Мастер-класс проведения урока-практикума


Тип урока:

практикум.

Вид урока:

урок закрепления знаний и
практического применения навыков.

Цель:

образовательная: закрепление навыков
определения степени загрязнения окружающей
среды, умений самостоятельно планировать и
анализировать свою деятельность.

  • развивающая: формирование умений
    приобретать знания из различных источников,
    анализировать факты, делать обобщения,
    высказывать собственные суждения; формирование
    конструктивного критического мышления.
  • воспитательная: способствовать
    формированию коммуникативных умений,
    нравственно-эстетического отношения к
    окружающей природной среде.
  • Обеспечение мастер-класса:

    • Методическое: учебно-методическое пособие
      «Уроки-практикумы по дисциплине «Экологические
      основы природопользования», слайдовые
      презентации составленные студентами.
    • Оборудование и материалы: слайдовые
      презентации в системе PowerPoint, проектор, СD-панель,
      образцы лишайников.

    Ход мастер-класса

    1. Теоретическое обоснование применения
    данного типа урока.

    Цель: обмен опытом по повышению мотивации к
    изучаемой дисциплине через применение
    уроков-практикумов.



    Преподаватель делится опытом организации
    деятельности студентов на уроках-практикумах
    при изучении дисциплины «Экологические основы
    природопользования»

    (Каюкова Ж.Ю. Урок-практикум как основа
    формирования практикоориентированной личности.
    С.90Практико-ориентированный подход — важнейшее
    условие реализации модели специалиста.
    Материалы межрегионального
    научно-методического совета (г.
    Комсомольск-на-Амуре 1-4 февраля 2010 года) / Под. ред.
    Е.Г. Саливон. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во
    Амурского гуманит.-пед. гос. ун-та, 2010. 108 с.
    ).

    2. Модель урока (20-25 мин.)

    2.1. Организационный момент (2 мин.)



    Преподаватель сообщает тему занятия.

    2.2. Актуализация знаний студентов (5-7 мин.).

    Фронтальная беседа о загрязнении биосферы
    объектами хозяйственной деятельности человека.
    Во время беседы преподаватель акцентирует
    внимание студентов на том, что существует
    реакция биологических объектов на загрязняющие
    вещества и одними из наиболее известных
    биологических индикаторов являются лишайники,
    чувствительность которых обусловлена их
    физиологией и симбиотической природой.

    Вопросы для фронтальной беседы.

    1. Какие методы биоиндикации окружающей среды вам
      известны?
    2. Что такое лихеноиндикация?
    3. Какие лихеноиндикационные методы вам известны?
    4. На каких закономерностях основаны методы
      оценки загрязненности атмосферы по
      встречаемости лишайников?
    5. Назовите предполагаемые загрязнители воздуха в
      районе политехнического техникума.
    6. Почему мы видим лишайники чаще всего на старых,
      корявых деревьях?

    2.3. Поисково-исследовательская работа в группах
    (10-15 мин.).

    Группа разделена на 2 подгруппы, которые
    проводили исследование в разных пунктах: парк
    «Судостроитель» и территория во дворе
    техникума. Студенты отчитываются о проделанной
    работе, демонстрируют подготовленные материалы
    (образцы, слайдовые материалы), работают с
    учебно-методическим пособием «Уроки-практикумы
    по дисциплине «Экологические основы
    природопользования», тема 1.3.(Методическое
    пособие см. на сайте www.ecoteh.ucoz.ru
    ), заполняют
    таблицы, делают выводы.

    Данные по 1 участку — парк «Судостроитель»
    (восточная часть)

    Всего деревьев — 184

    Деревья покрытые лишайниками — 11

    Встречаются лишайники 3видов: Фисция
    припудренная, Ксантория постенная, или стенная
    золотнянка, Фисция реснитчатая, или темная.



    Результаты исследования 1 группы


    Тип лишайника Частота встречаемости (в %) Степень покрытия Балл оценки
    Кустистые - - -
    Листоватые 60-100% Очень высокая 5
    Накипные - - -

    Данные по 2 участку — дворовая территория
    техникума

    Обнаружен 1 вид лишайника — Фисция реснитчатая,
    или темная


    Тип лишайника Частота встречаемости (в %) Степень покрытия Балл оценки
    Кустистые - - -
    Листоватые 5-20% Низкая 2
    Накипные - - -

    3. Подведение итогов мастер-класса.

    Студенты анализируют полученные данные и
    делают выводы о влиянии человека и его
    деятельности на состояние зеленой зоны.

    Презентацию по данному
    мастер-классу можно посмотреть на сайте www.ecoteh.ucoz.ru




    Следующий: