Методическая разработка урока географии в 8-м классе по теме Дальний Восток – край контрастов

Дидактическая цель урока:

на основе
детального изучения природы Дальнего Востока
установить причины своеобразия региона,
сходства и различий его отдельных частей.

Методическая цель урока

: представление форм,
методов и приемов формирования ключевых
компетенций обучающихся (коммуникативной,
информационной, исследовательской).

Тип урока

: урок формирования новых знаний.

Дидактические средства обучения

:
электронный тренажер «Физическая карта
России», карточки-задания, учебник, электронный
учебник «География. 8 класс», атласы,
мультимедиапрезентация.

Программа работы на уроке

Целеполагание:

демонстрация видео
презентации о Дальнем Востоке, обсуждение темы
урока, отталкиваясь от ключевого слова
«контраст»; совместное определение основной
проблемы и дидактической цели урока.

Учебная задача 1: познакомиться с составом
Дальнего Востока (номенклатурой)

Задание:

используя электронный тренажер
«Физическая карта России» на физической карте,
найдите следующие объекты:

  • Моря: Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.
  • Заливы: Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа.
  • Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза.
  • Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские,
    Курильские, Сахалин, Шантарские.
  • Полуострова: Чукотский, Камчатка.

Проверка выполнения задания.

Учебная задача 2: Составить географический
образ региона.

Задание группе 1:

Выберите из перечисленного
в рубрике учебника «Что вы знаете о России?»
(стр.8-9) то, что относится к Дальнему Востоку.
Составьте Книгу рекордов данного региона:

Дальний Восток — «самый-самый»:


Задание группе 2:

Прочитайте текст. Составьте
кластер из ключевых слов и словосочетаний:

Дальний Восток — это

  • ___________
  • ___________
  • ___________

«В этом краю много такого, чего нет больше
нигде в России. Где еще можно увидеть гейзеры -
фонтанирующие источники или обвитую виноградом
ель, голубую сороку или черную белку? Где еще
растут березы: белая, черная, желтая, каменная и
десяток других? Где можно увидеть огнедышащие
горы-вулканы? Где еще на берег обрушиваются
гигантские морские волны-цунами? Где еще есть
удивительная рыба-даллия, промерзающая зимой
настолько, что становится хрупкой? Она обитает в
речках Чукотки, где водоемы зимой промерзают до
дна. Рыбка зарывается в ил и там, в замерзшем
состоянии, находится всю зиму, а весной оттаивает
и продолжает жить. Где еще по снегу бродят тигры?
Где, как в сказке о коньке-горбунке, можно из
горячего озера прыгнуть в холодное (Фумарольное
и Центральное на вулкане Узон на Камчатке)? Где
можно увидеть медведей, зимующих в дуплах
деревьев? Где можно любоваться медвежьей
рыбалкой, как не на Камчатке?»

Напоминание: Кластер - система
ключевых слов, словосочетаний.

Задание группе 3:

Прочитайте текст учебника
на стр.250, начиная с третьего абзаца. Найдите в нем
информацию, иллюстрирующую тезис «Дальний
Восток — край контрастов». Выпишите тезисы.

Проверка выполнения заданий, формулирование
выводов.

Какие особенности природы определяют
своеобразие Дальнего Востока? Каковы их
возможные причины?

Учебная задача 3: Привести в систему знания об
исследовании региона.

Опережающее домашнее задание:

придумать и
заполнить таблицу об исследователях, изучавших
Дальний Восток Проверка выполнения задания,
выступление обучающегося, презентация таблицы.
Возможен вариант:

Когда? Кто? Что?

Учебная задача 4.

Установить связь между
тектоническим строением территории, рельефом,
полезными ископаемыми региона. Найти ответ на
вопрос: Чем объясняется тектоническая
неустойчивость данной территории?

Задания:

1.Проанализируите картосхему 19 в учебнике на
стр. 51. Сделайте прогноз об устойчивости земной
коры в районе Дальнего Востока. Для этого
вспомните, что такое геосинклиналь.

2.Определите возраст земной коры в регионе по
тектонической карте России (атлас, стр.16).

3.Закончите логическую схему:

Дальний Восток находится на стыке литосферных
плит -> ? -> Здесь возможны :..

Проверка выполнения заданий 1-3.

Найдите на физической карте
орографические объекты:

  • Горные хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский,
    Сихотэ-Алинь.
  • Нагорья: Чукотское, Корякское.
  • Равнины: Зейско-Буреинская.
  • Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка,
    Корякская Сопка, Шивелуч, Мутновская Сопка, Тятя,
    Алаид.

Обоснуйте, почему на дальнем Востоке
преобладает горный рельеф?

Дополните полученную информацию о рельефе
выводами, сделанными на основе анализа карт в
учебнике (рис. 26.27.28.29) на стр. 66.

Какие полезные ископаемые на Дальнем
Востоке своим происхождением связаны с
магматическими процессами и приурочены к
складчатым областям?
(медь, никель, вольфрам,
олово, полиметаллические руды) Какие — с
накоплением осадочных горных пород в прибрежных
и континентальных условиях? (нефть, уголь, газ).

Проверка выполнения заданий 4-6. Формулирование
вывода

о причинно-следственных связях между
тектоническими структурами территории, формами
рельефа и полезными ископаемыми (вывод в виде
логической схемы).

Учебная задача 5. Определить климатическое
своеобразие территории Дальнего Востока,
установить его причины.

Задания:

1. По климатической карте России в атласе (стр.17)
определите все типы и подтипы климата на
территории Дальнего Востока. Запишите их
названия. Почему границы климатических поясов на
востоке страны смещены к югу? Чем муссонный
климат отличается от морского? Какой
климатообразующий фактор определяет эти
различия?

2. Определите влияние важнейших
климатообразующих факторов, действующих в
данном регионе:

3. Найдите закономерности в изменении
температуры января, температуры июля и
количестве осадков при движении с севера на юг и
с запада на восток (см. картосхемы в учебнике на
стр. 89, 90,91). Сделайте прогноз об образовании
возможных ПТК на данной территории.

Обсуждение результатов работы.

Учебная задача 6.Познакомиться с флорой и
фауной Дальнего Востока, установить причины
своеобразия и причины различий их на севере и на
юге.

Задания:

Работа с электронным учебником «География. 8
класс». Поиск ответов на вопросы:

1. Каковы причины различия флоры и фауны на
севере и юге Дальнего Востока?

2. Какое глобальное событие в истории Земли
вызвало смешение северных и южных видов?

Обсуждение.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Возможные
варианты:

1.Составление синквейна на тему «Дальний
Восток»

2. Закончите мысль:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал:
  • Я был удивлен:
  • Я открыл для себя:
  • Я еще раз убедился:
  • Я пришел к выводу:
  • Я все же не понял:
  • Я испытал затруднения при выполнении задания:
  • Самым интересным заданием для меня было:
  • Я говорю спасибо нашему уроку за:

Домашнее задание:

На основе работы с учебником стр. 250-256
самостоятельно изучить вопрос «Поверхностные
воды Дальнего Востока», составить 5 проблемных
вопросов, начинающихся со слов:

«Почему:», «В следствие чего..», «Чем
объяснить..».

Следующий: