Методическая разработка урока литературы для 11-го класса Правда и ложь, истина и сострадание в пьесе М. Горького «На дне»

Начало 20-го века. Перекраивался исторический и
социальный мир, в корне менялось представление и
о движущих силах мира природного. Подвергалось
сомнению понятие изолированности, структурной
самостоятельности, завершенности как мира
человека, так и мира природного. Как писал Антон
Павлович Чехов, «Мир подвижен, относителен,
един». И основной философский вопрос,
поставленный, таким образом, в пьесе А.М. Горького
«На дне», вопрос об отношении к онтологической
пустоте, в котором оказалось человечество в
начале 20-го века. И здесь мы сталкиваемся с
проблемой: как нам читать «На дне»? И И. Анненский
считал, что только «медленное» прочтение пьесы
позволяет понять ее философскую суть – такое
прочтение, которое всерьез ставит под сомнение
даже театральное значение этой вещи.
Мы считаем, что к пьесе-дискуссии можно применить
формулу С. Великавского, исследователя
писателей-экзистенциалистов А. Камю, Сартра и
других: «Прочтение «наивное», не выходящее за
пределы запечатленного в слове и замкнутого в
себе «куска жизни» тут не срабатывает. Оно
нуждается в замене прочтением
«расшифровывающим», время от времени
прибегающим к разведкам в пластах
духовно-исторической подпочвы этого «куска
жизни», чтобы высветить широкую значимость
«правд», которые сходятся лицом к лицу на,
казалось бы, узкой жизненной площадке».

Цели урока:

  • Обучающая – углубление и расширение
    знаний особенностей драмы как рода литературы,
    знакомство с особенностями «пьесы-дискуссии»,
    формирование умения распознавать авторскую
    позицию в драматическом произведении.
  • Развивающая– приобщение к богатствам
    отечественной литературы; создание условий для
    эстетического восприятия и оценки пьесы «На дне»
    как явления литературы 20-го века и отраженных в
    ней явлений жизни; для формирования основ
    гражданской и человеческой позиции.
  • Воспитательная – воспитание любви к
    русской литературе; эмоциональной отзывчивости,
    гуманизма, способности сочувствовать и
    сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых
знаний.

Вид урока: модульный урок.

Основные приемы: анализ текста по
тематическим блокам, работа в парах и четверках.

Оборудование: Портрет А.М. Горького,
текст пьесы «На дне», план и инструкция по
анализу произведения, рабочая тетрадь по
литературе, «Словарь литературоведческих
терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и
С.В. Тураев).

Оформление доски: портрет писателя,
эпиграф, тема урока, словарь к теме.

Эпиграф: Единственное спасение
человека он (М. Горький) видел в творческой
энергии, которая немыслима без непрестанного
преодоления действительности – надеждой. (В.
Ходасевич)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Объявление темы урока. Целеполагание (1
мин.)

III. Вступительное слово учителя (3 мин.)

В качестве эпиграфа к уроку по пьесе М. Горького
«На дне» взяты слова из очерка В. Ходасевича о
Горьком, в котором он между прочим писал о
«крайне запутанном» отношении писателя к правде
и лжи, гуманизму и состраданию, которое
«обозначилось очень рано и оказало решительное
влияние как на его творчество, так и на всю его
жизнь…».
Таким образом, единственно спасение человека он
видел в
творческой
энергии, которая немыслима без непрестанного
преодоления действительности – надеждой.
Способность человека осуществить надежду ценил
он невысоко, но самая эта способность к мечте, дар
мечты – приводили его в восторг и трепет.


Работа с текстом
пьесы М. Горького «На дне»

Учебный материал с указанием
задания

Руководство по усвоению
учебного материала

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.
1.7.

1.8.

1.9.

Вступительный блок.

Цель:
Определите социальные условия существования
персонажей пьесы и истоки социального конфликта.

Подумайте над смыслом высказывания М. Горького:
«Не страшусь изображать суровую правду жизни
такой, какова она есть».
Проанализируйте список действующих лиц пьесы
(афишу). Почему Горький сделал героями своего
произведения «босяков», людей, у которых
разорваны все связи с миром?
– Всех ли уровняло «дно жизни»? Обратите
внимание на авторские характеристики и
взаимохарактеристики, которые дают обитатели
ночлежки друг другу.
– О чем говорят ремарки к I действию? Какова в
целом роль ремарок и их предназначение в пьесе?
– Каковы взаимоотношения «босяков» и хозяев
ночлежки? Обратите внимание на характеристику
Василисы, Костылева, Медведева, которые им дают
ночлежники.
– Кто из босяков «всех хуже»? Почему?
– Кто поет песню «Мне бы вырваться на волю, цепь
порвать я не могу»? Каков символический смысл
этой песни?
Конфликт между обитателями ночлежки и ее
хозяевами исчерпан к концу 3-го акта. Зачем в
пьесе 4-й акт?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.

Время на выполнение – 15 мин. Работа в
«четверках»

Попробуйте дать краткую характеристику
персонажам только на основании афиши.

Обратитесь к I действию, к звуковым, зрительным,
слуховым и другим образам.
Перечитайте ремарку к I действию.
Проанализируйте ее с точки зрения
художественного пространства.

Обратите внимание на прошлое героев.
В случае затруднений обратитесь к учителю за
консультацией.
Обратитесь к словарю символов
Перечитайте начало 1-го акта – это поможет вам
ответить на вопрос

Самооценку внесите в «Листок контроля».

2

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

Философская проблематика пьесы.
Ее художественные особенности
Цель: Определить, способны ли на
«жизнетворчество,
на изменение своей судьбы обитатели ночлежки.
Если нет, то что держит каждого из них «на дне»?
В споре о правде жизни Бубнов, Клещ, Татарин,
Барон, Алешка, Настя имеют свою позицию,
оправдывающую пребывание каждого из них в их
нынешнем состоянии. Обозначьте эти позиции,
опираясь на текст пьесы.
Чью правду Горький называет «правдой факта», а
чью – «правдой рабского труда»?
Человек и вера? Авторская позиция. Чьи взгляды
иллюстрируют эту позицию. Чью позицию Горький
называет «Евангелием миражей»?
Как связаны желания человека с его способностью
к «жизнетворчеству»? Почему, по мнению автора,
человек, «ничего не желающий», обречен?
Что общего и чем отличаются друг от друга такие
герои пьесы, как Настя и Барон?
Попробуйте сгруппировать героев пьесы, в основу
группирования положив их способность «творить
свою жизнь». Какие герои вызывают вопросы? Какой
герой оказывается в начале пьесы в одной, а к
концу – в другой группе? В какую сторону этот
герой меняется?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.
Время на выполнение – 20 минут

Работа с материалом II и III действий.

Если затрудняетесь, вернитесь к этому вопросу
после ответа на последующие вопросы

Помните о подтексте! Обсудите в четверках

Обратитесь к биографии М. Горького.

Для помощи обратитесь к поэме М. Горького
«Человек»

Самооценку внесите в «Листок контроля».

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.
3.8.

«Особые» герои пьесы и их роль в
произведении

Цель: выявить роль и значение образов
Луки и Сатина в пьесе. Ответить на вопрос об
авторском голосе в пьесе.
Перечитайте «Притчу о Праведной земле», которую
рассказывает Лука (3-й акт). Как характеризует эта
притча позицию Луки и его отношение к окружающим
Почему именно Лука поет песню «Средь ночи путь не
видать»?
Лука говорит: «Уважь человека!» Есть ли разница
между призывом Сатина «Уважать человека надо!» и
«Уважь человека»?
Когда Лука появляется в пьесе и когда исчезает,
«яко дым от лица праведника»?
При постановке пьесы «На дне» в Японии режиссер
Куросава исключил из текста монолог Сатина о
Человеке. Как вы думаете, почему? Что изменилось в
философском контексте произведения?
О каком Человеке говорит на протяжении пьесы
Лука и о каком – Сатин?
Почему именно Сатину, шулеру и цинику, отданы
автором все слова о правде, чести, достоинстве,
труде?
К какой группе отнесли бы вы Луку и Сатина?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.
Время на выполнение – 20 минут

Обратитесь
к словарю и определите значение и предназначение
притч.

Вспомните о символах и символике

Обратитесь к этимологическому и толковому
словарям

Сравните состояние ночлежников в 1-м и 3-м
действиях.
Перечитайте монологи Сатина

Обсудите в «чтеверках»

Самооценку внесите в «Листок контроля».

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Проблема гуманизма в пьесе
Цель: Ответил ли М. Горький на основной
вопрос, поставленный в пьесе: Истина или
Сострадание?
Выпишите из текста пьесы афоризмы Луки и Сатина.
Определите, о чем спорят эти афоризмы.
«Человек – вот правда!» Можно ли эти слова
считать авторским ответом на вопрос, в чем
правда? Можно ли сказать, что автор исповедует
эту точку зрения?
Как вы относитесь к словам Луки: «Она, правда-то,
не всегда по недугу человеку…, не всегда правдой
вылечишь»?
Какова судьба героев, в душе которых Лука
пробудил надежду? (Актер, Пепел, Наташа). Можно ли
считать их судьбы аргументом против позиции
Луки: «Жизнь вытерпеть можно»?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.
Время на выполнение – 15 минут

Обратите
внимание на отношение говорящих к Человеку и его
роли на Земле.
Помните об особенностях образа Сатина!

Обратитесь к поэме Горького «Человек».
Обсудите в «четверках». Не смущайтесь, если не
пришли к единому мнению.
Самооценку внесите в «Листок контроля».

5. Обобщение знаний по идейному
содержанию пьесы.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение
на темы (по выбору): «Истина или сострадание? Что
нужнее?»; «Суровая правда жизни в пьесе М.
Горького «На дне»; «Кто прав в споре о правде в
пьесе М. Горького «На дне»?»

Выводы (делаются обучающимися
совместно с учителем) (5 мин.):

Таким образом, после работы с текстом
пьесы М.Горького «На дне» и совместного
обсуждения в процессе поиска ответов на вопросы
тематических блоков вы неизбежно пришли к
определенным выводам об авторском замысле и
авторских акцентах, сделанных им на героях и
проблемах. Дает ли Горький однозначные ответы на
вопросы, им же поставленные? Нет. Почему?
Вероятнее всего, потому, что у него этих ответов и
не было. Здесь будет уместным вспомнить слова
другого классика рубежа 19-20-го веков А.П. Чехова,
который сказал, что задачей художника является
не правильный ответ на вопрос, а правильная его
постановка.

4. Подведение итогов урока посредством
заполнения «Индивидуальных карт обратной
связи», которые потом анализируются учителем
(см. Приложение 2).

5. Домашнее задание: Написать
сочинение-рассуждение (по выбору) на темы:
«Истина или сострадание? Что нужнее?»; «Суровая
правда жизни в пьесе М. Горького «На дне»; «Кто
прав в споре о правде в пьесе М. Горького «На
дне»?»

Литература:

  1. Валентинов Н. Недорисованный портрет. М.,
    1993.
  2. Груздев И. Горький и его время. Издание 4. М.,
    1985.
  3. Лесохина Л.Н. Урок-диспут. М., 1985.
  4. Сухих С.И. Заблуждения и прозрения М.
    Горького. Н. Новгород, 1992.

Следующий: