Методическая разработка урока литературы. Анализ комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

Цели урока:

  • Обучающая — знакомство с жанром комедии;
    выявление конфликта, на котором строится
    действие в пьесе, его причин, связи с эпохой;
    рассмотрение комедии с позиций канонов
    классицизма и отступления от них.
  • Развивающая — создание условий для
    формирования умений и навыков аналитического
    характера; в монологической форме выражать свою
    точку зрения, решать проблемную ситуацию
  • Воспитательная — воспитание стремления
    быть по-настоящему нравственным, воспитанным,
    образованным человеком, умеющим видеть и ценить
    личность в другом человеке; формирование
    потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых
знаний.

Основной метод: аналитическая беседа
с элементами проблемного поиска (анализ текста).
Формы: коллективная и индивидуальная.
Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина,
тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по
литературе, “Словарь литературоведческих
терминов” (редакторы –составители Л.И. Тимофеев
и С.В. Тураев)

Оформление доски: портрет писателя,
тема урока, проблемы, словарь к теме, конфликты
комедии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет
комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью — разрешение проблемы “Каким должен
быть истинный дворянин и соответствует ли
русское дворянство своему назначению”.

3. Эвристическая беседа перед обращением к
анализу текста, сообщение заранее
подготовленного ученика, учителя.

-Давайте вспомним, каким жанром классицисты
считали комедию?

Низким.

- Почему?

Низкие герои, живая жизнь (“низкая”),
будничные, низкие страсти.

В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334
театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1
половине 18 века , было 188 комедий, 52 трагедии, 39
драм, 32 комические оперы. Комедий было больше
половины.

- Почему?

Комедия была теснее связана с жизнью, могла
реальнее отразить общественно- политические
проблемы. Живая жизнь все больше проникала в
произведения.

- Чем характеризуется жизнь русского общества 18
века?

Сообщение подготовленного ученика о
бесправном положении крепостных крестьян, о
вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.

Сообщение учащегося:

Фонвизин знал об этих злоупотреблениях и
выразил свои политические взгляды в “
Рассуждениях о непременных государственных
законах”. Он убежден, что страной должны
управлять просвещенные государи, что необходимы
законы, которым подчинялись бы и цари, реформы,
которые бы ограничили произвол дворян; нужно
просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли
Фонвизина сближали его с просветителями .

- В чем были убеждены просветители, во что
верили?

Мир можно изменить, исправить при помощи
просвещения, образования, воспитания и закона,
верили в разум, большую роль отводили слову. Их
убеждения легли в основу классицизма-
литературного направления.

- Каков идеал человека для классицистов?

Добродетельный, законопослушный, просвещенный,
образованный, воспитанный гражданин, служащий на
благо Родины.

Эти идеалы просветительства легли в основу
комедии.

4. Анализ комедии.

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1.Каким должен быть истинный дворянин — и
отвечает ли русское дворянство своему
назначению?

2. Необходимость просвещения, образования -
отсутствие их..

3. Бесправие крестьян- и произвол помещиков.

Итак, перед нами комедия (жанр).

- Докажите это. Каковы задачи комедии?

1. Нравоописательная- описание нравов жизни
своего времени.

2. Показ идеала жизни и отклонение от него, и это
смешно, но и грустно, поэтому сатира и юмор слиты
здесь воедино.

3. Конфликт здесь разрешимый. Все это мы видим в
комедии “Недоросль”.

Но это классицистская комедия, а у классицистов
каждый жанр подчинятся определенным правилам.

- Какие признаки классицизма мы видим в комедии
Фонвизина?

1. Соблюдение единства времени и места действия.

2. Деление персонажей на высоких и низких,
порочных и добродетельных.

3. Вера в разум, что закон и просвещение могут
исправить нравы общества- прямое выражение
авторского идеала.

4. Наказывается порок, вознаграждается
добродетель (дидактизм).

- А от каких канонов классицизма отходит
писатель?

1. Герой-схема, носитель одного качества (у
Фонвизина — индивидуальные черты, типы). Примеры?

2. Внешний комизм, построенный на фарсовых
сценах — комические сцены, вплетающиеся в
действие, составляющие его основу, смех имеет
силу отрицания. Примеры?

3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор).
Примеры?

4. Образы положительных героев- черты реально
новых людей. Примеры?

5. Условность места действия, выдуманные
картины жизни — конкретное место действия,
правдивые картины быта. Примеры?

6. Условнее характеры — обусловленность
характеров средой, воспитанием. Примеры?

- Как же построена пьеса? (Сюжет).

Обычно в комедиях классицистов была фабула,
основанная на любовной коллизии, был любовный
треугольник, были претенденты (2) на руку молодой
девушки, влюбленные в нее. Один из них одерживал
победу, другой терпел поражение. Порой их было 3-4.

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство
Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете,
раскрывающем главный исторический конфликт…”

- Есть в пьесе любовная интрига?

Есть. И внешне действие строится на любовном
конфликте.

- Когда происходит его завязка?

(письмо
Стародума, которое читает Правдин).

-Кульминация? (похищение Софьи,
организованное Простаковой)

- Развязка?

(соединение Софьи и Милона).

Разрешение любовного конфликта происходит как
бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и
Милона. Побеждает добродетельный герой.

Но у Фонвизина любовный конфликт не главный.
История злоключений Софьи составляет лишь фон,
на котором разыгрывается главный конфликт пьесы-
общественно- политический.

- Между кем же происходят серьезные
разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами
(мир зла – разума, злонравия- добродетели,
произвола- закона). Чтобы проследить развитие
этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету,
который Фонвизин выстраивает мастерски. Он
получается многоуровневый, многоструктурный,
отсюда несколько сюжетных линий:

1. Учителя, Тришка

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают
о Вральмане (д.3,явл.3; д.5 явл.6), о Цифиркине (д.2
явл.5; д.5 явл.6), о Кутейкине (д.2 явл.5, д.5 явл.6), о
Тришке.

- Какова их роль?

Мы узнаем, кто воспитывает, кто и чему учит
дворянских детей. Они придают комедии
общественное звучание, дают высветить проблему
воспитания, образования, просвещения дворян.

- Смеется автор над ними?

Да! Но он изобличает их, презирает, негодует, еще
и сатирически показывая их.

2. Связанные с учителями и Тришкой комические
сцены, которые имеют первостепенное значение в
пьесе (.1 явл.2,3,4; д.2 явл.4,6; д.4 явл.8).

Комические эпизоды объединяют учителей, Тришку
и отрицательных героев, создают бытовой фон, на
котором раскрываются характеры отрицательных
героев, придают конкретность и живость будничной
жизни поместного дворянства. Но уже в этих сценах
комическое и трагическое переплетаются,
высвечиваются проблемы воспитания и образования
дворян.

3.Отрицательные герои.

- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их
родственниках?

- Как относится Простакова к обучению и
воспитанию своего сынка?

Безумно любя своего сынка, она старается
оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не
перетрудился. Стремясь произвести выгодное
впечатление на Стародума, она говорит своему
дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до
ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…”
Математика для нее — “пустота”,”дурацкая
наука”; география тоже не нужна- “кучер куда
надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что
науки не нужны, так как “и без наук люди живут и
жили…”.

- Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с
позиции силы).

- Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5
явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

- Какое назначение отрицательных героев?
Показать, какими и как не должно быть.

- К какому выводу приходит автор? Русское
дворянство не отвечает своему назначению,
дворяне нравственно вырождаются.

- А каким изображен двор, придворные? (д.3 явл.1; д.5
явл.1).

И здесь тоже: “Дворянин недостоин быть
дворянином!”.

Итак, отрицательные герои — дворяне — одна
сторона общественно-политического конфликта
(здесь невежество, невоспитанность, отсутствие
нравственных понятий, произвол, безграничная
власть над крепостными, безнаказанность,
бездушие, злонравие).

- Когда происходит завязка общественно-политического
конфликта?

- Кульминация?

- Развязка?

Разрешение конфликта происходит извне. Таких,
как Простакова, воспитать невозможно, их можно
лишь наказать, опираясь на закон, лишить власти -
так велико в них искажение нравственных основ.

4. Положительные герои.

Итак, кто пресекает зло в комедии?

- Что мы узнаем о Правдине, Стародуме и Милоне, о
их убеждениях и взглядах?

Развернутый ответ заранее подготовленного
учащегося.

Итак, это люди просвещенные, образованные,
благородные, добродетельные, действующие по
закону, по велению сердца и разума.

В.Г. Белинский: “В этих честных людях был
высказан идеал, к которому должно было
стремиться общество…”

- Кто же способен исправить дворян,
развращенных крепостным правом, разрешить
назревший общественно-политический конфликт?

- Что говорят об этом Стародум, Правдин?

Оба верят в просвещенного монарха, но Правдин
еще не понял истинную суть екатерининского
царствования, которому Стародум ставит
безнадежный диагноз “больного неизлечимо”.

Следующий: