Методическая разработка урока географии с использованием ИКТ Старинные города и народные промыслы Центральной России

Форма проведения урока: урок –
экскурсия. Время – 60 минут.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с географией и
    особенностями старинных русских городов
    Центральной России и центрами русских народных
    ремесел, историей их возникновения и значением
    для современности.
  • Способствовать активизации познавательной
    деятельности учащихся, развитию интереса к
    предмету, через самостоятельный поиск материала.
    Продолжить формирование навыков выразительного
    чтения, публичного выступления. Способствовать
    заинтересованности учащихся в активном участии
    подготовки и ведения урока.
  • Воспитание патриотизма, чувства прекрасного,
    гордости и любви к малой Родине. Способствовать
    развитию духовных качеств личности учащихся.

Учебно-методический
комплекс
:

  • физическая карта Центрального района;
  • стенд с иллюстрациями «Старинные города
    России»;
  • выставка изделий народных промыслов:
    деревянная посуда с росписью «Хохлома», фарфор
    «Гжель», шкатулки «Палех», роспись по дереву
    «Городец», хрусталь «Гусь-Хрустальный», матрешки
    и др.;
  • раздаточные материалы: информационные таблицы
    «Города Центральной России», «народные
    промыслы», маршрутные листы, таблицы для
    заполнения, атласы, учебники;
  • видеофрагмент «Ярославия».
  • Презентация
    «Старинные города и народные промыслы
    Центральной России»
  • Приложение.

Структура урока.

  1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
  2. Ввод в урок.
  3. Демонстрация видеофрагментов и начало
    экскурсии.
  4. Экскурсия по старинным русским городам
    Центральной России (репортажи учащихся).
  5. Подведение итогов экскурсии. Ответы учащихся на
    вопрос: в чем заключается значение старинных
    русских городов в наше время? Нужна ли нам
    сегодня «старина»?
  6. Рефлексия: Ощущения и чувства после экскурсии,
    впечатления учащихся.
  7. Домашнее задание.
  8. Заключение.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока, постановка целей и
задач

2. Ввод в урок

Учитель. Среди всех районов России
Центральный выделяется самым большим числом
городов. Каждый из них уникален своей историей,
своей судьбой, своим неповторимым обликом. В
чрезвычайном разнообразии городов – «сила»
района, потенциал его развития. Впервые русские
города упоминаются еще в IX веке.

Вопрос. Какие вы знаете старинные
города? (Ответы учащихся.)
Норманны называли Русь «Гардарика» – страна
городов. Город обладает волшебным свойством
дарить свежие впечатления, но и люди должны
обладать способностью воспринимать, увидеть
новое в хорошо знакомом.

Стальной, кирпичный и стеклянный
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит. (В. Брюсов.)

Это сказал поэт о современном городе. Но как
много притягательного в старинных русских
городах! Очарование старины, героический дух
народа, искусство русских зодчих и мастеров –
все в неповторимом ансамбле наших городов. Это
поистине золотое наследие России!
(Видеофрагмент «Ярославия – старинная русская
земля».)

3. Начало экскурсии

Учитель. Сегодня вы познакомитесь со
старинными русскими городами, с их историей,
особенностями и культурой. А в чем сегодня
значение старинного города? Чтобы ответить на
этот вопрос мы отправляемся в путешествие по
старинным русским городам. Включите воображение
и представьте, что мы находимся в воздушном
супер-аэробусе, который мгновенно будет
переносить нас из города в город. Для путешествия
нужна карта и маршрутный лист, в котором
отмечайте те города, в которых мы побываем, а в
таблице – блокноте отражайте все самое
интересное.


Название города

Время основания

Исторические памятники

Народные промыслы

Каждый из вас сегодня побывает и в роли
экскурсанта и в роли экскурсовода. Итак, в путь.
Ярославщина! Земля малиновых звонов! (начало
презентации)

Ученик.

Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон…

Мы в городе Ростове – городе знаменитых
малиновых звонов. В России, как известно два
Ростова… (Приложение)

Учитель. Вокруг Москвы есть «Золотое
кольцо», не обручальное, а кольцо древних
городов. Город – загадка «Золотого кольца» –
Суздаль. Мы отправляемся в Суздаль.

Ученик. Я приветствую вас в древнем
Суздале. Город очаровывает не только
изумительными памятниками архитектуры и
искусства – свидетелями его славной
многовековой истории, но и непередаваемым
колоритом маленького провинциального городка,
каким то чудом, сохранившимся в наш
индустриальный век. (Приложение)

Учитель. Суздаль – город храмов,
которые являются мировым культурным наследием.
Есть такие храмы и во Владимире, куда мы сейчас и
отправляемся.

Ученик. Добро пожаловать во Владимир.
Находится Владимир в 190 км от Москвы на высоком
живописном берегу реки Клязьмы. Это крупный узел
автомобильных и железных дорог. Основан город
был Владимиром Всеволодовичем Мономахом в 1108
году как крепость для охраны Ростово-Суздальской
Руси. (Приложение)

Учитель. Наше путешествие
продолжается. Наш путь лежит в город деревянного
старинного зодчества – Кострому. Деревянные
дома Костромы не столь заметны, но благодаря
тому, что сохранилось их много, эти дома придают
особый колорит старинному русскому городу, среди
них есть подлинные шедевры строительного
искусства и архитектуры.

Ученик. Если подъезжать к Костроме с
Волги, то первое, что вы увидите, это высокий
берег реки с живописно разбитым на нем парком. (Приложение)

Учитель. Как хочется перечитать
любимые книги, так же хочется и в любимых городах
побывать снова и снова. На юге Московской области
есть небольшой город на первый взгляд самый
обычный, а отойди от новых кварталов и повеет
духом истории. Это Серпухов.

Ученик. Будто и не было многих веков,
отделяющих нас от того времени, когда город
отражал набеги татар на южные рубежи Московского
княжества. (Приложение)

Учитель. Кроме известных и больших
старинных городов на карте нашей страны есть и
совсем небольшие, но вписавшие яркие страницы в
нашу историю. Городец – наше славное прошлое.

Ученик. Расположен Городец в среднем
Поволжье, в семидесяти км от Нижнего Новгорода. (Приложение)

Учитель. Не только Городец может
гордиться изделиями русских мастеров, но и
многие другие в русской глубинке.
По причине малоблагоприятных для зернового
хозяйства природных условий
сельскохозяйственные возможности стали быстро
исчерпываться и населению пришлось «промыслете»
себе пропитание, т.е. заняться промыслами. Не
оскудеет земля русская мастерами да умельцами!

Ученик.

Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне.

Учитель. А мы отправляемся в «Золотую
Хохлому».

Ученик. Хохлома – старинное село,
затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов.
Вместе с его историей уходит в далекое прошлое
зарождение там известного на весь мир искусства
– хохломской росписи. (Приложение)

Учитель. Уникальные творения созданы
из самого простого материала – дерева, и наша
русская знаменитая красавица – матрешка. Откуда
она пришла к нам и чем замечательна? Мы
отправляемся в Сергиев Посад.

Ученик. Подмосковный Сергиев Посад.
Раньше этот город называли «русским Нюрнбергом»,
«столицей потешного царства»., где жили сотни,
тысячи кустарей-ремесленников. (Приложение)

Учитель. Не только из дерева создавали
шедевры искусства русские мастера. Есть в России
город с уникальным летящим и звенящим названием
– Гусь-Хрустальный…

Ученик. Маленький скромный городок
Гусь-Хрустальный. Гусь – это речка, правый приток
Оки, а Хрустальный – это главное занятие города.
А может хрустальный – это оттого, что речка была
прозрачно-чистой, как хрусталь, и в этом единение
природы и ремесла. (Приложение)

Учитель. Посмотрите, сколько
великолепия, чудной красоты! Звенит хрусталь,
улыбается нам русская матрешка, и расцветают
чудесные, колдовские синие цветы…
«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова
у нас гжельская, которой нигде не видел я
белизною превосходней» (Ломоносов). Это о Гжели…

Ученик. Я приглашаю вас в Гжель. К
юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе,
разместились, бок о бок около трех десятков сел и
деревень.. Одно из них бывший волостной центр, и
есть Гжель. (Приложение)

Ученик.

Не печалься, древняя земля,
Ты богата сказами да былью,
Русские исконные края,
Палеха несломленные крылья.

Славу этому небольшому поселку Ивановской
области принесло изящное и тонкое искусство
лаковой миниатюры. Этот один из древних центров
иконописания был известен еще Гете. Уходя
корнями в древнерусское искусство времен Андрея
Рублева, палехская иконопись превратилось в
тончайшее мастерство лаковой миниатюры. Тут свой
стиль, своя школа, свои самобытные таланты. (Приложение)

Учитель. Дороги к прекрасному не
зарастут бурьяном. Традиции русских мастеров, их
искусство живо и поныне.
Живет оно и внашей школе. Ученики нашего класса
уже многое умеют, они перенимают эстафету,
обучаясь на специальности «Прикладное
искусство», и многие изделия в стиле народных
промыслов на нашей выставке изготовлены
ребятами нашей школы.

4. Подведение итогов

Учитель. Наше маленькое путешествие
завершилось. Вы о многом услышали, многое узнали.

Вопрос. Каково же сегодня значение
старинного города? (Беседа).

5. Рефлексия

Учитель. Какие ощущения, чувства,
впечатления возникли у вас сегодня на уроке?
(Учащимся раздаются листы опроса на фоне
презентации.)

Лист опроса

1. Какие мысли и чувства вызывают у тебя
исторические города России и изделия народных
промыслов?

А) эстетическое наслаждение;
Б) гордость за творения русских мастеров и
зодчих;
В)потребность прочитать книги по этой теме;
Г) желание связать свою будущую профессию с
изучением старины и с изготовлением предметов
народных промыслов:
Д.) не вызывает никаких откликов;
Е) другие чувства (какие именно).

2. Твои впечатления от урока.

Учитель. Предлагаю поделиться
впечатлениями. (Учащиеся зачитывают свои
ответы и сдают листы опроса).

6. Домашнее задание

Учитель. Придумайте свой маршрут для
путешествия. Дома ответьте на вопросы теста.
Нанесите на контурную карту города Центрального
района.

7. Заключение

Ученик.

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

Следующий: