Мастер-класс Развитие творческого мышления в изобразительной деятельности

Задачи:

1. Показать методы активизации творческого мышления.
2. Познакомить с методикой Т.В. Калининой.

I. Введение в тему.

Приветствие участников и сообщение задач, которые будут решаться в процессе проведения
мастер-класса.

II. Основная часть.

1. Рассматривание изображение картинки Торранса.

Педагогам предлагается назвать
то, что они видят на картинке. [5]

(Рисунок 1)

После высказываний участников, формулируется понятие воображения.

Воображение

— психический процесс создания образа предмета или ситуации путем
перестройки имеющихся представлений. [4]

2. Составление образа во вербальному описанию.

(Представить какой-либо образ,
прослушав следующие слова).

Хрупкое
Ледяное
Мокрое

Обсуждение использованных видов воображения. [4]

3. Дорисовывание фрагмента

.

Предлагается закончить рисунок и дать ему название (по методике Т.И. Калининой).
Групповая творческая работа: коллективное сочинение сказки с использованием нарисованных
образов.

4. Рисование музыки.

Поочередное прослушивание музыкальных фрагментов Н.А. Римский-Корсаков «Окиан-море
синее» из оперы «Садко» П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» – по
2 минуты каждый, и изображение полученных ассоциаций на одном листе бумаге.

Групповое обсуждение полученных результатов.

5. Практический фрагмент — пантомима.

Каждой паре участников предлагается
поочереди изобразить ситуации:

  • Спутанная трава
  • Скрипящий шкаф
  • Замерзшие деревья
  • Кипящий самовар
  • Увядшие цветы
  • Дождь с грозой
  • Веселая лошадка

6. Знакомство с методикой Т.В. Калининой.

Методику Т.В. Калининой можно назвать « Методикой комбинаторных игр». В ее основе
лежат комбинаторные действия с элементами языка изобразительного искусства. Эти
действия не подчинены целям создания конкретного изображения; ребенок « играет с
заданным правилом, на основе собственных эстетических предпочтений — а в результате
получается интересное и совершенно неожиданное

изображение. Итак, обучение ребенка начинается не с обращения к реальной жизни.

Шаг первый

– создание абстрактной композиции.

Шаг второй –

узнавание образа

Шаг третий

– оформление окончательного варианта.

В каждом рисунке заложено сразу несколько изображений. Это создает условия для
постижения в дальнейшем приема создания художественного образа, как соединения нескольких
изображений в одном, обретающим в результате иной смысл. Угадывая в ходе этой игры
свои зрительные впечатления в абстрактных конструкциях, ребенок тем самым делает
важное открытие: он открывает особые изобразительные возможности ритмически организованной
формы. Он переживает ее эстетику, удивляясь неожиданным для него эффектам неизобразительной
формы. [2]

Игровые задания имеют свои особенности

:

- Они позволяют ребенку бесконечно варьировать само задание внутри общего направления.

- При этом задания придуманы так, что в любом случае ведут к созданию выразительной
формы.

- В ходе игры с изобразительными материалами, ребенок начинает замечать совпадения
этих форм с формами реального мира.

За серией упражнений следует композиция. Таким образом, ребенок получает
возможность не копировать, но моделировать пространство, учить изображать ребенка
становится излишне. Он сам торопится воплотить в свои композиции то, что открылось
ему в игре. Полная свобода в выборе и средств и темы изображения, активизирует процесс
обучения. Выполнение композиций подводит ребенка к новому открытию выразительных
возможностей элементов языка искусства. Задания композиции составлены так, что выполнение
их условий порождает большую вероятность непреднамеренного создания детьми художественного
образа, который воспринимается ребенком как образ изобразительный, воздействия которого
очевидно, но открытие причины воздействия еще не произошло. Для того чтобы состоялось
открытие выразительных возможностей языка искусства, необходимо сопоставление различных
художественных приемов. Такое сопоставление позволяет выявить взаимосвязь формы
и эмоционального воздействия. Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию
(« Солнечный луг», « Большая луна», «Ночной ветер», «Вьюга») позволяет ребенку совершать
подобные открытия. Буквально через несколько занятий, некоторые дети, рассматривая
и обсуждая свои упражнения, обнаруживают в них не только получившиеся изображения
конкретных вещей, но и то, что у этих вещей есть определенный характер, настроение,
которое можно почувствовать. Это и есть самое ценное в рисунке. Например, при восприятии
упражнения дети характеризуют цветы уже не просто как маки, ромашки — но как цветы
распускающиеся, нежные, прозрачные, испугавшиеся ветра. [2]



Следует отметить, что заданное движение не является движением по одной прямой.
Это движение с постоянным возвращением назад к уже совершенным открытиям, но на
новом материале. Так любое композиционное задание начинается непременно с игр и
экспериментов с элементами языка искусства. Такое возвратное движение необходимо.
Во-первых, оно позволяет сохранить эмоциональную непосредственность восприятия ребенка.
Во-вторых, позволяет осуществлять художественно развитие ребенка в свойственном
ему темпе, совершив определенный шаг в своем развитии, ребенок возвращается на предыдущую
ступень, с новым пониманием возможностей художественной формы, он готов совершать
новые открытия.

Порядок работы с детьми:

1) Выполнение упражнения на освоение приёма или художественного средства.
2) Игра « На что похоже?» Открытие изобразительных (а постепенно и выразительных)
возможностей ритмически организованной формы.
3) «Обыгрывание» упражнений: определение их эмоционального и сюжетного содержания
в процессе совместной эмоциональной рефлексии. Возможно сочинение сказки.
4) Выполнение композиции на основе впечатлений от упражнений.
5) Совместное рассматривание работ, собранных в одну картину. Эмоционально-чувственное
проживание созданного образа, открытие воздействия гармонически организованной
формы на эмоционально-чувственном уровне.
6) Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию. Осознание воздействия
ритмически организованной формы. [2].

Обсудить с педагогами практические рекомендации по работе с детьми.

(Приложение 1).

7. Практическое задание по методике Т.В. Калининой.

Участникам предлагается поставить внизу листа точку и нарисовать от нее вверх
несколько волнистых линий, затем закрасить полученные сектора и рассмотреть свой
рисунок со всех сторон. На что похожи волнистые линии? После чего надо дорисовать
до какого- либо образа.

По окончании работы групповое обсуждение.

8. Сравнение методики Т.В. Калининой с традиционной методикой по изобразительной
деятельности.

Традиционная методика.

Методика Т.В. Калининой

Готовый образец.

Учим изображать достоверно.

Результат является ожидаемым.

Абстрактные элементы.

Самостоятельное домысливание.

Неожиданный результат.

9. «Обратная связь»

. Озвучивание своих ощущений от участия в мастер-классе.

Литература:

  1. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании – СПб.: Агенство образовательного
    сотрудничества, 2005.
  2. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы. Газета «Детский
    сад со всех сторон» № 14-15, апрель 2005.
  3. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой в ладошке. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
  4. Малахова Н.Е. Творчество как показатель развития культуры в обществе. Управление
    дошкольным образовательным учреждением, №5 (23), 2005.
  5. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб,
    2002.



Следующий: