Медиа-урок географии в 6-м классе по теме: Жизнь в океане

Цель урока: Продолжить формирование у
учащихся знаний об организмах, населяющих Землю,
– их разнообразии, взаимосвязи существующей
между ними.

Задачи урока:

  • Разобрать с учащимися новые термины и понятия.
  • Сформировать знания о разнообразии животного и
    растительного мира океанов и морей.
  • Дать школьникам представление о распределении
    живых организмов в океане в зависимости от его
    глубины и географической широты места.
  • Рассказать учащимся о факторах загрязнения
    океанов и объяснить необходимость его охраны и
    защиты.
  • Продолжить формирование умения работать с
    картами, схемами, картами, таблицами и
    электронным учебником

Оборудование: Компьютерный класс,
видео проектор.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Карты, картины, таблицы, схемы, книги,
    видеофильмы.
  • Учебные электронные издание 6, 7, 8 класс. Авторы:
    Дронов В.П, Савельев Л.Е, Душина И. В., Коринская
    В.А., Щенев В.А. энциклопедия Кирилла и Мифодия.

Тип урока: комбинированный урок.

Научно-методическое содержание урока.

Зависимость распределения живых организмов в
Мировом океане от количества солнечной энергии,
поступающей на его поверхность. Эта зависимость
действует как в широтном направлении, так и с
увеличением глубины. Хозяйственная деятельность
человека в океане, ее положительные и
отрицательные последствия.

Формы проведения урока:

  • Повторение уже известных и знакомство с новыми
    терминами и понятиями;
  • Беседа-проверка знаний о многообразии живых
    организмов, отличительных признаках “царств”
    живой природы и распределении организмов на
    Земле;
  • Практические работы с использованием
    электронного учебника;
  • Работа с таблицами и иллюстрациями;
  • Тестовое задания;
  • Доклады учащихся;
  • Работа с картами.

План урока

  1. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос,
    практическая работа)
  2. Изучение нового материала.
    • Условия жизни организмов в океане
    • Распространения организмов в океанах.
    • Группы организмов.
    • Самые удивительные обитатели океана.
    • Океан нуждается в защите.
  3. Первичное закрепление новых знаний и умений.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка знаний, умений, навыков.

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами
познакомились с разнообразием и
распространением организмов на суше. А сегодня
рассмотрим различные формы морских организмов и
условие их обитания.

(Повторите эту тему с помощью учебника и
записей в тетради)

Фронтальный опрос:

Прежде чем перейти к новой теме повторим ранее
изученный материал.

Еще с глубокой древности было подмечено, что
природные условия на Земле закономерно
изменяются с географической широтой. В
направлении от полюсов к экватору на суше
последовательно распределяются разные
природные зоны.

Перечислите их и, используя карточки с
названиями, последовательно расположите на
доске.

Индивидуальный опрос (практика)

Чтобы выполнить практические задания,
разделимся на 2 группы. Первая группа выполняет
работу с помощью электронного издания.
Рекомендации по выполнению задания, находятся на
рабочем столе. Оценивать вашу работу будет мой
помощник- компьютер. Вторая группа работает
самостоятельно на местах с предложенными
заданиями. После того как выполните работу,
группы меняются местами.

Задание 1

1 группа. Практическая работа (Электронное
издание- 8 класс) – ПАМЯТКА.

Тема: Арктические пустыни и тундра.

2 группа. Работа с рисунками.

Задание. Определите, какой природной зоне
соответствуют эти характеристики. Обозначьте
пару цифрой и буквой.


1. А. В этой зоне солнце летом по
нескольку месяцев не заходит за горизонт, а зимой
месяцами не показывается на небосводе. Из
растительности кое-где попадаются мхи,
лишайники. Животные: белый медведь, тюлень, морж
– питаются тем, что дает море.
2. Б. Климат жаркий и сухой. Осадков
выпадает, как и в тундре, мало. Из-за сухости
климата растительность разрежена и не имеет
сплошного покрова. Чтобы меньше испарять влаги,
многие растения лишены листьев.
3. В. Лето жаркое, сухое. Осадков выпадает
мало. Преобладает травянистая растительность:
Черноземные почвы очень плодородны. Почти все
животные этой зоны живут в норах или строят
гнезда на земле. Значительная часть зоны
распахана.
4. Г. Короткое прохладное лето. Почвы
маломощные и почти повсеместно заболочены.
Растут мхи, лишайники, карликовые березки и ивы.
Водятся олени, песцы, пеструшки.
5. Д. Куда ни посмотришь — всюду зеленое
море леса: на севере — хвойного, южнее —
лиственного. Почвы имеют цвет золы. Много пушных
зверей, бурых медведей, волков, лис, белок.

Задание 2

1 группа. Игра: “Кто где живет”.
Составление разрезанных картинок. Определения
растений и животных, обитающих в разных
природных зонах.

2 группа. Практическая работа (Электронное
издание) – ПАМЯТКА

Тема: Леса.

Проверка выполнения задания.

Задание 3

1 группа. Практическая работа (Электронное
издание) – ПАМЯТКА

Тема: Степь.

2 группа. Тестовый контроль.

Выберите, какие утверждения, верны, а какие –
нет.

1. На Земле обитает несколько миллионов видов
организмов.

2. Современные ученые выделили 3 царства живых
организмов.

3. Бактерии одноклеточные организмы.

4. Животные – самая разнообразная группа
организмов.

5. Больше всего организмов обитает около земной
поверхности.

6. Широтная зональность проявляется только на
суши.

7. В направлении от полюсов к экватору на суши
последовательно располагаются разные природные
зоны.

8. Условия существования организмов не зависят
от факторов неживой природы – температуры,
влажности, светового режима.

Задание 4

1 группа. Работа с таблицей. Заполните
таблицу. Определите, к какому царству относятся
эти организмы:

Лягушка, муравей, береза, микробы, сыроежка,
клевер, опенок.

Царства Представители

2 группа. Практическая работа. Тема:
Пустыни и полупустыни.

ПАМЯТКА


Задание Группа Этапы выполнения
1 1 группа 1. Выбрать пункт меню
природно-хозяйственное районирование

2. Выбрать
пункт Арктические пустыни-практика-задание № 4

2 2 группа 1. Выбрать пункт меню
природно-хозяйственное районирование

2.
Выбрать пункт Леса – практика – задание № 3

3 1 группа 1. Выбрать пункт меню
природно-хозяйственное районирование

2.
Выбрать пункт Степь – практика – задание № 5

4 2 группа 1. Выбрать пункт меню
природно-хозяйственное районирование

2.
Выбрать пункт Полупустыни – практика – задание
№ 2

Молодцы! С заданием справились. За работу,
выполненную с помощью электронного издания,
оценки выставлены. Такой результат доказывает,
что вы хорошо усвоили, что органический мир на
суше богат и разнообразен.

Также богат и разнообразен живой мир океана.
Откройте тетради, запишите тему урока: Жизнь в
океане. Компьютерная презентация.

Объяснение нового материала.

Рассказ учителя.

1. Условия жизни организмов в Мировом океане.

Богат и разнообразен растительный и животный
мир океана. В настоящее время в океане обнаружено
около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч
видов водорослей.

(Запишите эти цифры в тетрадь.)

И это не случайно: условия существования
организмов весьма благоприятны.

1. Действует выталкивающая сила воды, поэтому в
ней могут жить организмы больших размеров.

2. Нет резких перепадов температуры воды по
сезонам года.

3. В воде растворен кислород, дышат морские
организмы.

Звуковое сопровождение
(Рассказ учителя).

2.Распространение организмов о океанах.
Хотя условия и благоприятны для разнообразия
организмов, но распределены в океане они
неравномерно. Наиболее богата живыми
организмами мелководная прибрежная часть океана
(шельф). Здесь особенно благоприятны условия для
жизни: вода хорошо освещается и прогревается,
богата кислородом и минеральными веществами.
Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет,
обитают в основном животные-хищники.

Холодные глубины океана населены мало, но не
лишены жизни, хотя растений там нет. Но можно
встретить червей, ракообразных, моллюсков.

Так как океаны расположены в разных широтах с
разными климатическими условиями, то и обитатели
в них различны.

Звуковое сопровождение
(Рассказ учителя).

3.Группы организмов.

(Объяснение учителя.)

Все организмы, живущие в океане, разделены на 3
группы.

Рассмотрим схему, которую вы должны перенести в
тетрадь. Компьютерная презентация.

А сейчас выполним задание: Определите,
к какой группе обитателей океана относятся
перечисленные ниже организмы. Читайте названия
организма и называйте группу.







1. Дельфины. 6. Красные водоросли; А) Планктон;
2. Медузы. 7. Рыбы; Б) Нектон;
3. Осьминоги. 8. Криль; В) Бентос;
4. Диатомеи. 9. Черепаха;
5. Морские звёзды. 10. Бурые водоросли;

(Карточки на парте)

4.САМЫЕ. САМЫЕ. САМЫЕ.

Слово учителя.

Сейчас ребята познакомят вас с самыми
удивительными обитателям Мирового океана.
(Выступления сопровождаются показом слайдов).
Компьютерная презентация.

1.Самое северное млекопитающие – Белый медведь.

Хотя медведь и не живет постоянно в воде, но его
жизнь неразрывно с океаном. Белый медведь –
обитатель Крайнего Севера. В основном он мясоед
пища, прежде всего тюлени, овцебыки, лемминги,
рыба, а также киты и моржи. Его туловище вытянуто
в длину до 2,50 м., шея длинная и тонкая, голова
длинноватая и узкая, уши маленькие. Толстый мех и
слой жира под кожей защищает тело от холода. Так
как белые медведи хорошо плавают, у них между
пальцев есть небольшие перепонки кожи. У
медведицы в декабре появляются детеныши, обычно
два. Белые медведи живут до 25 лет. Обитают они на
южной границе ледовой зоны Северной Азии и
Северной Америки, на материке встречается редко.

2. Самое быстрое морское животное – касатка.

Касатка развивает скорость до 65 км/ч. Это
черно-белый кит из семейства дельфиновых, длиной
около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют
“китом убийцей”, но это несправедливо: касатка
убивает только свою добычу, так же, как и другие
хищные животные.

3.Самое крупное животное – Синий (голубой) кит.

Синий кит – самое большое животное на Земле,
Его длина 35 м, а вес составляет около 130 тонн. Его
вес равен весу 30 слонов, 150 легковых автомобилей
или 1600 человек. В результате охоты на них
численность синих китов резко уменьшилась; их
количество оценивается сейчас в 10000 голов. Синий
кит находится на грани исчезновения.

4.Самое южное животное – Тюлень Уэдделла.

Тюлень Уэдделла живет в море, отдыхает на
берегу и на льдинах, расположенных вокруг
Антарктиды. Питается главным образом рыбой.
Длина свыше 3 метров, вес до 500 кг. У него довольно
маленькая голова, окраска темная серо-бурая,
сверху с черными пятнами и полями, снизу светлее.
В нырянии тюлень Уэдделла – рекордсмен. Он может
нырять на глубину до 600 м и оставаться под водой
до 73 минут.

5.Самое большое скопление кораллов – Большой
Барьерный риф (ББР).

Кораллы – это существа животного
происхождения, ученые относят их к
беспозвоночным животным. Кораллы очень
отличаются друг от друга по форме, размеру и
цвету. В борьбе за жизненное пространство
кораллы могут переплетаться, разрушать друг
друга и в конце концов, срастаться. Прибавляя в
среднем по одному метру жизненного пространства
в течение века, по прошествии тысячи лет кораллы
формируют рифы. Самый большой протянулся вдоль
восточного побережья Австралии более чем на 2000
км. С точки зрения биологов и геологов, это одно
из величайших чудес света. Его признали
природным наследием, биосферным и морским
парком. Большой Барьерный риф напоминает
наполовину погруженную в воду крепостную стену.
Это самое крупное коралловое формирование в
мире: он настолько огромен, что его можно увидеть
из космоса.

5. Океан нуждается в защите.

Рассказ учителя.

Безбрежен и велик Мировой океан. Неимоверно
грозным является он людям в часы ненастий. И
кажется тогда, что нет силы, которая справилась
бы с могучей пучиной.

Увы! Это впечатление обманчиво. Серьёзная
опасность угрожает океану: в океан, капля за
каплей, устремляются чуждые океанической среде
вещества, которые отравляют воду, уничтожают
живые организмы.

Одним из наиболее опасных загрязнителей
океанической среды является нефть. Загрязнение
нефтью гибельно не только для водных организмов,
но и для обитающих на побережье птиц.
Поверхностная пленка самый распространенный вид
нефтяного загрязнения. Один грамм разлившейся
нефти может затянуть подобной пленкой 10 м.кв.
водной поверхности. Компьютерная презентация.

Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и
одноклеточных водорослей в процессе своей
жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и
пестициды, а также обезвреживают некоторые
тяжелые металлы. В итоге в морях, особенно в их
прибрежных, мелководных акваториях, происходит
гигантская по масштабам процессы осветления
воды, улучшения и поддержания ее качества на
определенном уровне.

Тем не менее, процессов самоочищения океану
недостаточно. Поэтому человек должен прийти на
помощь колыбели земной жизни. Океан принадлежит
не только людям, поэтому мы должны постоянно
учитывать интересы других живых существ,
пользующихся его благами. И проводить различные
природоохранные мероприятия.

Схема. Компьютерная презентация.

(Пояснения учителем схема на доске)

Запись в тетрадь схемы.

Одной из задач сохранения наиболее богатой по
составу прибрежной и океанической фауны, флоры
является создания заповедников.

(Рассказ учащиеся сопровождается показом
видеофильма.)

Дальневосточный морской государственный
природный заповедник.

На юге Приморья в сентябре–октябре
устанавливается ровная, сравнительно теплая и
солнечная погода. Ослепительно сияет Японское
море, берега островов окаймляет белопенный
прибой, и, глядя вдаль, трудно определить ту
линию, у которой вода сливается с небом. На
мелководьях сквозь гладкие волны видны
колышущиеся водоросли и стаи рыб, а над морем и
островами повсюду мелькают и скользят в
воздушной синеве крупные птицы.

В 1978 году неподалеку от Владивостока, в заливе
Петра Великого был создан первый в нашей стране
государственный морской заповедник.

Главной задачей которого, стало сохранение
морских сообществ и отдельных видов, населяющих
самую богатую морскими растениями животными
акваторию.

Специалисты насчитывают в заливе Петра
Великого две тысячи видов беспозвоночных
животных, 278 видов рыб, около 300 видов птиц и около
20 видов млекопитающих. И хотя заповедник
занимает всего 5% площади залива, в нем
представлены почти всё это разнообразие форм
жизни.

На глубине 6-12 м совместно с приморским
гребешком обитает ламинария. На глубине 10-20 м и
более встречается очень крупная (длиной до
полуметра) морская звезда. Основу ихтиофауны
составляют семейства керчаковых, стихеевых,
бычковых, бельдюговых, камбаловых и морских
лисичек. Здесь можно встретить экзотические виды
рыб, например, акулу-молот, мурено-щуку, летучих
рыб, восточного тунца, парусник, меч-рыбу. На
заповедных островах и в охранной зоне
зарегистрировано более 350 видов птиц. В России
такого разнообразия нет нигде. Встречаются в
дальневосточном заповеднике белокрылая морская
свинья, гигантский камчатский краб, осьминог.

На островах устраивают свои лежбища и
“родильные дома” тюлени Ларга. А также
заплывают на его территорию котики и сивуч.

Благодаря охране природы на акватории
Дальневосточного заповедника стала чище вода и
больше животных появилось в его водах и на
островах.

Вывод: И так, совершив путешествия, мы
с вами убедились, что Мировой океан богат
организмами и для того, что бы сохранить это
богатство, его надо беречь и охранять.

Домашнее задание: параграф 48.

СПАСИБО ЗА УРОК.

Следующий: