Методическая разработка урока географии с использованием ИКТ Население Центральной России. Золотое кольцо России

Цели урока

:

  • Создать представление о населении Центральной
    России как регионе формирования русского народа,
    расширить знания об его обычаях и традициях.
  • Познакомить учащихся с географией и
    особенностями древних русских городов
    Центральной России, историей их возникновения и
    значением для современности.
  • Способствовать активизации познавательной
    деятельности учащихся, развитию интереса к
    предмету через самостоятельный поиск материала.
    Вырабатывать навыки публичного выступления.
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного,
    гордости и любви к Родине.

Учебно-методический комплекс

:

  • Карты: Плотность населения России, Народы
    России, Политико-административная Российской
    Федерации;
  • Атласы, учебники, раздаточный материал (таблицы
    для заполнения, маршрут “Золотое кольцо”
    России, тест).
  • Презентация:
  • “Национальный состав субъектов
    РФ” (фрагмент из научной работы), “Золотое
    кольцо” России.

    Приложение.

    Структура урока

    :

  • Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
  • Вводная беседа.
  • Народы Центральной России
    (фрагмент-выступление из
    научно-исследовательской работы “Национальный
    состав субъектов РФ). Обычаи и традиции русских.
  • Викторина по городам “Золотого кольца” России
    (проводят учащиеся).
  • Рефлексия (выполнение теста, впечатления
    учащихся).
  • Домашнее задание.
  • Заключение. Подведение итогов.

  • Ход урока

    I. Сообщение темы урока, постановка целей и
    задач. (Приложение)

    II. Вводная беседа

    III.

    Учитель:

    Среди всех регионов Центральная
    Россия занимает особое место. Давайте
    познакомимся с народами Центральной России.

    Россия, я твоя росинка,
    песчинка малая твоя,
    когда метель – то я снежинка,
    в ручье я капелька ручья.
    Из этих капелек-росинок
    большие реки потекли,
    и если б не было песчинок,
    тогда бы не было Земли …

    (Вниманию ребят предлагается фрагмент
    из научно-исследовательской работы “Оценка
    национального состава субъектов РФ”.

    (Приложение) Ученица работала со статистическими
    данными последней переписи населения, сделав
    свои расчеты и построив диаграммы по каждому
    экономическому району).

    Задание

    : внимательно прослушать
    сообщение, выполнить задание №1. (Приложение)

    Задание № 1.

    а) Прослушав сообщение, заполнить
    таблицу. По данным таблицы рассчитать плотность
    населения каждого района. Сделать вывод;



    б) На контурной карте Центральной
    России построить диаграммы, показывающие
    соотношение преобладающих народов региона.


    Название региона

    Состав района

    Площадь района

    Численность населения

    Плотность населения

    Национальный состав

    Преобладающие народы

    Вопрос

    : Каков национальный состав
    Центральной России?

    Итак, Центральная Россия – колыбель
    русского народа. (Приложение)

    • Обычаи и традиции русских
    • (сообщение-выступление
      учащихся).

    Учитель:

    Среди всех регионов России
    Центральный выделяется самым большим числом
    городов. Каждый из них уникален своей историей,
    своей судьбой, своим неповторимым обликом. В
    чрезвычайном разнообразии городов – “сила”
    региона, потенциал его развития.

    Впервые русские города упоминаются
    еще в IX веке.

    Вопрос

    . Какие вы знаете древние
    города России?

    “Бывают города-труженики,
    города-коммерсанты, города-ханжи,
    города-венценосцы”. Так писал о городах К.
    Паустовский. Это касается всех городов мира, но
    только в России есть созвездие городов, городков
    и поселков, которые уже давно зовут “Золотым
    кольцом” России.

    Как много притягательного в древних
    русских городах!

    Очарование старины, героический дух
    народа, искусство русских зодчих и мастеров –
    все в неповторимом ансамбле наших древних
    городов. Это поистине золотое наследие России!

    Вопрос

    . Что ж входит в понятие
    “Золотое кольцо” России?

    Давайте послушаем ребят, которые
    приготовили вопросы викторины по “Золотому
    кольцу” России.

    Учащиеся отвечают на вопросы викторины,
    выполняя задание № 2). (Приложение)

    Продолжение урока

    Презентация




    Следующий: