Мастер-класс Золотой завиток Бересты


Цель: Способствовать развитию творческой активности каждого ребёнка, через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.

Задачи:

  1. Обучить приёмам работы с берестой.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.

Оборудование: береста, ножницы, старые грампластинки, газеты, карандаши, клей, кисть, салфетки, клеёнка.

Таблицы: Весенние первоцветы: Сон-трава, ландыши, купалица

Ход:

Дорогие ребята, сегодня я познакомлю вас с технологией выполнения работы из бересты.

Педагог:

А что такое береста?

Учащиеся:

Наружная часть берёзы. Берёза – доступный и хорошо поддающийся материал. Берёза – самое любимое и светлое дерево русских лесов. Сколько песен, стихов сложено о ней.(Люблю берёзку., во поле берёза…)Образ берёзы издавна в сказках, загадках, пословицах .В старинной русской поговорке, загадке говорится:

Стоит дерево цвета зелено, в этом дереве четыре угодья:



  1. больным на здоровье. Объясните, как вы понимаете (банный веник)
  2. от тьмы свет (лучина)
  3. дряхлых пеленание. .Как Вы понимаете?(крепление битой посуды)
  4. людям колодец.(сок берёзы). И всё же в этой загадке перечислены не все дары берёзы Бересту ещё использовали в строительстве изолировали строения от воды, обшивали лодки, делали люльки – колыбельки, лукошки, игрушки, до наших дней дошли и грамоты.

Берёзу сажали рядом с домом, по случаю рождения ребёнка, для защиты от молний и зла ,для урожая втыкали ветку в землю, из бересты течёт сок, значит лето будет дождливым.11 мая на Максима самый целебный сок.

Заготавливать со старых деревьев , в целях бережного отношения .Снимают со спиленных деревьев диаметр -29 см. гладкие места без сучков. Инструмент обыкновенный нож. Для заготовки пластовой бересты делаются горизонтальные надрезы. Вся наружная освобождается от остатков коричневой коры и протирается тряпкой , затем береста распаривается и расслаивается на 2 -3 слоя.

 Бересту просушивают и хранят под грузом.

Обратите внимание на работы, выполненные из бересты.

А сейчас, мы познакомимся с текстурой бересты. Возьмите карточки, на которых наклеены кусочки бересты. Внимательно их рассмотрите.

Итак, Что Вы можете сказать о текстуре и цвете бересты?

Ответы учеников.

Задание к имитационной игре:

Я вам раздала кусочки бересты ,Ваша задача попробовать их расслоить Снимая слой за слоем Практическая работа.



  1. Из чего состоит береста? (Из тонких пластинок разного цвета)
  2. Какого цвета пластинки? (белые ,желтые, розовые, коричневые)
  3. Какие качества бересты Вы знаете? (Лёгкая,пластичная,хорошо пропускает воздух, держит тепло ).
  4. Назовите основное преимущество бересты. (доступность, простота обработки)

С берестой мы познакомились, потрогали. Сейчас на дворе весна, тает снег, и появляются первые цветы, первоцветы. Назовите, какие вы знаете первоцветы? (Купалица, сон-трава, ландыш). Я предлагаю выполнить их из бересты.



Технология выполнения (моделирование)

  1. Выбрать рисунок для работы.
  2. Подобрать по цвету рисунка текстуру бересты.
  3. Перерисовать рисунок на бересту.
  4. Вырезать детали.
  5. Разложить детали на основу.
  6. Проверить правильность вырезания и как будет выглядеть рисунок в целом.
  7. Наклеивание рисунка.
  8. Готовое изготовление положить под пресс.

Овладение искусством изготавливать картины из бересты не просто. Как и любое ремесло требует терпения и практики. Но главное- желание работать с этим чудесным материалом.

Самостоятельная работа.

Требование к работам.

  1. композиция рисунка.
  2. оправданное заполнение места на грампластинке.
  3. владение материалом.
  4. аккуратность
  5. завершенность
  6. дать название

Рефлексия:

  1. Понравилось ли вам работать с берестой.
  2. Насколько трудно, легко было выполнять.
  3. Какая работа понравилась больше, Почему?

Итоги Мастер класса: Самооценка, уборка рабочих мест, оформление выставки «Весенние первоцветы».




Следующий: