Место тестов на уроках географии. Составление тестов с использованием наглядных образов по теме Народные промыслы России

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:

  • контролирующую;
  • обучающую;
  • развивающую;
  • воспитывающую
  • диагностическую
  • прогностическую

Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, но и иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работы учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным и мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего задания.

При всем многообразие тестовых заданий можно выделить всего четыре основные группы тестов:

  1. задания на выбор правильного ответа;
  2. приведение в соответствие или классификацию объектов;
  3. расположение объектов в определённом порядке;
  4. «открытые» тесты, где необходимо вписать «пропущенные» слова.

Тесты стали неотъемлемой частью в преподавании географии. И это не только дань моде, но и реалии нашей жизни.

В своей практике использования тестов, отдаю предпочтение тестам, которые развивают образное видение объекта.

Тесты стараюсь создавать на основе наглядного материала. Считаю, что зрительный образ надолго запоминается детям. А самостоятельная поисковая работа расширяет кругозор учащихся. Приучает к работе с различными источниками получения информации: энциклопедии, научно-популярная литература, Интернет – ресурсы.

Тесты по теме «География народных художественных промыслов»

Для изучения традиционной экономики отводится совсем незначительное количество времени, но детям необходимо знать историю и традиции хозяйства наших народов. И познание этого материала можно осуществить через поисковую деятельность. Для данной работы составляю тест на установление соответствия. В данный тест можно включать две, три характеристики и более. Рассмотрим пример (рис. 1-5)

Эти тесты получают учащиеся как для работы в классе, так и в качестве домашнего задания. Чтобы установить правильно соответствие необходимо поработать с дополнительной литературой, справочниками, электронными энциклопедиями.

Различный набор характеристик и разное количество заданий рассчитано на различные группы учащихся. Сильные и высокомотивированные учащиеся не ограничивают свои возможности в познание нового. И для них задания с наибольшим количеством характеристик даёт стимул в развитии эрудиции разных направлений.

Задание 1.

Установите соответствие:

Рисунок 1.

Художественный промысел Изделие Субъект РФ
1. Палехское искусство А. а. Тульская область
2. Тульские самовары Б. б. Нижегородская область
3. Хохломская роспись В. в. Ивановская область

Ответ: 1Бв ; 2Ва; 3Аб.

Задание 2.

Установите соответствие:

Рисунок 2.

Художественный промысел Изделие Субъект РФ Населённый пункт Герб населенного пункта
1. Палехское искусство 1. 1. 1. г. Тула 1.
2. Тульские самовары 2. 2. 2. с. Семёново 2.
3. Хохломская роспись 3. 3. 3. п. Палех 3.

Ответ: 12331; 2312; 31223.

Задание 3

Из предложенных вариантов выберите примеры художественных промыслов, развивающихся на территории Московской области.

Рисунок 3.

1. Городецкая роспись 2. Палех 3. Хохломская роспись 4. Жостовские подносы 5. Богородская игрушка 6. Дымковская игрушка 7. Гжель

Ответ: 4; 5; 7.

Задание 4

Из предложенных вариантов выберите примеры художественных промыслов развивающихся на территории Нижегородской области.

Рисунок 4.

1. Городецкая роспись 2. Финифть 3. Хохломская роспись 4. Вологодские кружева 5. Богородская игрушка 6. Дымковская игрушка 7. Гжель

Ответ: 1; 3.

Задание 5

«Народно-художественный промысел – глиняная игрушка»

Заполни таблицу, используя предложенные варианты ответов:

Рисунок 5.

Глиняная игрушка Населённый пункт, название промысла Субъект РФ Время возникновения
деревня Филимоново
Филимо́новская игрушка
XIX век
Архангельской области XIX век
Аба́шевская игрушка
Кировская область

Варианты ответов:

1)дымковская игрушка; 2)каргопольская игрушка; 3) Тульская область; 4) город Каргополь; 5) Пензенская область; 6) Беднодемьяновский район; 7) город Киров; 8) XIX век; 9) XVII век.

Литература:

  1. Справочник “Художественные промыслы РСФСР”, М – 1973 год.
  2. А.А. Гелодо , альбом “Русская Эмаль; ХIХ – ХХ век”, М – 1996
  3. А.Ф. Фромбер. Методика составления и проведения тестов по географии. Журнал «География в школе» № 8,2002 г. стр. 47.

Следующий: