Методическая разработка учебного занятия по дисциплине Технология малярных работ

C внедрением в системе среднего
профессионального образования федеральных
государственных образовательных стандартов
третьего поколения, которые основаны на
компетентностном подходе, меняются взгляды на
проведение учебных занятий как теоретического,
так и производственного обучения. Проведение
традиционных уроков, по классической схеме
становится не актуальным. Руководствуясь тем,
что в качестве результата образования
признаются общие и профессиональные
компетенции, в организацию и методику проведения
учебных занятий необходимо внедрять что-то
новое, связанное с компетентностным подходом в
обучении.

Компетентностный подход основан на
трех ключевых позициях:

  1. Самостоятельность в обучении.
  2. Активные методы и формы обучения.
  3. Практикоориентированность в обучении.

Обучающиеся должны не только знать
учебный материал и уметь выполнять упражнения,
но и иметь практический опыт, уметь применять
знания и умения на практике.

В качестве примера реализации
компетентностного подхода в процессе подготовки
рабочих кадров мы предлагаем разработку
учебного занятия по дисциплине “Технология
малярных работ” по программе профессиональной
подготовки по профессии “Маляр строительный” в
образовательном учреждении среднего
профессионального образования.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Тема урока:

Цвет и его применение в
отделке помещений.

Цели урока:

Обучающие:

– сформировать знания обучающихся о
цвете, его влиянии на человека;
– формировать умения подбора цветового решения
в зависимости от психологических особенностей
человека.

Развивающие:

– развивать логическое мышление;
– развивать умение анализировать;
– развивать умение работать с литературой.

Воспитывающие:

– формировать профессиональные
убеждения;
– воспитывать профессиональную культуру;
– воспитывать любовь к профессии.

Тип урока:

Урок изучение нового
материала.

Вид урока:

Исследовательская работа.

Методическая цель:

Формирование
познавательной деятельности на основе
технологии развивающего обучения.

Методы обучения:

Словесный,
исследовательский, самостоятельная работа
обучающихся.

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийный
проектор, мультимедийная презентация,
дидактический материал (таблицы).

Время:

180 минут.

ХОД УРОКА

Часть 1

I. Организационный момент (4 минуты)

  • Взаимное приветствие.
  • Проверка присутствующих и внешнего вида.
  • Проверка готовности обучающихся к уроку.

  • II. Мотивация обучающихся (10 минут)

  • Сообщение темы урока, решение проблемных
    вопросов.
  • Целевая установка на урок.
  • Мотивация обучающихся:
    – влияние цвета на эмоциональное состояние
    человека;
    – основные функции цвета.

  • III. Формирование новых знаний (40 минут)

  • Дизайн интерьера и темперамент.
  • – виды темперамента его
    характеристики;
    – выбор цветового решения относительно
    темперамента.

  • Восприятие человека.
    – типы восприятия, отличительные особенности;
    – взаимосвязь восприятия с цветом.

  • IV. Самостоятельная исследовательская
    работа (30 минут)

    Задания для первого звена:

    1. Выполнение мини-тестирования.
    2. Изучение закономерностей темперамента.
    3. Выбор цветового решения.
    4. Обобщение и вывод о влиянии темперамента на
      цветовое решение.

    Задание для второго звена:

    1. Изучение и описание типов восприятия.
    2. При помощи тестов определить тип собственного
      восприятия.
    3. Обобщение и вывод о влиянии типа восприятия на
      цветовое решение.


    V. Контроль усвоения нового материала
    (8 минут)

  • Выступления с выводами по самостоятельной
    работе.
  • Практическое задание: подобрать цветовую гамму
    поверхностей, оформить проект помещения (на
    листах с изображением контура помещения).

  • VI. Домашнее задание (2 минуты)

  • Определить психотипы членов семьи.
  • Практическое задание: подобрать цветовое
    решение поверхностей стен комнаты в своей
    квартире. Оформить проект помещения (на листах с
    изображением контура помещения).

  • Часть 2

    VII. Формирование новых знаний (40 минут)

  • Влияние цвета на психологию человека.
  • – цветовое окружение его влияние на
    эмоциональное и психофизическое состояние.

  • Воздействие цвета на восприятия объемности.
    – закономерность использования цвета в
    интерьере;
    – оптические особенности цвета в интерьере.

  • VIII. Самостоятельная
    исследовательская работа (30 минут)

    Задание для первого звена:

    1. Изучение таблиц “Восприятие основных цветов в
      интерьере”, “Физиологическое воздействие
      цвета”, “Психофизиологические характеристики
      цвета”.
    2. Обобщение и выводы об управлении настроением и
      воздействии цвета на человека.

    Задание для второго звена:

    1. Изучение таблиц “Закономерности использования
      цвета в интерьере”, “Оптические особенности
      цвета в интерьере”.
    2. Обобщение и выводы об особенностях цвета при
      его использовании в помещении.


    IX. Контроль усвоения нового материала
    (8 минут)

  • Выступления с выводами по самостоятельной
    работе.
  • Практическое задание: подобрать цветовую гамму
    поверхностей в зависимости от назначения
    помещения. Оформить проект помещения (на листах с
    изображением контура помещения).

  • X. Домашнее задание (2 минуты)

  • Подобрать цвет поверхности стен в помещении
    малых размеров.
  • Обосновать выбор цветового решения.

  • XI. Подведение итогов урока (6 минут)

  • Анализ работы обучающихся на уроке.
  • Актуализация необходимости знания маляром
    сущности цвета и умений подбора цветовых решений
    при отделке интерьера.
  • Оценивание работы обучающихся на урока с
    аргументацией отметок.
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
    ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    Учебное занятие рассчитано на 4
    учебных часа.

    Всегда встает вопрос, как и с каких
    слов, начать учебное занятие. Можно начать сухо,
    со слов “Здравствуйте, проведем перекличку, или
    дежурный доложит…”, но это не способствует
    позитивному началу занятия и настрою студентов
    на работу.

    Занятие рекомендуется начать с
    приветствия в форме чтения двумя обучающимися
    отрывка из стихотворения Булата Акуджавы:

    Уважайте маляров,
    как ткачей и докторов!
    Нет, не тех, кто по ограде,
    раз мазнул и – будь здоров.
    И когда ложатся спать,
    спят тела, не спится душам:
    этим душам вездесущим
    красить хочется опять.

    Бредят кистями ладони,
    краски бодрствуют, спешат,
    кисти, как ночные кони,
    по траве сырой шуршат…
    Уважайте маляров –
    звонких красок мастеров!
    Лейтесь, краски, пойте, кисти,
    крась, маляр, и будь здоров!

    Начиная занятие с этих слов,
    обучающимся дается мотивация на важность данной
    профессии, что от их труда зависит красота нашего
    мира, дома и интерьера.

    До начала изучения новой темы
    проверяем явку студентов и их готовность к
    занятию.

    Так как с данного занятия начинается
    изучение нового раздела “Основы цветоведения”
    учебной программы, пункт “Актуализация знаний”
    в ходе занятия не предусматривается.

    Каждый цвет вызывает какие-то
    ассоциации, его выбор всегда индивидуален, так
    как цветовое восприятие у людей развито
    неодинаково.

    Цель изучение темы – ознакомить
    обучающихся с основами цветоведения и влиянием
    цвета на человека, сформировать умения подбора
    цветового решения в зависимости от
    психологических особенностей человека

    Задача урока: донести до сознания
    обучающихся мысль о том, как гармоничный и
    правильный подбор цветов при оформлении
    помещений благотворно воздействует на условия
    жизни, отдыха и трудовую деятельность человека.
    Это даёт возможность лишний раз показать, что
    знание теоретических основ о цвете необходимо
    квалифицированному маляру для того, чтобы хорошо
    ориентироваться в выборе цвета для отделки
    различных по назначению помещений. Рабочий-маляр
    должен учитывать при этом воздействие цвета на
    человека, влияние темперамента на выбор дизайна
    и цвета в интерьере, чувствовать гармоничные
    сочетания цветов, умело смешивать пигменты и
    краски при составлении колеров, находить
    целесообразные для каждого случая, радующие глаз
    цветовые решения. Эти умения характеризуют
    маляра с высоким художественным вкусом. Решение
    вышеуказанной задачи определяют большое
    практическое значение темы занятия и его
    содержания в профессиональной подготовке
    будущего маляра и эстетическом воспитании
    обучающихся.

    После сообщения темы, целей урока и
    мотивации обучающихся преподаватель излагает
    обучающимся необходимые теоретические сведения.

    Оптимальный способ формирования
    системных знаний – это сочетание объяснения,
    демонстрации наглядных образов с использованием
    технических средств (компьютера, интерактивной
    доски и мультимедийного проектора), беседы и
    исследовательской работы. Такой организации
    учебной работы способствует последовательное
    изложение учебного материала.

    Чтобы усилить познавательный интерес
    к теме, вызвать чувство гордости к своей
    профессии, преподаватель проводит беседу о
    значении цвета в жизни человека, о его влиянии на
    человека, используя иллюстрации и фрагменты
    видеофильма.

    Заинтересовать обучающихся занятием
    можно серией вопросов: “Почему в мрачном цехе у
    рабочего нет настроения трудиться в полную
    силу?”, “Окна двух смежных комнат выходят на юг.
    Почему в одной из них очень жарко и душно, а в
    другой такой жары человек не ощущает?”, “Зачем
    цистерны с горючим окрашивают в жёлтый или
    алюминиевый цвет?”, “Для чего верхнюю часть
    фюзеляжа самолета окрашивают в белый цвет?”,
    “Почему внутренние поверхности оптических
    приборов окрашивают в чёрный цвет?”, “Почему
    детские игрушки окрашивают в яркие цвета?”,
    “Почему дорожные рабочие одеты в куртки
    ярко-оранжевого цвета?”, “Почему в картинных
    галереях стены окрашены в серые тона?”, “Почему
    летом предпочитают светлую одежду, а зимой –
    тёмную?”.

    Различным предположениям обучающихся,
    основанным на их житейском опыте и высказанным в
    качестве ответов на поставленные вопросы,
    преподаватель должен дать научное объяснение.

    Далее по ходу учебного занятия
    проводится анкетирование с целью определения
    влияния цвета на человека (Приложение
    1
    ). По итогам анкетирования формулируются
    выводы о том, что цвет является неотъемлемой
    частью жизни человека.

    Люди по-разному воспринимают цвета, но
    существует определённая научно установленная
    взаимосвязь между цветом и психикой человека.
    Малярам нужно знать, как цвет влияет на
    эмоциональное состояние человека, его психику.
    Для этого преподаватель предлагает провести
    вместе с обучающимися небольшую
    исследовательскую работу, разделенную на 2 части:

    1 часть

    – “Влияние темперамента на
    дизайн интерьера. Типы восприятия окружающего
    мира”. Проводится на первом занятии.

    2 часть

    – “Восприятие основных
    цветов. Психофизиологическое воздействие цвета
    на особенности человека. Закономерности
    использования цвета в интерьере. Оптические
    особенности цвета в интерьере. Проводится на
    втором занятии.

    Перед выполнением первой части
    исследовательской работы, обучающиеся должны
    познакомиться с некоторыми теоретическими
    сведениями о дизайне интерьера и темпераменте.

    Еще Гиппократ разделил всех людей по
    темпераменту на четыре типа: холерики,
    сангвиники, флегматики и меланхолики. Каждому из
    них присущи особый взгляд на мир и свое
    представление о прекрасном. От того, каким
    темпераментом отмечена наша личная жизнь
    зависит, в какой обстановке мы будем чувствовать
    себя лучше всего. Например, какая мебель для нас
    неприемлема, а с какой будет спокойно и уютно;
    какие цвета будут раздражать, а какие, напротив,
    умиротворять.

    Декорируя домашний интерьер под свой
    темперамент, люди как бы ищут точку пересечения
    двух миров: мира интерьеров, с их законами,
    канонами, историей, и мира собственных душевных и
    вкусовых предпочтений. Потому требования к
    “своему стилю” интерьера и просты и сложны
    одновременно: соответствие привычкам,
    комфортность пространства, элементы декора
    должны гармонировать с внутренним миром
    человека.

    Каноны основных интерьерных стилей в
    некоторой мере учитывают психологические
    особенности различных людей. К примеру,
    считается, что “Классика” и “Модерн” больше
    подходят для людей спокойных и уравновешенных.
    “Кантри” по душе романтикам и мечтателям,
    “Хай-тек”, “минимализм”, “техно” – стили для
    динамичных и энергичных личностей.

    Итак, что такое среда, в которой живет
    человек? Это окружающие его люди, вещи, цвета,
    запахи, формы. Что такое интерьер? В сущности, то
    же самое. Просто мы привыкли этому термину
    придавать несколько более узкий смысл: стены,
    пол, потолок, мебель, аксессуары, домашние
    растения. Но ведь все это имеет свою форму, свой
    цвет, свой объем, даже свой запах и вкус. И каждая
    из этих составляющих по-разному может быть
    воспринята нами.

    Люди различаются не только по типу
    нервной системы (темпераменту), но и по способу
    восприятия поступающей к ним из окружающего мира
    информации. Психологи выделяют три типа
    восприятия – зрительное, осязательное и
    слуховое. Как правило, внешнее поведение и речь
    человека могут нам подсказать, к какому типу
    восприятия он принадлежит.

    В каждом человеке преобладает один из
    трех основных типов восприятия. Людей, у которых
    ведущим типом восприятия является зрение,
    называют визуалами. Если же самым активным
    становится осязание, то это кинестетик. А если
    ведущим типом восприятия является слух, то перед
    нами аудиал.

    После изложения теоретических ведений
    организуется самостоятельная исследовательская
    работа студентов: подобрать цветовое решение
    интерьера конкретного помещения. Учебная группа
    делится на 2 звена. Каждому звену выдаются
    задания и дидактический материал в виде таблиц,
    характеристик.

    Первое звено выполняет задание:
    влияние темперамента на выбор дизайна интерьера
    и цветовой палитры помещения. При выполнении
    задании обучающиеся осуществляют:

    1. Выполнение мини-тестирования (Приложение
      2
      ).
    2. Изучение темперамента и выбор цветового
      решения согласно его характеристикам (Приложение 3).
    3. Обобщение и вывод о влиянии темперамента на
      цветовое решение.

    Второе звено выполняет задание по типу
    восприятия поступающей информации из
    окружающего мира. При выполнении задании
    обучающиеся осуществляют:

    1. Изучение, описание типов восприятия и
      определение собственного типа восприятия (Приложение 4).
    2. Обобщение и вывод о необходимости применения
      умений по определению типа восприятия людей в
      оформлении интерьера помещений.

    Обобщив материал первой части
    исследовательской работы, обучающиеся приходят
    к выводу, что современные тенденции предъявляют
    новые требования к дизайну интерьера. Среда
    обитания человека должна быть не просто красивой
    и гармоничной, она должна предполагать
    установление обратной связи между дизайном
    помещения и психикой человека, где выгодно
    акцентируется та или иная особенность характера
    и темперамента владельца, либо наоборот,
    сглаживает нежелательные черты.

    В рамках контроля усвоения нового
    материала и результатов исследовательской
    работы, обучающиеся должны продемонстрировать
    способность применять знания на практике. Для
    этого обоим звеньям выдается практическое
    задание: подобрать цветовую гамму поверхностей в
    зависимости от назначения помещения и оформить
    проект помещения на листах с изображением
    контура помещения (Приложение 5).

    В завершение первой части учебного
    занятия выдается домашнее задание творческого
    характера:

    1. Определить психотипы членов семьи.
    2. Практическое задание: используя полученные
      данные, подобрать цветовое решение поверхностей
      стен комнаты в своей квартире. Оформить проект
      помещения (на листах с изображением контура
      помещения).

    На этом первая часть учебного занятия
    по теме “Цвет и его применение в отделке
    помещений”, рассчитанного на 4 учебных часа,
    заканчивается.

    Вторая часть учебного занятия
    необходимо начинать с проверки домашнего
    задания, то есть с актуализации знаний и умений
    по подбору и обоснованию цветового решения своей
    комнаты. Обучающиеся на конкрентном примере
    должны показать применение полученных знаний на
    практике, продемонстрировав оформление комнаты
    на изображенном контуре в цвета, подходящие
    своему психотипу.

    Следующим этапом учебного занятия
    является продолжение исследовательской работы
    по влиянию цвета на психологию человека. Однако
    вначале преподаватель излагает необходимые
    теоретические сведения.

    Говоря о психологических особенностях
    интерьера, нельзя не сказать о психологии цвета и
    его влиянии на человека. Ведь цвет и цветовые
    сочетания делают интерьер помещения комфортным
    или дискомфортным. Цветовое окружение
    непосредственно влияет на наше эмоциональное и
    психофизическое состояние. Даже один и тот же
    цвет, в зависимости от интенсивности и
    продолжительности воздействия, вызывает у нас
    положительные или отрицательные эмоции.

    Таким образом, каждый конкретный цвет,
    доминирующий в интерьере, может изменить
    мироощущение его хозяина. С помощью цветов и их
    сочетаний можно управлять своим настроением. А
    потому при благоустройстве жилища очень важно
    знать характеристики основных цветов, их
    психофизическое влияние на человека.

    Создавая в помещении приятную
    атмосферу, цвет выполняет еще одну важную
    функцию: создает иллюзию увеличения или
    уменьшения пространства, изменения пропорций.
    Светлые, холодные, пастельные тона стен
    зрительно расширяют пространство. Оранжевый
    цвет, наоборот, “сжимает” его. Например: если вы
    собрались красить стены, помните, что в качестве
    фона для мебели, картин, тканей наиболее подходят
    нейтральные тона. К тому же они наименее
    агрессивны в отношении человеческой психики. В
    помещениях, где люди заняты умственным трудом, и
    окраска стен, и колорит мебели должны
    способствовать сосредоточению внимания и
    препятствовать утомлению глаз. Подходят цвета
    успокаивающие, но не монотонные: зеленый,
    серо-зеленый; также возможна гамма желтого с
    добавлением белого.

    Цветом можно также подчеркнуть и
    деление интерьера на “зоны”, окрасив, например,
    часть стен в более темные или контрастные тона.
    Приятные цветовые сочетания достигаются, если
    размер цветового пятна соответствует его
    яркости: большие поверхности требуют светлого
    тона, мелкие предметы более темного, насыщенного,
    а иногда и вызывающего.

    Цвет воздействует и на восприятие
    объемности. Нежные пастельные тона могут
    компенсировать чрезмерную строгость объемов.
    Ажурные, резные, решетчатые вещи тяготеют к
    темным цветам. Тонкие перила должны быть, скорее,
    темными, а объемные балясины светлыми.

    После изложения теоретических ведений
    организуется самостоятельная исследовательская
    работа студентов: как цвет влияет на восприятие,
    психофизиологию человека, определение
    оптических особенностей цвета. Как и в первой
    части учебного занятия, группа делится на 2 звена.

    Первое звено должно определить, как
    цветовое окружение непосредственно влияет на
    психофизическое состояние человека. Для
    выполнения данного задания обучающимся
    необходимо:

    1. Изучить таблицы “Восприятие основных цветов в
      интерьере”, “Физиологическое воздействие
      цвета”, “Психофизиологические характеристики
      цвета” (Приложение 6).
    2. Обобщить и сделать выводы о влиянии цвета на
      психофизическое состояние человека.

    Второе звено определяет воздействие
    цвета на восприятие объемности. Студентам нужно:

    1. Изучить таблицы “Закономерности использования
      цвета в интерьере”, “Оптимальные цвета в
      интерьере”, “Оптические особенности цвета в
      интерьере” (Приложение 7).
    2. Обобщить и сделать выводы об особенностях цвета
      при использовании его в помещении.

    Выполняя исследовательскую работу
    обучающиеся должны понять, что кроме
    психофизических факторов при выборе колорита в
    интерьере жилья существуют и другие факторы,
    которые при правильном управлении цветом
    зрительно изменяют размеры пространства, гасят
    шум и даже нейтрализуют запахи.

    Когда каждое звено выполнит свое
    задание, их результаты объединяются и делается
    общий вывод, что каждый из нас воспринимает цвет
    по своему, поскольку природа наделила нас
    цветовым зрением – неотъемлемой частью нашей
    жизни. Знание цветов и особенностей их
    восприятия являются важной составляющей
    профессии маляра.

    В завершение учебного занятия по
    данным исследовательской работы, обучающиеся
    должны выполнить задание, по результатам
    которого преподаватель будет судить о степени
    усвоения изученного материала. Практическое
    задание заключается в следующем: подобрать
    цветовую гамму поверхностей в зависимости от
    назначения помещения и оформить проект
    помещения на листах с изображением контура
    помещении (Приложение 5).

    После завершения практические работы
    демонстрируются преподавателю, который их
    анализирует и оценивает.

    Следующий: