Методическая разработка урока литературного чтения для 4-х классов

Цель:

  • Дать развёрнутое представление о жизни и
    творчестве А.С.Пушкина.
  • Познакомить учащихся с новыми понятиями
    «эпитет», «персона» и правильно употреблять их
    в речи.
  • Развивать творческое и образное мышление;
    выразительное и осознанное чтение.

Оборудование:

  • портреты: Пушкин А.С., Гончарова Н.Н.,
  • иллюстрация «Памятник Пушкину».
  • выставка книг.
  • свечи,
  • перо в чернильнице.
  • аудиоаппаратура,
  • диски музыкой композиторов Свиридова «Метель»
    и Чайковского Октябрь».

Ход урока

1. Вводная беседа.

- Прочитайте тему урока.

- Как вы её понимаете?

- Какой ещё имеет смысл слово «открываем»?

- В чём состоится наше открытие, мы узнаем в ходе
урока

2. Проверка домашнего задания

1) — Ребята, вы должны были приготовить сообщения
о жизни Пушкина А.С. и рассказать самое важное из
его биографии, опираясь на план, который вам был
дан заранее.

(план записан на доске)

План:

  1. Семья Пушкина.
  2. Детство поэта.
  3. Пушкин — лицеист.
  4. Друзья Пушкина.
  5. Любовь и смерть.

- В ходе нашей беседы вы должны записывать на
листках бумаги какие черты характера
формировались у Пушкина в течение жизни.

Сделать вывод:

1) — Каким человеком был А.С.Пушкин?

2) Работа по плану (в группах)

первая группа

:

- Расскажите о родителях поэта.

- Кто занимался воспитанием детей в семье
Пушкиных?

- Кто уделял особое внимание воспитанию Саши?

вторая группа:

- Каким ребёнком рос Пушкин?

- Что устраивали вечерами и в праздники для
детей бабушка и Арина Родионовна?

- Какое участие принимал в этом Пушкин?

третья группа:

Что нового вы узнали об Александре Пушкине?

- Какие черты характера у него сформировались к
тому времени?

(умный, решительный, свободолюбивый и т.д.)

четвёртая группа:

- Расскажите о друзьях поэта.

- Как он относился к дружбе?

- Что больше всего ценил в людях?

- Каким открылся вам Пушкин в отношениях с
друзьями?

(верный, щедрый, внимательный ит.д.)

пятая группа:

(на доске записаны слова)

  • Наталья Николаевна
  • Чёрная речка
  • Дантес
  • дуэль

- Каким был мужем и отцом Пушкин?

- Что вы для себя открыли в этом человеке?

(любящий, нежный, достойный, рыцарская душа)

Какие эпитеты вы подобрали, чтобы понять каким
человеком был А.С.Пушкин?

(на доске появляется запись слов выделенных
курсивом)

3) Подведение итога работы в группах:

- Как мы называем человека с его
индивидуальностью и неповторимостью?

Личность

- А какой личностью был Пушкин?

(известной, уважаемой)

- Значимая личность, известный человек, это
персона

- Что нам помогло сделать это открытие?

(чтение дополнительной литературы — выставка
книг)

3. Открытие граней творчества Пушкина.

Мы сейчас открыли для себя Пушкина как
личность, персону, но это ещё не всё.

Мы сегодня должны ещё окунуться в творчество и
открыть новые грани его как поэта.

(у каждого ученика лежит подборка стихов, всего
три страницы)

1) Прочитайте стихи на первой странице.



(стихи «Унылая пора! Очей очарованье!» и «Дни
поздней осени бранят обыкновенно..»)

- Что описывает автор в первом стихотворении?

- Какие картины природы?

- Какие периоды осени описывает?

- А с чем сравнивает дни поздней осени? Почему?

- Как мы называем поэта, который как художник,
рисует картины природы?

Поэт-пейзажист

Сейчас мы открыли одну из граней творчества
великого поэта.

2) Прочитайте стихи на второй странице.

(стихи «Деревня» отрывок и «Пока свободою
горим:»)

- Что описывает Пушкин в первом стихотворении?

- Чем является деревня для поэта?

- Докажите строками из стиха.

- С каким чувством пишет он об этом уголке?

- Прочитайте выразительно.

- Что вы можете сказать о другом стихотворении?

- С каким чувством нужно читать его?

- Во что верит поэт? Как вы это понимаете?

Выразительное чтение.

- Как мы называем человека, который любит свою
Родину и готов отдать за неё

свою жизнь? (патриот)

- Какой гранью своего творчества нам открылся
Пушкин?

Поэт-патриот

3) А теперь давайте перенесёмся в ту далёкую
эпоху.

Представьте себе такую картину: горят свечи,над
столом склонилась голова поэта, слышен скрип
пера. Вот дописано последнее слово, поставлена
точка. Поэт с нежностью берёт исписанный лист
бумаги, аккуратно его сворачивает и кладет в
конверт. А вот, что это за строки и в чьи руки они
попадут, мы узнаем прочитав следующие
стихотворения. Открываем страницу № 3 (стихи «Я
помню чудное мгновенье:», «Я вас любил: любовь
ещё, быть может: » Звучит музыка Чайковского П.И.
«Октябрь», горят свечи, ученики читают про себя
стихи)

- Что это за строки?

- Кому они посвящены?

- С каким чувством читаются эти стихи?

- С чем он сравнивает любимую женщину?

- Что он пишет о своей любви?

- А как называется поэзия, которая посвящена
любви?

(любовная лирика)

- Может, кто-то догадался какая сторона
творчества нам открылась?

Поэт-лирик

- Прочитайте выразительно понравившееся
стихотворение.

Композитор Свиридов (20 век) написал музыку на
стихи А.С.Пушкина «Метель», это ещё раз
подтверждает, что Пушкин был лирическим поэтом.

- Ребята, как вы думаете, все ли грани творчества
великого русского поэта мы открыли? Поэтому в
названии нашего урока я ставлю многоточие.

4. Домашнее задание

Прочитать авторский текст «Путешествие
шестое» и открыть ещё одну грань творчества
пота.

5. Рефлексия

- Итак, обратимся снова к теме нашего урока.

- Что нового вы узнали о Пушкине, что открыли в
нём?

- Понравился ли вам наш урок, а что именно?

- Что унесёте в душе с урока?

- Какое настроение?

6. Итог

Пушкин есть явление чрезвычайное и может
единственное явление русского духа; в нём
русская природа, русская душа, русский характер
- всё в нём русское гармонично сочетается.
Поэтому нам Пушкин так дорог. И, сколько бы не
прошло лет, веков всегда будут читать его стихи и
открывать в нём что-то новое, неизведанное.

(звучит музыка «Метель», читается
стихотворение «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный:»)




Следующий: