Меньше мусора — меньше проблем


Цель: сформировать представление о
проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и
возможных путях ее решения

.

Оборудование и материалы

:
моделированные отходы (корзина с различными
образцами мусора: бумага, пластиковые материалы,
батарейки, упаковка из-под пищевых продуктов,
алюминиевые и стеклянные банки и пр.),
технические средства обучения (компьютер,
проектор, презентации занятий), видеофильмы “На
свалке”, “В супермаркете”, ватман, маркеры,
раздаточный материал.

Занятие 1. Знакомство с проблемами ТБО
(1,5 ч.)

До объявления темы занятия школьники
получают задание разделиться на группы по 2-4
человека и купить еду на перекус в оговоренных
пределах (например, по 20 рублей на двоих) в
школьном или ближайшем киоске. Желательно, чтобы
учитель тоже выполнил это задание. По
возвращении в класс все перекусывают, для этого в
классе заранее приготовлены чашки для напитков,
разделочные доски для продуктов и ножи. Каждая
группа складывает свои отходы отдельно

.

У какой группы минимальное количество
мусора? Мусор какой группы исчезнет (разложится)
быстрее? (обсуждение). Перекус – реальная
возможность увидеть, на каком этапе появляется
мусор
.

Учитель проводит демонстрацию
различной упаковки: куда девается упаковка,
когда ее содержимое съедено? (обсуждение). Демонстрация
кучи мусора на столе
: “Итак, ненужные нам вещи
не исчезают, а попадают из мусорных контейнеров
на свалку”

Ассоциативный ряд

“мусор и отходы”.
Проводится в начале и в конце занятия. Каждому
учащемуся предлагается назвать слово, которое у
него ассоциируется с мусором и отходами. Учитель
выписывает все слова на доске, записывая,
например, положительные ассоциации в левой
части, а отрицательные – в правой.

Что такое мусор и отходы

? учащимся
предлагается дать самостоятельно определение
мусору, затем обсудить это в группах.

Предлагается записать несколько
определений понятия “мусор”:

Мусор – это то, что ненужно человеку в
данном виде
Мусор – это Твердые Бытовые Отходы

Что мы выбросили за последнюю неделю?

Учащимся
предлагается написать десять образцов мусора,
который они выкинули за неделю и заполнить
таблицу:


Предмет

Категория отходов

1. Яблочные очистки

2. Сломанный карандаш

3. … 10.

Пищевые отходы

Древесные отходы

Просмотр видеофильма

“На свалке” (7
мин., с начала фильма до кадров с мусоровозом). В
ходе просмотра видеофильма выделите основные
проблемы, связанные с отходами.

Учитель рисует схему на доске, начиная
от блока “мусор” (старые вещи, ненужная
упаковка, пищевые отходы) и стрелками указывает
события до появления мусора (откуда берутся вещи,
которые затем становятся мусором) и после (куда
девается мусор).




Природные ресурсы —> Товар, продукты
—> старые вещи, ненужная упаковка, пищевые
отходы (мусор) —> мусорное ведро —> контейнер
—> свалка

Далее эта схема обобщается следующим
образом:


Природные ресурсы (потребление) —>
Товар, продукты (производство) —> мусор (свалка)

Таким образом, проблема мусора более
глубокая – она заключается в том, что потребляются
ресурсы (металлы, древесина, нефть и пр.), которые
затем не возвращаются обратно в природу, а
оседают на свалках
.

Рис. 1. Откуда берется мусор

Заглянем в мусорное ведро



. Для
наглядности можно разобрать мусор в корзине с
моделированными отходами и использовать
раздаточный материал “состав мусорного ведра”.

Как долго разлагаются разные виды
отходов

? Рассмотрите сроки разложения
различных образцов мусора (билет, пищевые отходы,
бумага, пластик, стекло). Почему пластик и стекло
разлагаются очень долго в природе, или не
разлагаются вообще, а пищевые отходы и бумага
исчезнут без следа за несколько лет? (обсуждение
в группе).

Какие способы борьбы с мусором
существуют в нашем регионе

? Как правило,
проблема утилизации мусора решается двумя
путями – чаще вывозом на свалку, реже –
сжиганием.

Вывод занятия:

Мусор никуда не
исчезает. Оба способа избавления вызывают
загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге
влияет на Природу и здоровье человека. Объем
бытовых отходов постоянно увеличивается. У
Природы нет отходов. Отходы – изобретение
человечества
.

Занятие 2. Виды отходов (1,5 ч.)

Повтор ранее изученного материала
(обсуждение с учащимися): что такое мусор? Когда
мусор становится мусором?

Для изучения разных видов отходов
учащиеся разделяются на несколько групп (в
зависимости от количества изучаемых видов
отходов): пищевые отходы, бумага, пластик,
металлы, опасные отходы (батарейки)

Комментарий для учителя



. Для
изучения в классе отобраны знакомые и часто
используемые школьниками группы отходов, в
отношении которых возможны конкретные действия
по решению проблемы отходов. Обсуждение
начинается с пищевых отходов как наиболее
близких к природному круговороту веществ, чтобы
сравнить эти естественные отходы с
неразлагаемыми пластмассами – одной из наиболее
распространенных и проблематичных групп
отходов. Изучение бумаги связано с дальнейшей
практической работой, а также с возможностью
организации сбора макулатуры в школе. Для
среднего звена достаточно обсудить эти три
группы отходов, старшеклассники могут
рассмотреть также металлы и опасные отходы
.

Под упущенными возможностями
понимают потерю ценных ресурсов (энергии и сырья)
при выбрасывании таких групп отходов, как
металлы, бумага, стекло и др. Опасные отходы – это
отходы, содержащие ядовитые, инфекционные,
взрывчатые, пожароопасные вещества.

Ход работы

. Начертите таблицу в
тетради. Найдите из общей кучи мусора те предметы
и изделия, которые относятся к вашей группе.
Заполните графы таблицы, обсудив материал в
группе. На работу уделяется 10-15 минут. Затем,
каждая группа сообщает о результатах работы для
остальных учащихся.

Состав отходов

(пример заполнения
таблицы)


Группа отходов

Проблемы и упущенные
возможности

Пути решения

Пищевые отходы

1. Гниющие пищевые отходы — рассадник
микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие
и ядовитые вещества.
2. При сжигании могут образоваться диоксины.
3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех
отходов.
4. Компост – ценное органическое удобрение.
Возвращаясь в почву, органические вещества
улучшают ее состав и плодородие.
1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.

Бумага

1. На изготовление бумаги для нужд
одного человека расходуется 300 деревьев.
2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного
ведра.
3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и
сопровождается выбросом загрязняющих веществ.
1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.

Пластмассы

1. Неразлагаемые (срок разложения до
500-1000 лет).
2. При сжигании выделяют яды.
3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по
объему.
4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах.
5. Запасы природного газа и нефти на планете
истощаются.
Предпочитать товары и тару
многоразового использования.

Не покупать
товары в излишней упаковке.

Опасные

отходы

1. При разложении или сжигании выделяют
яды.
2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень
энергоемко.
Ограничить использование приборов на
батарейках, пользоваться аккумуляторными
батарейками.

Металлы

Производство алюминия очень
энергоемко.
Сдавать алюминиевые банки.

Обсуждение с учащимися

: почему
нельзя смешивать отходы? (Они становятся
непригодными к использованию; несмешанный мусор
легче сортировать и пускать на вторичное
использование или переработку; в основе борьбы с
отходами должен лежать раздельный сбор мусора
).

Практическая работа “Что разлагается
быстрее всего”

Необходимые материалы

: банка с
крышкой, образцы мусора (овощные очистки, листья,
ветка, кусок газеты, пластик), почва, перчатки,
совок.

Ход работы

:

  1. Различные образцы отходов поместите в
    отдельные банки с почвой, перемешайте и
    закрутите крышки.
  2. Подпишите банки. Оставьте их на виду в надежном
    месте и проверяйте регулярно (1-2 раза в неделю).
  3. Составьте прогноз, какой мусор разложится
    быстрее.
  4. Опишите признаки разложения. Запишите свои
    наблюдения, сделав вывод о том, какой мусор
    разлагается быстрее


Занятие 3. ТБО – пути решения (1,5 ч.)


Аукцион идей

. Что можно сделать с
пластиковым стаканчиком? (учащиеся предлагают
различные варианты – использовать заново,
переработать, выбросить и т.д
.).

Комментарий учителя

. Принцип “Ничто
не исчезает бесследно” означает, что мусор и
другие загрязнители в действительности никуда
не исчезают. Мусор, который мы выбрасываем, может
превратиться во что-нибудь другое или
измениться, но он никогда не исчезнет.

Существует общепризнанная в мире
система по борьбе c отходами, которая называется
по-английски RRR: reduce (предотвращение
появления отходов), reuse (вторичное
использование вещей) и recycling (переработка).
Основу борьбы с отходами должна представлять система
раздельного сбора
мусора.

Пути решения проблемы отходов


(пример):


Предотвращение появления
отходов

Повторное использование
вещей

Переработка (возвращение
отходов в оборот в качестве вторсырья)

Заменить на стеклянную
банку, которую можно сдать.

Ставить карандаши, посадить
цветок и пр.

Переплавить на асфальтную
массу.

Наиболее перспективным путем является
предотвращение появления отходов. Важную
роль играет сознательный выбор покупателем
товаров. Чем меньше мы покупаем высокоотходных
товаров, тем меньше будет производиться отходов,
и меньше будет необходимость их дорогостоящей
переработки или вторичного использования. Одним
из путей предотвращения появления отходов
является замена пластиковой упаковки на
стеклянную и бумажную
, с последующим сбором
стеклотары и макулатуры. Помимо пользы природе,
такой подход позволяет семье экономить средства.

Еще один перспективный путь решения
проблемы на региональном уровне — это введение
раздельной платы за отходы в зависимости от их
объема и степени опасности (принцип “Сколько
намусорил – столько и заплати”). Экономические
стимулы являются самыми действенными

.

Просмотр видеофильма

“В
супермаркете”. Задание к просмотру: перечислите
пути решения проблемы отходов
.

Задание для работы в группах

.
Учащиеся продолжают работать в группе, как и на
предыдущем занятии, но меняется состав групп.
Рассмотрите разные виды отходов, с которыми вы
уже познакомились в контексте системы “RRR”
борьбы с отходами. Заполните таблицу, а затем
обсудите результаты в классе.


Виды отходов

Предотвращение появления
отходов

Повторное использование

Переработка

1. Общие подходы
2. Бумага
3. Пластмасса
4. Стекло
5. Металлы
6. Опасные отходы
7. Пищевые отходы

В конце занятия проводится практическая
работа в продуктовом магазине
с достаточно
широким ассортиментом. Учащиеся получают
задание по группам 2-4 человека выбрать наиболее
экологически безопасные продукты, которыми
можно угостить всех одноклассников (учитель
напоминает правила поведения в общественных
местах).
Ребята вместе обсуждают выборы всех
групп и сами выбирают группу-победителя (учитель
не вмешивается). Деньги на покупку (в заранее
оговоренной сумме) выдаются учителем только этой
группе, которая затем с гордостью угощает всех
одноклассников. В процессе выбора и определения
победителя учитель оценивает для себя эффективность
проведенных занятий.

Список рекомендуемой литературы

  1. Алексеев С.В., Рипачева Е.А.
  2. Отечественный и
    зарубежный опыт формирования экологической
    культуры населения // Экология и образование. 2006.
    № 1-2.

  3. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г.
  4. Что нужно знать
    о твердых бытовых отходах? М.,1995.

  5. Небел Б
  6. . Наука об окружающей среде. В 2-х т. М.:
    Мир, 1993.

  7. Об охране окружающей среды: федеральный закон.
    М.: Юрайт, 2006.
  8. Ресайклинг: руководство для потребителя
    [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.best.COM/~dillon/recycle/index.HTML
  9. Черп О.М., Виниченко В.Н.
  10. Проблема твердых
    бытовых отходов: комплексный подход. М.: Эколайн,
    1996.

  11. WWW-сервер о компосте. [Электронный ресурс]. Режим
    доступа: http://net.indra.com/~topsoil/Compost_Menu.HTML

Раздаточный материал к занятию:




Следующий: