страданий, а значит путь очищения,
подготовка души к пути и жизни небесной. Так
гласит христианская вера. Чем больше страданий
здесь – тем больше готова душа к жизни там, в
Небесном Царстве.

Образ главной героини представляется нам
воплощением духовной красоты, смирения,
покорности обстоятельствам, кротости, заботы о
других, души тонкой, чуткой и деликатной.

Учитель: Как сделанные нами выводы связаны с
эпиграфами к теме урока и к рассказу, с названием
произведения? (Главная героиня рассказа
является, по мнению автора, носительницей
коренных национальных черт русского народа.
Более того, это женщина-подвижница, святая, по
мнению автора).

Таким образом, в конце рассказа происходит
совмещение точек зрения, позиций реального
автора, автора- повествователя и нас, читателей.

Ответ на проблемный вопрос урока: Как мы
ответим на проблемный вопрос урока на основе
проведенного акцентного анализа литературного
произведения «Снимает ли христианская вера в
жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести
телесных страданий здесь, на Земле»? (Нет, не
снимает. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее
души – это путь страданий, а значит путь
очищения, подготовка души к небесному пути и
жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем
больше страданий здесь – тем больше готова душа
к жизни там, в Небесном Царстве.).

Демонстрация репродукции картины

Ф.А. Бруни
«Моление о чаше» (см. Рисунок 1).

4. Подведение итогов

урока посредством
заполнения «Индивидуальных карт обратной
связи», которые потом анализируются учителем (см.
Приложение 2).

6. Домашнее задание: Написать
сочинение-миниатюру на тему: «Что показалось мне
наиболее интересным в рассказе И.С. Тургенева
«Живые мощи».




Следующий: