Методическая разработка урока литературы. М. Ю. Лермонтов. Парус, 6-й класс

Цели:

  1. Знакомство с выдающимся шедевром русской
    лирики.
  2. Расширение представления о композиции
    произведения; развитие воображения, умения
    видеть картины, нарисованные автором; расширение
    словарного запаса; развитие интереса к поэзии.
  3. Показать связь литературы с другими видами
    искусства: музыкой, живописью.
  4. Воспитание эстетическое, нравственное.

Оборудование:

  • доска,
  • текст стихотворения, альбомные листы для
    рисования, кисти, краски;
  • записи музыкальных произведений: “А.Варламов.
    Романс на стихи Лермонтова “Парус”, В Шебалин.
    “Парус”, на стихи Лермонтова”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с
замечательным стихотворением Лермонтова
“Парус”. стихотворением всенародно известным,
всенародно любимым, необыкновенно красивым и
глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную
тайну.

2. Чтение текста.

3. История создания стихотворения
(сообщение ученика).

Стихотворение было включено в текст письма к
М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга
в Москву). Лермонтов переживал непростое время:
летом этого года он вышел из Московского
университета, не закончив его, и поступил в школу
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в
Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые
надежды. “ …если будет война, клянусь вам богом,
буду всегда впереди”, — писал он в октябре 1832 года
М.А.Лопухиной.

Душевное состояние поэта и выразилось в
стихотворении “Парус”.

4. Беседа по тексту стихотворения.

1. Сколько строф в стихотворении?

А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что
вы представляете, читая её? Где находится
читатель, откуда он видит парусник? – Издалека.

Б. Вторая строфа.

Картина бури. Где читатель (наблюдатель)? – На
паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся
мачта, вот-вот смоет волна.

В. Третья строфа.

Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз,
наклонившись через борт, любуемся морской
волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч
солнца.

2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что
слышим? – Цвета переданы при помощи разных
частей речи: глаголом, именем прилагательным,
именем существительным (белый – “белеет”,
голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”,
золотой – “луч … золотой”). — Какая строфа
лишена цвета? – Вторая. –Почему?

3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про
себя:

  • первые две строчки каждой строфы – картина
    моря;
  • вторые две – важный вопрос, размышление о жизни
    (вопрос – ответ).

4. Что же это за парус? И о чём на самом деле
говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к
буре?

- О человеке. О неустанном поиске его души, о
недостижимости покоя. Это общее свойство
человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные
поиски чего-то дальнего, небывалого,
неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами
так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание
исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько
ответов учащихся).

5. Лермонтовский парус живёт не только в
поэзии, но и в музыке и живописи.

А. Стихотворение иллюстрировал такой
знаменитый художник, как Айвазовский.

Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому
стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов,
Рубинштейн). Но самое известное произведение,
ставшее народной песней – это романс А.
Варламова.

В. Прослушивание записи. Определение характера
музыки.

На доске слова для справок:

напряжённо задумчиво
стремительно размеренно
взволнованно не спеша
бурно торжественно
порывисто спокойно

Какое слово стихотворения стало главным для
композитора при создании музыки? – Мятежный.

А что подчеркнул певец, исполняя романс?

А для вас что стало самым главным? (Учащиеся
отвечают).

6. Итог. Как много может вместить
небольшое стихотворение! Мы видели чудные
картины природы, перемещались в пространстве,
размышляли над важными вопросами жизни.

7. Рисование под музыку. В. Шебалин.
“Парус”.Хор.

8. Домашнее задание: “Парус” наизусть.
История создания стихотворения “Тучи”. Есть ли
общие мотивы в этих двух стихотворениях?

На следующем уроке обсуждаются рисунки
учащихся, сравниваются акварель Лермонтова
“Парус” и иллюстрация Айвазовского.

Литература:

  1. Лермонтовская энциклопедия. М., “Советская
    энциклопедия”, 1981.
  2. Маранцман В. Литература. 9й класс. Учебник. М.,
    “Просвещение”, 2000.
  3. Полухина В. Литература, 6й класс. Учебник –
    хрестоматия. М., “Просвещение”,2003.

Следующий: