Метод проекта в преподавании географии

Пояснительная записка.

Программа курса для обучающихся 6 класса рассчитана на 34 часа, 1 час в
неделю в рамках дополнительного образования. Предлагаемый курс является
дополнением к курсу географии 6 класса. Программа включает углубление
теоретического и практического материала по географии, приобретение навыков
работ над проектом.

Содержание курса предлагает цели:

1. Формирование у обучающихся научного представления о природе,
географических оболочек Земли, их компонентов.
2. Углубить знания обучающихся об основных закономерностях взаимодействий
природы Земли.
3. Развитие умений, навыков обучающихся по организации поисковой,
исследовательской и проектной деятельности.
4. Данный курс предоставляет возможность обучающимся развивать свой интерес к
предмету “география”. Повышение мотивации.

Курс ставит задачи:

1. Научить выявлять компоненты природы в ПТК. Находить причинно-следственные
связи, закономерности в географической оболочке.
2. Проведение простейших географических наблюдений.
3. Знать и понимать особенности природы своей территории.
4. Осознание значимости природы в жизни Земли, в жизни каждого из нас.
Рациональное использование природных ресурсов, бережное отношение к природе
Земли.
5. Развивать мышление, логику у обучающихся.
6. Учить обучающихся высказывать свое мнение, отстаивать его. Делать
презентации.
7. Учить умению работать как в коллективе, так и индивидуально.
8. Развивать умения и навыки необходимые для проведения исследований разного
уровня.

Основные требования к знаниям и умениям: В результате обучения по
программе данного курса каждый обучающийся должен приобрести новые знания и
умения. Обогатить свой накопленный багаж знаний. Научиться применять свои знания
в жизни, на практике.

Обучающиеся должны знать:
– Основные особенности природы своей местности.
– Современные представления о целостности, взаимосвязи окружающей среды.
Нарушение одного из компонентов природы, ведет к дисбалансу в географической
оболочке, и в целом в природе Земли.
– Воздействие человека на природные компоненты. Антропогенный фактор.

Обучающиеся должны уметь:
– Проводить простейшие географические наблюдения.
– Создание плана местности территории “Малого Голубина”.
– ПТК “Малого Голубина”:
а) почвенный разрез;
б) определение горных пород по образцу;
в) характер и причины образования водоема, взятие проб воды, анализ;
г) изучение флоры и фауны данной территории; работа с микроскопическими
препаратами;
д) охрана природы; меры по охране природы; экологическая акция.
е) создание постера: “ПТК Малого Голубина” и презентации на данную тему.
ж) создание брошюры “ПТК Малого Голубина”.
з) Подготовка выступления – защиты своего проекта обучающимися; написание речи.

Основными формами и методами изучения курса являются:

1. Проектная деятельность.
2. Лабораторные исследования, предусматривающие индивидуальные и групповые формы
работы.
3. Использование межпредметных связей. Экскурсии в кабинеты биологии (работа с
микроскопами), химии (химический анализ проб воды).
4. Создание брошюры “ПТК Малого Голубина”. Синтез, обобщение накопленного
материала.

Учебно-тематическое планирование.

№п/п Тема урока Форма проведения
1. Знакомство с проектной технологией. Игра.
2. Знакомство с территорией “Малого Голубина”. Экскурсия.
3. Создание плана местности “Малого Голубина”. План местности. Чертеж.
4. Создание плана местности “Малого Голубина”. План местности. Чертеж.
5. Описание своей местности по плану. Работа с дополнительной литературой.
6. Изучение материалов по вопросам: топографии, ПТК. Работа с дополнительной литературой.
7. Почвенный разрез. Лабораторная работа.
8. Почвенный разрез. Анализ. Лабораторная работа.
9. Зарисовка почвенных слоев Малого Голубина. Рисование.
10. Рельеф территории Малого Голубина. Наблюдение.
11. Рельеф территории Малого Голубина. Работа с иллюстративным материалом.
12. Определение пород по образцу. Наблюдение.
13. Определение пород по образцу. Зарисовка. Рисование.
14. Описание горных пород территории Малого Голубина. Работа с дополнительной литературой.
15. Изучение растений территории своей местности. Наблюдение.
16. Сбор растений. Описание. Работа с иллюстративным материалом.
17. Зарисовка растений Малого Голубина. Рисование.
18. Изучение животных территории своей местности. Наблюдение.
19. Описание. Зарисовка животных. Рисование. Работа с дополнительной литературой.
20. Местный водоем. Описание. Наблюдение.
21. Взятие проб воды. Лабораторная работа.
22. Анализ проб воды. Измерение примесей тяжелых металлов;
микрофлора.
Лабораторная работа.
23. Анализ водной среды территории Малого Голубина.
Измерения.
Лабораторная работа.
24. Воздействие человека на природные компоненты. Наблюдение. Работа с дополнительным материалом.
25. Воздействие человека на ПТК Малого Голубина
(негативное).
Наблюдение.
26. Воздействие человека на ПТК Малого Голубина
(позитивное).
Наблюдение.
27. Охрана природы. Меры по охране природы. Работа с дополнительной литературой.
28. Экологическая акция. Сбор мусора. Создание постера “ПТК
Малого Голубина”.
Очищение территории Малого Голубина.
29. Создание брошюры Малого Голубина. “Береги природу
родного края”.
Создание брошюры.
30. Создание брошюры. Отзывы обучающихся. Создание брошюры.
31. ПТК Малого Голубина. Круглый стол. Дискуссия.
32. Создание презентации “ПТК Малого Голубина”. Создание презентации.
33. Создание презентации “ПТК Малого Голубина”. Создание презентации.
34. Подведение итогов работы. Итоги.

Следующий: