Материал по экологическому образованию и воспитанию Об одном мальчике и верных друзьях леса


Цель:

  • повышать уровень экологической культуры;
  • уточнить и запомнить правила поведения в
    природе;
  • побуждать бережное отношение к лесному
    сообществу.

Действующие лица:

  • Мальчик,
  • Юннаты,
  • Засуха,
  • Суховей,
  • Огонь,
  • Белка,
  • Заяц,
  • Муравей.

Действие первое.

На сцене появляется Юннат, за ним по очереди –
Засуха, Суховей, Огонь.

Юннат:

Здравствуйте, дети и родители.
Мы – юннаты, природы родной
Знатоки и любители,
Охраняем лес и его жителей!

Засуха:

Я – засуха, я – летний зной.
Вы встречались все со мной:
Ведь если для полива нет воды,
То гибнут от меня посевы и сады!

Суховей:

Я – южный ветер – Суховей,
Бедой бываю для людей:
Когда горячий воздух приношу,
Я почву и растения сушу.

Огонь:

Ну, а я, Огонь, повсюду рядом с вами,
Вас считаю близкими друзьями:
Как увижу брошенный костер в лесу,
Искры пламенем пожара разнесу.

Суховей:

Не напрасно довелось нам здесь собраться,
Будем людям досаждать стараться.

Засуха:

Тише…Видите, малец сюда идет…
Он с рогаткой, длинный прут в руке несет…

Все уходят.

Действие второе

Появляется Мальчик с рогаткой и палкой в руке.
Он расстроен, не знает, чем заняться.

Мальчик:

Что-то ни зверей, ни птиц
Сегодня не видать,
А мне срочно нужно
Новую рогатку испытать!
Чем заняться? Лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает ногой.


Ха! Зашевелились, мураши,
А то заспались вы совсем
В лесной тиши!
Ах, проклятый, вздумал грызться ты со мной?
Не позволю издеваться над собой!

Прутом со злобой он бьет по муравейнику. Идет
дальше.


Фу…устал…пера передохнуть,
Подзаправиться, как следует, — и в путь!

Ломает лапник, рвет траву, цветы, бросает все
это на землю и садится.




Славно я устроился!
Где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда!

Расстилает газету, ест: достает бутылку
минеральной воды, булку, чипсы. После еды бросает
бумагу, пакет и упаковку. Встает.


Вот и отдохнул. Могу идти,
А бутылка — лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.
Коли здесь бывают зверь и птица иногда,
Пусть запомнят мое имя навсегда!
А чтоб сам я это место не забыл,
Елку повалю… Пусть будет видно:
Я здесь был!

Появляется Белка. Мальчик целится в нее из
рогатки, стреляет. Подбитая Белка падает.


Вот обидно!
Только в ногу ей попал!
Я б стрельнул еще,
Да тотчас рыжий хвост
В дупле пропал.
Погляжу пойду капканчик,
Вдруг попался туда зайчик!

Идет к капкану

Вот досада!
Был, но вырвался косой!
И оставил только
Серой шерсти клок большой.
Не везет совсем
Сегодняшним мне днем,
Лучше с Тузиком потом сюда придем.

Уходит

Действие третье

Выбегают Засуха, Суховей, Огонь.

Суховей:

Мальчишка этот помогает нам.
Вредит он лесу, птицам и зверям!

Огонь:

Послушай, кто-то вновь сюда идет
И тихонько свою песенку поет.

Засуха:

То идут сюда юннаты.
Что им надо, поглядим.
Всё дела они находят
Всюду что-то нужно им!

Суховей:

Этих видел много раз я по весне.
Помню, как они сажали
Деревца в своем дворе.
Те деревья я стараюсь иссушить,
Пусть без зелени тенистой будут жить!

Огонь:

За ними нужно проследить
И дела их прекратить!

Действие четвертое

Выходят Юннаты. Они удивлены увиденным.

Юннат:

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?

Юннатка:

Муравьишки бедные остались без жилья,
Многолетняя работа их пропала зря!

Юннат:

Неужели этот вредный тип не знает.
Что лес без муравейников
Здоровым не бывает!

Юннатка:

Кто муравейник переворошил –
Большое зло для леса совершил!
Давай мы это место оградим,
Хоть как-то муравьишек защитим!

Юннат:

Где ж нам этого разбойника найти,
Чтобы срочно с ним беседу провести,
Рассказать, как следует вести себя всегда.
Не чиня природе бедствий и вреда.

Юннатка:

Елочка зеленая!
До земли склоненная!
Кто посмел тебя обидеть,
Красоты твоей не видеть?

Юннат:

Елочку зеленую я мигом подниму!
Чтоб держалась крепче,
К березке прислоню.
Пусть растет, красуется,
Солнышком любуется!

Юннатка:

Видно, этот гнусный тип
Здесь тоже побывал.
Стекла с упаковкой разбросал.

Юннат:

Стыдно мне за то, что есть такие люди!
Давай вину с себя снимать не будем!
Злодея этого нам нужно изловить
И не давать ему природу изводить!

Появляется Белка

Белка:

Я сижу совсем одна в своем дупле,
Исколечил он рогаткой лапу мне.
Долго будет эта рана заживать,
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Юннатка:



Рыженькая Белочка, дай лапочку свою,
Ранку я водой промою, посмотрю,
Подорожника целебный лист я приложу тебе,
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине!

Появляется Заяц.

Заяц:

Посмотрите: вот следы…
Меня капкан зажал.
Чуть живой я из него тогда сбежал…

Юннатка:

Ссадину твою я соком трав помажу,
Шерстка отрастет…Дай я тебя поглажу.

Гладит.

Юннат:

Где же может быть жестокий тот злодей?
Нужно бы найти его нам поскорей!

Появляется Муравей

Муравей:

Вон тот злостный хулиган,
Он поджег сухой бурьян,
Пламя и его не пощадило,
Ему всю одежду опалило!

Слышатся жалобные крики Мальчика

Мальчик: Ой, мамочка, бо-о-о-о-льно…Ой!

Огонь издалека

Огонь:

Ну-ка, Знойная Жара, припекай посильней!
Ну, а ты, Суховей, раздуй пламя веселей!

Мальчик: Ой-ой-ой!..Ну, помогите же
кто-нибудь!

Юннат (девочке):

Неси скорей воду из ручья!
Песком огонь засыплю я,
Лопату быстро применю,
Огню дорогу заслоню!

Юннатка (хулигану):

Видишь, сколько бед ты натворил!
Чуть наш лес в огне не погубил!
Мусор и стекло кругом ты разбросал!
Ветки и цветы нарвал и побросал!
Белку и Зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал!



Мальчик:

Прошу простить меня за то, что сделал много бед!
Я обещаю на Земле
Оставить добрый след!
Природу буду охранять,
От злых поступков защищать!
Мне очень хочется, друзья,
В юннатский ваш отряд.
И если примите меня,
Я буду очень рад!

Юннатка : Ну, что, простим его?

Юннат: Надо простить. Он ведь обещает
исправиться.

Юннатка (зрителям): Ребята, простим его?

Действие пятое

Выходят все участники представления.

1 чтец:

Давай пройдемся медленно по лесу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

2 чтец:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется ПРИРОДА,
Давайте же всегда ее беречь!

3 чтец:

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
природой называется все это,
давайте же с природою дружить.

4 чтец:

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется ПРИРОДА,
Давайте же сердца ей отдадим!

5 чтец:

Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Юннат:

Мы очень просим каждого из вас:
В любое время года, всякий раз
С добрым сердцем в лес входите,
Все, что есть там, берегите!

Выступающие раздают зрителям эмблемы-значки
“Верные друзья леса”. Представление
заканчивается.

Литература:

  1. В.Викторов. Мы не пустим скуку в дом. М., 1996
  2. Е.Тарасова, Г.Реброва. Родничок. Книга для
    внеклассного чтения. Рига: “Арктоус”, 1994
  3. Л.П. Молодова. Экологические праздники для
    детей. Минск: “Асар”, 1999
  4. С.И. Бекина. Праздники в детском саду. М., 1990



Следующий: