Методическая разработка урока географии по теме Особенности природы Австралии. 7-й класс

Дидактическая цель: создать все необходимые условия для осознания и
осмысления нового материала средствами уровневой дифференциации и проблемного
обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели по содержанию урока

  1. Образовательная цель: создать условия для формирования системы знаний о
    природе Австралии; способствовать формированию причинно-следственных связей
    на примере материала.
  2. Развивающая цель: продолжить формирование умений сравнивать материал;
    характеризовать природу и решать проблемные задачи.
  3. Воспитательная цель: способствовать формированию географического
    мышления и желания восхищаться тем, что есть на планете Земля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,
парная, частично поисковая.

Технология: дифференцированного и проблемного обучения.

Средства обучения:

  • карты:
    • мировые: физическая, климатическая, строение земной коры,
      природные зоны;
    • карта Австралии;
    • строение земной коры;
  • учебник: авторов И.В.Душиной, Т.Л.Смоктунович (М.: Издательство
    Вентана-Граф, 2012 год);
  • атлас по географии материков и океанов издательства «Аст- Астрель».
  • видеофильм по географии 7 класса: «По дикой Австралии».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, как они готовы
к уроку. (Учащиеся готовят рабочее место.)

Вступительное слово учителя о самом интересном, уникальном материале.

II. Мотивация и целеполагание.

Учитель обращает внимание на доску, где написаны разноуровневые цели для
учащихся (выбирают цель для себя по силам):

(Приложение 1)

  1. узнать о главных особенностях Австралии;
  2. объяснять зависимость природы Австралии от географического положения и
    климата; сравнивать с Африкой.
  3. решать проблемные задания.

III. Актуализация знаний.

Учитель просит совершить путешествие вокруг
Австралии группами:
«Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по
самому интересному материку. Двое наших исследователей уже побывали там.
Вы их сейчас услышите».

Учитель задает проблемный вопрос (каждая группа называет одну из особенностей
природы и географического положения Австралии):

- Австралия самый маленький материк, который омывается самым большим океаном на
востоке и довольно теплым океаном на западе, однако, несмотря на
приокеаническое положение – это самый сухой материк. Каковы причины?

IV. Первичное усвоение знаний.

Учитель просит просмотреть фрагменты фильма, дает задания для
самостоятельной работы.

(Учащиеся смотрят фрагменты фильма и отвечают на вопросы. Делают
выводы. Краткие сведения о путешественниках дают консультанты.)

1. Назовите имена путешественников, которым принадлежит открытие
Австралии.

2. В чём сходство и различие рельефа Австралии и Африки. Выявите
особенности рельефа Австралии:

- Почему в Австралии нет вулканов и высоких гор?
- Назовите полезные ископаемые Австралии, каково их происхождение?

3. Назовите главные климатообразующие факторы, объясните влияние каждого
на природу Австралии.

4. Назовите климатические рекорды Австралии. Почему в Австралии много
пустынь?

5. Объясните причины эндемичного животного мира.

Проблема.

(Учащиеся решают проблему: а) с помощью учителя; б) самостоятельно;
в) парами.)

- В одних и тех же климатических поясах Австралии, по сравнению с южной
Африкой, температуры выше, а осадков меньше. Почему?

- Объясните зависимость рек от климата.

- Почему в Австралии мало рек и озёр?

- Как называются реки с сухими руслами в Африке? А Австралии?

- Почему половодье на Муррее наступает быстро, а продолжается недолго?

- Где берут воду австралийцы, если её мало на суше?

- Почему озеро Эйр солёное, а Чад – пресное?

- Почему Эйр называют сердцем Австралии?

(Учащиеся вместе с учителем краткие выводы записывают их в тетрадь.)

(Приложение 3)

V. Осознание и осмысление блока новой учебной информации.

В нашей экспедиции много участников и среди них есть главные
исследователи – консультанты. Они помогут новичкам преодолеть трудности,
а также в конце пути оценят ваши знания. Познакомьтесь с ними.
(Представление консультантов.)

VI. Закрепление материала.

(Приложение 2)

Вопросы мини-викторины «Знаешь ли ты Австралию?»:

  1. Назвать крайние точки Австралии.
  2. Какой тропик не пересекает материк?
  3. Почему реки Австралии короткие и высыхающие?
  4. Где суше: на востоке или на западе? Почему?
  5. Почему горы Австралии называют «Снежные», хотя зимы не бывает?
  6. В каких реках Австралии нельзя утонуть?
  7. Почему на западе материка равнины, а на востоке горы?
  8. Климатические пояса Австралии, какой занимает наибольшую площадь?
  9. «Сердце» Австралии.
  10. Составить схему «Отрицательное воздействие человека на природу».

VII. Рефлексия.

Конкурс капитана Врунгеля. (Приложение 4)

(Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии.)

Учитель задаёт вопросы рефлексии:

- Кто поставил перед собой задачу реализовать 1, 2, 3 цель, у кого получилось
это?

- Кто может на следующем уроке, поработав самостоятельно дома, получить
оценку «4» и «5»?

- Кому на уроке было не понятно, не интересно?

VIII. Домашнее задание.

  • § 30.
  • Задания в рабочей тетради по географии 7 класс, И.В Душиной.
    Издательства «Вентана-граф»: стр. 52-53.

(Учащиеся выбирают задание по силам.)

Проверочная работа по теме: «Австралия».

1 вариант

1. В основании материка Австралии
лежит:
  1. древняя складчатость;
  2. древняя платформа;
  3. и то и другое.
2. К западу поверхность Австралии:
  1. повышается;
  2. понижается;
  3. такая же, как на востоке.
3. Большая часть Австралии находится:
  1. в экваториальном поясе;
  2. в тропическом поясе;
  3. в умеренном поясе.
4. Остров Тасмания находится:
  1. в тропическом поясе;
  2. в субтропическом поясе;
  3. в субтропическом и умеренном поясах.
5. Не имеет стока в океан:
  1. вся Австралия;
  2. меньшая часть Австралии;
  3. более половины площади Австралии.
6. Озёра Австралии в большинстве:
  1. пресные;
  2. солёные.
7. Столица Австралии:
  1. Сидней;
  2. Канберра;
  3. другой город.
8. Коренные жители Австралии:
  1. англичане;
  2. аборигены;
  3. и те, и другие.
9. Австралийский союз – это:
  1. развитая страна;
  2. развивающаяся страна;
  3. страна с переходной экономикой.
10. Вед. место в с/хозяйстве
принадлежит:
  1. овцеводству;
  2. разведению крупного рогатого скота;
  3. и тому, и другому.
11. Установить
соответствие:
Природная зона:
  1. Субэкваториальные леса.
  2. Саванна.
  3. Пустыня.
Животное:
  1. А – страус Эму.
  2. Б – коала.
  3. В – кенгуру.

Задание:

  1. Природа создала в Австралии огромный заповедник, объясните почему?
  2. Назовите природные зоны Австралии и укажите, чем они отличаются от
    соответствующих зон Африки.
  3. Спрогнозируйте, что произойдёт с климатом материка, Если Большой
    Водораздельный хребет разрушится.

2 вариант

1. Большую часть Австралии занимает:
  1. платформа;
  2. область новой складчатости;
  3. область древней складчатости.
2. К востоку поверхность Австралии:
  1. понижается;
  2. повышается;
  3. не изменяется.
3. Большую часть Австралии занимает:
  1. саванна;
  2. пустыня;
  3. субэкваториальные леса.
4. Австралия – самый:
  1. влажный материк;
  2. сухой материк;
  3. жаркий материк.
5. Австралия находится:
  1. к северу от экватора;
  2. к югу от экватора;
  3. на экваторе.
6. Реки Австралии полноводны:
  1. по мере выпадения осадков в климатических поясах;
  2. летом;
  3. зимой.
7. Население Австралии:
  1. 165 млн. чел.;
  2. 19 млн. чел.;
  3. 30 млн. чел.
8. Большая часть населения живёт:
  1. на западе;
  2. на востоке;
  3. на юге.
9. Аборигены проживают:
  1. в городах;
  2. в резервациях;
  3. где хотят.
10. Главная земледельческая культура:
  1. ананас;
  2. пшеница;
  3. банан.
11. Установить
соответствие:
Природная зона:
  1. Субэкваториальные леса.
  2. Саванна.
  3. Пустыня.
Животное:
  1. А – страус Эму.
  2. Б – коала.
  3. В – кенгуру.

Задание:

  1. Объясните образование полезных ископаемых в Австралии. Почему здесь
    рудные полезные ископаемые преобладают над нерудными?
  2. Сравнив климатические карты Австралии и Африки, вы обнаружите, что в
    Австралии температура выше, а осадков выпадает меньше. Почему?
  3. Учитывая то, что население Земли постоянно растёт, дайте прогноз о
    плотности материка Австралия в будущем.

Следующий: