Методическая разработка урока литературы Люблю отчизну я…. Идейно-художественное своебразие стихотворения Лермонтова Родина

Цели:

  • анализ идейно-художественного содержания
    стихотворения Лермонтова «Родина»;
  • выявление особенностей изображения России
    до Лермонтова;
  • развитие умения анализировать стихотворение;
  • расширение лексического запаса учащихся;
  • гражданское воспитание.

Межпредметные связи: живопись, теория
русского языка, обществознание
(граждановедение).

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя о целях и задачах урока.
  2. История создания стихотворения (сообщение
    ученика). Стихотворение написано в 1841 году
    (последний год жизни Лермонтова) как ответ на оду
    А.С.Хомякова «России», основной мыслью которой
    был призыв к смирению как к главному содержанию
    ментальности России.
  3. Вопрос классу: Звучала ли до Лермонтова тема
    России в поэзии? – Да. Звучат фрагменты
    стихотворения М.Ломоносова «Разговор с
    Анакреоном», фрагмент о Москве из романа
    А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Как изображена
    Россия в этих стихах? – Аллегорически. Создан
    отвлечённый грандиозный образ Родины. – К каким
    чувствам читателя обращены эти стихи? – К
    гражданским. К чувству гордости за государство.
    Эти стихи формировали гражданское самосознание
    читателя.
  4. Обратимся к стихотворению Лермонтова «Родина».
    Прочитайте его. Что представляет
    стихотворение по типу речи. – Рассуждение. – О
    чём размышляет поэт? – О «странности» своей
    любви к отчизне. В чём же она? – Первая странность
    в необъяснимой холодности к общепризнанным
    ценностям официального патриотизма («слава,
    купленная кровью», «тёмной старины заветные
    преданья» «не шевелят…отрадного мечтанья»).
    Вторая странность в непобедимой рассудком
    душевной, сердечной привязанности к иному
    лику Родины – картинам родной природы, русской
    деревне.
  5. Поэт не упрощает спора между чувством и
    разумом. Официальные ценности , хотя и не
    приносят отрады, остаются высокими, не подлежат
    сомнению.
  6. С другой стороны, в обрисовке Родины нет
    теплоты! Найдите эпитеты, характеризующие
    картины природы России. – «Холодное молчанье»,
    «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек,
    подобные морям». Странно, что поэт любит холодную
    родину.
  7. Что же главное в образе России для
    лирического героя? – Природа и деревенская
    жизнь.
  8. Какие детали деревенского быта присутствуют в
    стихотворении? – «Полное гумно», «изба, покрытая
    соломой», «с резными ставнями окно». Поэт как бы
    перебирает их в памяти с отрадой и любовью.
    Деревня здесь – поэтическое воплощение отчизны,
    её символ, средоточие патриотических чувств
    автора.
  9. Проследите за настроением поэта. – Печаль в
    сочетании с отрадой, а также волнение, трепет,
    подчёркнутые эпитетами «дрожащие огни»,
    «колыханье лесов».
  10. Композиция стихотворения. – Сначала
    перечислены официальные патриотические
    понятия, затем общая картина природы России,
    увиденная с огромной высоты (как взгляд из
    космоса), затем частные детали народного быта и
    финал: «пляска с топаньем и свистом под говор
    пьяных мужичков», на которую поэт-путешественник
    «смотреть до полночи готов». Характер лексики
    соответствует описанию: в начале преобладают
    отвлечённые существительные, затем слова,
    обозначающие объекты широкого масштаба
    (обобщённые) и, наконец, конкретные. Основной
    композиционный принцип – от широкого плана к
    узкому, конкретному.
  11. Особенности ритма и рифмы – разностопный ямб (
    например, шестистопный) с меняющейся
    рифмовкой под конец сменяется
    привычным четырёхстопным. К концу стихотворения
    как бы возрастает стремительность, убыстряется
    темп событий.
  12. Краткая беседа с учащимися. Какие мысли и
    чувства вызвало у вас стихотворение? Понятно ли
    оно вам? Что в нём особенно нравится или
    наоборот?
  13. Значение стихотворения Лермонтова. В
    стихотворении разделены понятия «родина» и
    «государство». Стихотворение положило начало
    целой литературной традиции. В русской поэзии
    утвердился жанр лирического раздумья о родине.
    Мысль о России стала нерасторжимой с образами
    деревни и природы. Лермонтов первым увидел
    берёзку как символ России. – Учащиеся вспоминают
    стихи Есенина, К.Симонова, Рубцова, обращают
    внимание на репродукции картин Левитана,
    Куинджи. Вывод записывается в тетрадь.
  14. Примечание 1: в начале урока проводится
    словарная работа: «гражданское самосознание»,
    «патриотизм», «официальный патриотизм»;
    наблюдения за лексикой, композицией и ритмом
    даются отдельным учащимся как индивидуальные
    задания.
  15. Домашнее задание: стихотворение выучить
    наизусть,
  16. Литература: Лермонтовская энциклопедия. Под
    ред. В.А.Мануйлова. М., «Советская энциклопедия»,
    1981.
  17. Примечание 2: Если позволит время, интересно
    сравнить стихотворение Лермонтова со строфой
    из «Путешествия Онегина»:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

(А.С.Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах.
М., «Художественная литература», 1975. Том
четвёртый, с.171)

При сопоставлении следует подчеркнуть, что
картина, нарисованная Лермонтовым шире по
масштабу и замыслу.

Следующий: