Мастерская Биосфера


Цели:

  • построение знаний о биосфере, её границах,
    свойствах, составе,
  • осмысление условности разделения человеком
    природы на живую и неживую,
  • формирование целостной картины мира,
  • развитие творческого мышления, коммуникативных
    умений,
  • формирование ценностного отношения к природе; к
    человеку, как части природы.

Индуктором служит музыка со звуками природы,
позволяющая каждому ученику почувствовать себя
на природе, представить её обитателей. Вопрос
мастера: “Какой уровень организации живой
природы можно назвать высшим?”. Дети называют
биосферу.

Мастер: Как вы думаете, может ли болезнь быть
для человека благом? В 1920 году русский учёный
В.И.Вернадский тяжело болел сыпным тифом.
Находясь в пограничном состоянии между жизнью и
смертью, он видел картины природы,
фантастические взаимосвязи её компонентов. И
после выздоровления он философски осмыслил эти
видения, переработал и изложил в своей книге
“Биосфера”, вышедшей в 1926г. (Кстати, Вернадский
был учеником Д.И.Менделеева, который тоже увидел
периодическую таблицу во сне.)

Индивидуальное задание 1: составить
определение биосферы.

Социализация, составление определений в
группе, затем в классе. Сверяем получившееся с приложением
1
, записываем понравившееся определение в
тетрадь.

Вспоминаем другие оболочки Земли, пытаемся
найти границы биосферы в них.

Группы получают задание 2: найти границы
распространения организмов в атмосфере,
гидросфере, литосфере, используя материал
учебника, таблицу.

Выслушиваем отчёты групп, рисуем общую схему
“Границы биосферы”.

Мастер: Что является обязательным условием для
существования биосферы? Что необходимо
растениям для фотосинтеза? Солнечная энергия
поступает из космоса, значит, биосфера, как
клетка и организм, является открытой системой.
Биосфера существует миллионы лет, начиная с
архейской эры, значит, она устойчива (Вернадский
считал биосферу вечной, как материю и космос). Но
в самой биосфере постоянно происходят изменения,
поэтому она подвижна, динамична. Далее обсуждаем
свойства биосферы – открытая, устойчивая,
динамичная система.

Групповое задание 3: разработать условные
обозначения этих свойств.

На этапе афиширования рассматриваем
вывешенные на доску работы, в том числе и работу
учителя; заносим в тетрадь любые понравившиеся
условные знаки.

Переход к следующему этапу обеспечивает
вопрос: “Если биосфера – живая оболочка Земли,
можно ли считать, что она состоит только из живых
организмов?” Дети отвечают, что организмам нужны
вода, воздух и т.п., они неотделимы от неживой
природы. А почвы относятся к неживой или живой
природе? (учителем Вернадского был и В.В.Докучаев
– основатель почвоведения). Начинаем
разбираться с составом биосферы – живое
вещество, косное, биокосное, биогенное.

Каждая группа получает информацию о частях
биосферы (приложение 2), изучает её, пытается
объяснить название.

Социализация, социоконструкция – вместе
создаём схему “Состав биосферы”.

На этапе рефлексии обсуждаем вопросы: может ли
биосфера существовать без человека?

А человек без биосферы? Какое влияние человек
оказывает на биосферу?

Мастер: много ли вы можете сделать за 9 секунд?
Если сравнить время существования биосферы с
сутками, то на долю человечества придётся всего 9
секунд. Однако человек сумел натворить много бед
за это время.

Приложение 1.

“Биосфера – (“био” – жизнь, “сфера” – шар,
греч.) оболочка Земли, состав, структура и
энергетика которой определяются совокупной
деятельностью живых организмов”.



Большой Энциклопедический Словарь Биология,
Москва 2001г.

“Биосфера – атмосфера, почва и вода как среда
обитания живых организмов”



Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и
Н.Ю. Шведова, Москва, 1998 г.

“Биосфера – тонкая плёнка жизни на земной
поверхности, определяющая “лик Земли”.

Зюсс 1875 г.

“Биосфера – геологическая оболочка Земли,
населённая живыми организмами”

В.И. Вернадский 1926 г.

Приложение 2.



“Живое вещество (биомасса) – совокупность всех
живых организмов планеты, в данный момент
существующая, численно выраженная в
элементарном химическом составе, весе, энергии”

(по В.И.Вернадскому). Биология в экзаменационных
вопросах и ответах, Н.Лемеза и др., Рольф, Москва,
2000 г.

“Биомасса – суммарная масса особей вида,
группы видов или сообщества организмов,
выражаемая в единицах массы сухого или сырого
вещества, отнесённых к единицам площади или
объёма (кгга, кгм3)”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология,
Москва 2001 г.

“Косное (неживое) вещество – образовано
процессами, в которых живые организмы не
участвуют (извержение вулкана)”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология,
Москва 2001 г.

“Косный – тяготеющий к чему-нибудь привычному,
невосприимчивый к новому, консервативный”.

Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов и
Н.Ю.Шведова, Москва, 1998 г.

“Косный – постоянный, неизменный. 1 грамм
архейского гранита и в настоящее время остаётся 1
граммом гранита” (по В.И. Вернадскому).

“Биокосное вещество – создаётся одновременно
живыми организмами и процессами неорганической
природы (почва, нижние слои атмосферы, верхние
слои гидросферы”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология,
Москва 2001 г.

“Биогенное вещество” – создаваемое и
перерабатываемое живыми организмами (торф,
нефть, природный газ, известняк, каменный
уголь)”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология,
Москва 2001 г.

Опорный конспект урока.

< Рисунок1>




Следующий: