Мастер-класс «Технология проектной деятельности: метод проектирования Зеркало прогрессивных преобразований»


Современная жизнь требует новой работы с
содержанием образования. Количество информации
в мире каждые 10 лет удваивается: функции
мобильного телефона, набор товаров в магазине,
инструкции к новой технике, поиск в интернете
вакансий, досуга, сведений и т.д.. Требуется
умение отбирать главное в море информации. Этому
противоречит традиционное массовое восприятие
процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо
учить от корки до корки, выполнять все задания»

Актуальный вопрос сегодняшнего дня –
внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который
предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель
    которого – развитие личности обучающегося на
    основе усвоения универсальных учебных действий,
    познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания
    образования, способов организации
    образовательной деятельности и взаимодействия
    участников образовательного процесса в
    достижении целей личностного, социального и
    познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных,
    психологических и физиологических особенностей
    обучающихся, видов деятельности и форм общения
    для определения целей образования и воспитания и
    путей их достижения;

Классическая система образования имеет
традиционный взгляд: «Основная задача школы –
дать хорошие прочные знания» А в соответствии с
новыми Стандартами основной педагогической
задачей становится – организация деятельности
учеников: развитие способности к
самоорганизации в решении учебных задач,
прогресс в личностном развитии, умение решать
учебные задачи на основе сформированных
предметных и универсальных способов действий.

Достичь нового результата возможно, внедряя
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используя современные педтехнологии учителю
необходимо организовать деятельность учащихся.
Позиция учителя должна быть следующей: к классу
не с ответом (готовыми знаниями, умениями,
навыками), а с вопросом. Знания обучающихся
должны стать результатом их собственных поисков.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально
организованных для этого условиях).

Достичь этих целей можно, используя метод
проектов.

Проектная технология – современная
образовательная технология: «обучение в
деятельности, сотрудничестве, поиске,
исследовании». Позволяет ученикам: моделировать
собственную деятельность, обозначать проблему,
выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы
и заключения, добиваться определенного
результата, приобретать знания самостоятельно в
поиске, пользоваться приобретенными знаниями
для решения новых познавательных и практических
задач, исполнять разные социальные роли (лидера,
исполнителя, посредника)

Если выпускник приобретает указанные выше
навыки и умения, он оказывается более
приспособленным к жизни в современном обществе.

Учебный проект


Проблема проекта «Почему?»(это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация
Цельпроекта «Зачем?»(мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Методыи способы «Как?»(мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование
Результат «Что получиться?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат

Этапы работы методом проектов






1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирует: Осуществляет:
проблему проекта личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию вживание в ситуацию
цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации
цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
организовать группы разбивку на группы
распределить задания в группах распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач
проекта
планирование работы
возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации
предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием
и сообща
ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в
этом необходимость
«добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую
презентацию результатов
готовят презентацию результатов
4 этап – презентация
Подводит итоги обучения: Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные
результаты
понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать,
обосновывать свое мнение
умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном
моменте: умении работать в группе
найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее
результативности

Наиболее значимым и важным является 1
этап проектирования – погружение в проект.
Это первый шаг в работе, именно этот этап
чаще всего представляет наибольшую трудность
и от его грамотного планирования зависит
дальнейшая деятельность. Определить проблему
поставить цель, конкретизировать задачи,
спланировать мероприятия и прогнозировать
результат помогает метод проектирования
«Зеркало прогрессивных преобразований»

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных
преобразований»

1. Постановка проблемы: рост
заболеваемости СПИДом

Формулировка проблемы, темы и построение
«дерева проблем» – причины нерешения проблемы

2. Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)




Ситуация «плюс»

3. Цель проекта:

Цели – это наиболее общие утверждения
типа: создать дополнительные источники
информации о СПИДе

4. Задачи – конкретные и поддающиеся измерению
результаты работы Вашего проекта.

Задачи – это возможные улучшения
ситуации, формулируются относительно причин
«нерешения проблемы».

5. Мероприятия – те виды деятельности, которые
необходимы для получения желаемых результатов,
для решения задач: как будет выполняться работа;
какие потребуются устройства и оборудование; кто
ответственные, чем будут заниматься исполнители;

  • Результат/продукт: создание источников
    информации о заболевании
  • Критерии результативности: сроки,
    финансирование, ответственные
  • Анализ ресурсов: достаточно ли времени для
    осуществления проекта, полное ли финансирование,
    источники информации, работники службы и т.д.

Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий
уровень результатов ЕГЭ» (работа в группах,
рефлексия)

Список лтературы:

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб.
    пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г.
    Захарова. – М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения.
    Как обучать всех по-разному?: пособие для
    учителя/А.В. Хуторской. – М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для
    студентов педагогических специальностей/ под
    ред. В.С. Кукушина. – М., 2006.

Приложение 1

Приложение 2




Следующий: