Методическая разработка практической работы по географии в 7-м классе по теме Географическое положение Австралии


Цель заданий: сформировать знания об особенностях географического положения Австралии; отработать умение давать характеристику ГП материка; продолжить формирование умений работать с картой и делать выводы.

Пояснительная записка

В зависимости от особенностей класса предлагаемые задания могут применяться по-разному. Вариант 1 можно дать в слабом классе или в сильном — слабым ученикам. Это задание поможет не только решить географические задачи, но и будет совершенствовать навыки письма и стройности изложения и послужит образцом для выполнения аналогичной работы в дальнейшем, но уже с большей степенью самостоятельности.  Его можно использовать и как контрольный листок. Вариант 2 рассчитан для более самостоятельных учащихся, овладевших умением  складно излагать изучаемый материал. Вариант 3  можно предложить  как в качестве самостоятельной работы, так и для закрепления или контроля знаний.

Одна из проблем  – удержать в памяти учащихся уже полученные знания. Для этого необходимо постоянно повторять пройденный материал, повторение пройденного  важно проводить одновременно с  изучением нового материала с привлечением сравнений. Такой способ активизирует не столько память, сколько мышление и приводит к более прочному усвоению знаний и повышению интереса у учащихся. Вариант 4 решает эту задачу и рассчитан на более сильных учеников, но  для  выполнения этой  работы необходимо  научить ребят пользоваться планом, который поможет  в стройности и логичности изложения материала (частично можно  использовать план варианта 2 или предложить учащимся самим составить план сравнения). Можно предложить творчески ориентированным учащимся составить кроссворд/тест «Географическое положение Австралии» или «Географическое положение Австралии и Африки». Во втором случае решается задача закрепления ранее полученных знаний. Эти задания можно предложить также и в качестве дополнительного домашнего задания.

Практическая работа

В-1

Изучите физические карты мира и Австралии. Выпишите в тетрадь фразы, вставляя названия соответствующих географических объектов; определите координаты мысов и протяженность материка.

1. Австралия находится в _________________ и _________________ полушариях.

2. Ее пересекает____________________________. Она находится в _______________, _________________,  ________________ широтах.



3. На С, З  и Ю омывается водами _______________ океана. На С омывается _________________и _________________ морями, заливом _________________, на Ю  — __________________________________ заливом. На В омывается _______________ океаном: на СВ — _________________ морем, на ЮВ — ______________ морем.

4. Ближайший материк — _____________ . Между ними расположены о-ва:  __________________________________________________________________________



5. От о. Новая Гвинея материк отделен _____________ проливом, от о. Тасмания — ______________ проливом.

6. Береговая линия _____________ изрезана (слабо, сильно). На С  расположены п-ова ______________________ и __________________ .

7. Северная точка – мыс _________________ — ___ ю.ш., ___ в.д. ; южная точка – мыс______________________ — ___ ю.ш., ___ в.д.; западная точка – мыс __________________ -  ___ ю.ш., ____в.д., восточная точка – мыс _______________ — ___ ю.ш., ____ в.д.

Чтобы узнать широту надо  определить № параллели, на которой находится  географический объект.
Чтобы узнать долготу надо определить № меридиана, на котором  находится географический объект.

8. Протяженность с С на Ю, от м. Йорк до м. Саут- Ист -Пойнт:
__________________________________________________________________________

Чтобы определить протяженность с С на Ю надо найти широту северного и южного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на 111,3 км.

9. Протяженость с З на В, от м. Стип-Пойнт до м. Байрон:
__________________________________________________________________________

Чтобы определить протяженность с З на В надо найти долготу западного и восточного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на длину дуги 1o соответствующей параллели (длина дуги на параллели 20o равна 104,6 км, на параллели 30o – 96,5 км).

10. Выводы:
__________________________________________________________________________

В-2

Изучите физические карты мира и Австралии и определите ГП Австралии.

План описания

Инструкция, курсивом – подсказка

1. Географическое положение:

По отношению к Экватору

Экватор делит Землю на  северное и южное полушария.

По отношению к меридиану 0о

Меридианы 0o и 180o делят Землю на западное и восточное полушария.

По отношению к тропикам и полярным кругам

Между тропиками – экваториальные и тропические широты; между тропиками и полярными кругами – умеренные широты; за полярными кругами - полярные широты.

По отношению к материкам и островам

Ближайший материк, острова.

По отношению к океанам (морям)

Какими океанами (морями) и где омывается.

Особенности береговой линии

Выяснить слабо или сильно изрезана; где и какие  полуострова на материке.

2. Крайние точки

Определить названия С, Ю, З, В точек, их координаты (широта и долгота).

Географическая широта  выражается в градусах от 0o до 90o. Широта бывает северная (с.ш.) и южная (ю.ш.). Надо определить параллель, на которой находится  географический объект.

Географическая долгота выражается в градусах от 0o до 180o.  Долгота бывает западная (з.д.) и восточная (в.д.). Надо определить, на каком меридиане находится объект.

3. Протяженность с С на Ю, с З на В

Определить расстояние в градусной и линейной мере от северного мыса до южного; от западного мыса до восточного.

Чтобы определить протяженность с С на Ю надо найти широту северного и южного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на 111,3 км.

Чтобы определить протяженность с З на В надо найти долготу западного и восточного мысов, результаты сложить (вычесть) и умножить на длину дуги 1o соответствующей параллели ( длина дуги на параллели 20o равна 104,6 км, на параллели 30o – 96,5 км).

Выводы

В-3

1. Выберите верные утверждения:

1) Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях.
2) С востока материк омывают воды Индийского океана.
3) Северную часть материка пересекает Южный тропик.
4) Залив Карпентария разделяет п-ова Арнемленд и Кейп-Йорк.
5) Береговая линия сильно изрезана на юге и западе материка.
6) Тиморское море находится западнее Арафурского.
7) Большой Барьерный риф простирается у западных берегов материка.
8) Торресов пролив отделяет от материка о. Новая Гвинея.
9) Северные берега омываются водами Индийского  океана.
10) Ближайшим материком является Антарктида.
11) О. Тасмания отделен от материка Малаккским проливом.
12) Тасманово море является шельфовым.
13) Коралловое море омывает материк с  северо-востока.
14) Большой Австралийский залив принадлежит Тихому океану.



2. Установите соответствие крайних точек Австралии сторонам горизонта:

1) М. Йорк
2) М. Саут-Ист-Пойнт
3) М. Стип-Пойнт
4) М. Байрон
A) Запад
B) Север
C) Юг
D) Восток

3. Установите соответствие «мыс – географические координаты»:

1) М. Йорк
2) М.Саут-Ист-Пойнт
3) М.Стип-Пойнт
4) М.Байрон

A) 11o ю.ш., 142o в.д.
B) 26o ю.ш., 113o в.д.
C) 29o ю.ш., 154o в.д.
D) 39o ю.ш., 146o в.д.

4. Протяженность Австралии с севера на юг составляет 28o  или  50o?
5. Длина дуги 1o меридиана равна 111,3 км или величина справочная?
6. Между северной и южной точками расстояние примерно в 3 200  или  5 600 км?
7. Протяженность Австралии с запада на восток  41o или  30o?
8. Для определения протяженности материка с севера на юг надо знать широту или долготу соответствующих точек?
9. Австралия протяженнее с запада на восток или с севера на юг?

В-4

Изучите физические карты мира, Австралии и Африки. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика ГП Австралии и Африки».

1 вариант

Сходства

Различия

Австралия

Африка

1) … .

1) … .

1) … .

Выводы:

2 вариант

План
сравнения

Сходства

Различия

Австралия

Африка

1) … .

1) … .

1) … .

1) … .

Выводы:

В-5

Составьте кроссворд «Географическое положение Австралии» или «Географическое положение Австралии и Африки».

Инструкция: в кроссворде необходимо отразить названия всех океанов, морей, заливов, проливов, крайних точек, островов, полуостровов, основных линий градусной сети, полушарий, основных широт.

В-6

Составьте тест «Географическое положение Австралии» или «Географическое положение Австралии и Африки».




Следующий: