Методическая разработка элективного курса по теме Создание мультимедиа проектов


Класс: X или XI.

Количество часов: 34 (1 час в неделю).

Профиль: информационно-технологический.

Предполагается, что учащиеся владеют навыками работы в графическом редакторе, знакомы с операционной системой (Windows), умеют работать с файлами и папками, знакомы с текстовым редактором, электронными таблицами, имеют желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

Пояснительная записка

Предисловие

Известно, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе. В детях от рождения заложена способность к творчеству и к счастью. Заглядывая в будущее наших детей, мы понимаем, что гораздо полезнее надуманных псевдофактов вчерашнего дня для них окажется умение обращаться с информационными системами нового времени. И чувствовать себя как рыба в воде в таком будущем сможет лишь тот ребенок, которому сегодня дают возможность изучать разнообразные источники информации, учиться понимать ее значение и приобретать навыки ее обработки и преобразования.

Внедрение компьютерных технологий в педагогический процесс дает человеку новые технические возможности для познания мира, самовыражения и самореализации в обществе.

Актуальность темы:

  1. помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы в рамках профильного образования в школе;
  2. является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Цели и задачи курса:

  1. формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом школьном предмете и в целях саморазвития;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
  3. развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся путем освоения средств ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
  5. приобретение опыта использования мультимедиа технологий в проектной деятельности.

Процесс работы направлен на всестороннее повышение профессионального мастерства, творческого потенциала учителя, и, в конечном счете, — на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и креативного развития учащихся.

Задачи:

  • изучить технологию создания проектов с использованием возможностей графических редакторов, мультимедиа программ;
  • научиться использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
  • научиться оформлять слайды, тексты, визитки, рекламу, плакаты, буклеты и другие публикации;
  • овладеть методами создания и монтажа мультимедиа альбомов, видеоклипов, фильмов.

Основные приоритеты методики изучения:

  1. межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  2. интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);
  3. личностно-деятельный подход;
  4. фасилитация (лидерство, основанное на совместной деятельности учителя и учащихся с доверительным психологическим климатом).

В основе курса лежит проектная деятельность, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве: развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Приложение 1

Для реализации курса необходимо наличие компьютерного класса с программным обеспечением: ОС семейства Windows *, приложения Microsoft Office 2003: Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, программ обработки цифровых фото и видео (Adobe Photoshop, Movie Maker или их аналогов, 602РС Suite Photo, *-Albom или аналог.), систем оптического распознавания документов (Fine Reader *).

Диагностика успешности усвоения программы проводится путем защиты проектов на уровне группы, школьного научного общества. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов, родителей.

Успешное выполнение данной программы рождает желание изучать глубже и разносторонне программы по созданию других проектов (Web-страниц, анимационных объектов, и т.д.), воспитывает у учащихся интерес к профессиональной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Содержание обучения

Учебно-тематический план

Содержание темы Кол-во часов
1 Что такое проект. Примеры проектов и их обсуждение. 2
2 Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Планирование работы. Формулировка задач. Рассмотрение ресурсов, используемых в работе над проектом и составление списка. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся в проекте. 2
3 Поиск и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. 2
4 Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Ознакомление с примерами презентаций учащихся и создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов его самостоятельной (групповой) работы по проекту. 2
5 Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование графических изображений в растровом редакторе (Adobe Photoshop). 6
6 Создание мультимедиа презентации (Microsoft PowerPoint). 4
7 Обсуждение идей по использованию Microsoft Publisher в проекте. Создание публикаций, отражающих работу над проектом. Просмотр и обсуждение примеров публикаций учеников. 4
8 Создание мультимедиа альбомов по проекту (Movie Maker). 4
9 Просмотр и обсуждение мультимедиа альбомов. Планирование представления проекта. 2
10 Создание Web-сайта проекта (Microsoft Publisher). Обсуждение и корректировка материалов проекта. Подготовка к защите проекта. 4
11 Итоговая защита проекта. 2
Итого 34

Содержание курса

(2 ч.) Что такое проект. «Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». Примеры проектов и их обсуждение. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». Типология проектов. Организация внешней оценки проекта. Общие подходы к структурированию проекта. Телекоммуникационные региональные и международные проекты. Диалог культур.



Практическая работа: Просмотр демо-версий различных проектов.

(2 ч.) Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Планирование работы. Формулировка задач. Аннотация ресурсов, используемых в работе над проектом и составление списка. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности учащихся в проекте.

Практическая работа: Рассмотрение разных тем, идей, гипотез, задач проектов. Планирование портфолио проекта.

(2 ч.) Поиск и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. Расширения и форматы файлов.

Практическая работа: Создание папки по проекту и размещение иерархической системы папок с материалами для проекта.

(2 ч.) Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Ознакомление с примерами презентаций учащихся и создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов его самостоятельной (групповой) работы по проекту.

Практическая работа: Создание мультимедиа презентации для представления результатов работы по проекту.

(6 ч.) Работа с графическими объектами для проекта. Редактирование графических изображений в растровом редакторе Adobe Photoshop.

Создание и сохранение файлов. Палитры изображения. Способы выделения изображений.

Практическая работа: Создание изображения для проекта с использованием палитры.

Выделение объектов сложной конфигурации в режиме быстрой маски. Операции с изображениями: удаление, копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр изображения. Приемы ретуши. Трансформация изображения. Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя.

Практическая работа: Создание изображений для проекта с использованием контура, маски, слоев, фильтров, ретуши, трансформации.

Работа с текстом в Adobe Photoshop. Текстура, текстовые эффекты. Коррекция изображений. Фотомонтаж. Фотокоррекция.

Практическая работа: Создание изображений с использованием текстовых и текстурных эффектов, фотокоррекции и фотомонтажа.

Печать изображений. Сканирование (оцифровка) изображений.

Практическая работа: Сканирование и печать изображений для проекта.

6. (4 ч.) Создание мультимедиа презентации в Microsoft PowerPoint.

Основные шаги создания презентации по проекту.

Шаблоны дизайна презентаций, ввод текста, вставка рисунков, диаграмм, гиперссылки.

Практическая работа: Создание презентации по проекту с использованием шаблонов дизайна.



Настройка анимации, смена слайдов, печать слайдов.

Практическая работа: Настройка анимации и смены слайдов в презентации по проекту.

Вставка звука, видеофрагмента.

Практическая работа: Вставка звука и видео объектов в презентацию по проекту.

Сохранение презентации для демонстрации и для размещения в Интернете.

Практическая работа: Редактирование и сохранение презентации по проекту для размещения в сети Интернет.

(4 ч.) Обсуждение идей по использованию Microsoft Publisher в проекте.

Практическая работа: Создание публикаций, отражающих работу над проектом.

Просмотр и обсуждение примеров публикаций учеников.

(4 ч.) Планирование и создание мультимедиа альбомов по проекту в программе Movie Maker от сценария до демонстрации. (Приложение 2)

Практическая работа: Подбор фотоматериалов-слайдов и настройка переходов, эффектов.

Практическая работа: Вставка музыкальных роликов, текста, титров, анимационных объектов.

Практическая работа: Звукозапись и сохранение фильма.

(2 ч.) Просмотр и обсуждение мультимедиа альбомов. Планирование представления проекта.

Практическая работа: Создание мультимедиа презентации представления проекта.

10. (4 ч.) Знакомство с МАСТЕРОМ создания Web-сайтов. Создание Web-сайта проекта с помощью Microsoft Publisher. Обсуждение и корректировка материалов проекта. Подготовка к защите проекта.

Практическая работа: Планирование содержания и оформления Web-сайта.

Практическая работа: Создание Web-сайта проекта.



11. (2 ч.) Итоговая защита проекта.

Приветствие руководителя, уточнение порядка выступления групп.

Выступление групп и встречное оппонирование со стороны слушателей.

Рефлексия участников проекта.

Выступления гостей и зрителей, постановка задач на дальнейшее совершенствование.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса учащиеся должны:

знать:

  • требования к учебному проекту;
  • этические и правовые нормы использования информации;
  • принципы использования авторских объектов;
  • библиографические правила цитирования источников;
  • смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;
  • смысл понятия «мультимедиа технологии»;
  • варианты использования текстовых и графических редакторов в самостоятельной деятельности;
  • процедуру защиты и оценивания проекта;
  • общие возможности графического редактора Adobe Photoshop;
  • отличия Adobe Photoshop от редактора Microsoft Paint;
  • преимущества и недостатки Adobe Photoshop;
  • отличия векторной графики от растровой (точечной);
  • что такое цвет, спектр цвета, атрибуты цвета;
  • правила работы с цветом, цветовые модели, характеристики цветовых изображений;
  • интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;
  • функции инструментальных палитр;
  • какие операции можно выполнять с фрагментами изображений;
  • виды контуров, масок, слоев; группы фильтров графического изображения;
  • основные шаги создания презентации в Microsoft PowerPoint;
  • понятия шаблонов дизайна презентации;
  • предназначение и интерфейс программы Movie Maker;
  • что такое Web-сайт, его структура и место среди современных сервисов Интернета;

уметь:

  • формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований;
  • планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
  • работать в малых группах и в сотрудничестве;
  • применять текстовый редактор, программы Adobe Photoshop, Movie Maker, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher и им подобные в любом школьном предмете и в целях саморазвития;
  • анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
  • запускать редактор Adobe Photoshop и пользоваться его инструментами;
  • настраивать, создавать и использовать кисти;
  • создавать контуры изображения и маски;
  • работать с текстом в Adobe Photoshop;
  • проводить коррекцию фотоизображений и их художественную обработку; проводить фотомонтаж;
  • работать со слоями и фильтрами изображения;
  • анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
  • отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
  • классифицировать файлы по типам и расширениям;
  • создавать сценарий мультимедийной презентации;
  • вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук, видеофрагменты в мультимедиа презентации;
  • настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;
  • сохранять презентацию для демонстрации и для размещения в Интернете, печатать на принтере слайды презентации;
  • создавать различные публикации в программе Microsoft Publisher;
  • создавать мультимедийные альбомы в программе Movie Maker;
  • сохранять в разных форматах мультимедийные альбомы;
  • создавать Web-сайты с помощью программы Microsoft Publisher;
  • проводить рефлексию, защиту проекта.

Литература

  1. Ястребцева Е.Н, Быховский Я.С. Intel® Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.(+ компакт-диск)
  2. Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум – М.: Интеллект-Центр, 2004.(+компакт-диск)
  3. Adobe® Photoshop® 7.0. Официальный учебный курс: Учебное пособие. М.: ТРИУМФ, 2003. (+ компакт-диск)
  4. Гурский Ю., Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7.0. Трюки и эффекты. СПб.: Питер, 2004. (+ компакт-диск)
  5. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  6. Иванова Т. Допечатная подготовка: Учебный курс. СПб.: Питер, 2004.
  7. Соловьева Л. Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ-Петер-бург, 2002. (+ компакт-диск)
  8. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (+компакт-диск)
  9. Презентация темы элективного курса (Приложение 3)



Следующий: