Мастер-класс Применение кейс-технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике


Актуальность: каждый преподаватель должен
иметь свой интересный инструмент познания,
который станет интересен и ученикам, а также
способствует им быть активными участниками
учебного процесса. (Приложение,
слайд 2)



Цель: каждый преподаватель должен иметь свой
интересный инструмент познания, который станет
интересен и ученикам, а также способствует им
быть активными участниками учебного процесса.

Задачи: Отработка алгоритма применения кейс-технологии;
Формирование умения использовать полученные
навыки для решения актуальных педагогических
проблем. (Приложение, слайд 3)

Кейс-технология

Это метод активного проблемно–ситуационного
анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задач-ситуаций (кейсов). Особенностью
метода case — технологий является создание
проблемной ситуации на основе фактов из реальной
жизни. Непосредственная цель метода –
совместными усилиями группы учеников
проанализировать ситуацию (case), возникающую при
конкретном положении дел, и выработать
практическое решение; окончание процесса –
оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в
контексте поставленной проблемы. При этом акцент
делается не на получение готовых знаний, а на их
выработку, на сотворчество учителя и ученика! (Приложение, слайд 4)

Этапы кейс метода

  • Представление конкретных жизненных ситуаций;
  • Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного
    решения;
  • Актуализация комплекса знаний для решения
    проблемы;
  • Выработка моделей действий для разрешения
    ситуаций. (Приложение, слайд 5)

Работа ученика с кейсом

  • 1 этап — знакомство с ситуацией, её
    особенностями;
  • 2 этап — выделение основной проблемы (проблем);
  • 3 этап — анализ принятия того или иного решения;
  • 4 этап — решение кейса — предложение одного или
    нескольких вариантов последовательности
    действий, указание на важные проблемы, механизмы
    их предотвращения и решения. (Приложение,
    слайд 6)

Действия учителя

  • создание кейса или использование уже
    имеющегося;
  • распределение учеников по малым группам (4-6
    человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой
    оценивания решений проблемы, сроками выполнения
    заданий;
  • организация работы учащихся в малых группах,
    определение докладчиков;
  • работа с кейсом;
  • организация презентации решений в малых
    группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ
    ситуации;
  • оценивание учащихся преподавателем. (Приложение,
    слайд 7)

Источники кейсов

  • Реальная жизнь;
  • Средства массовой информации;
  • Анализ научных статей, монографий;
  • Художественная и публицистическая литература;
  • Интернет. (Приложение, слайд 8)
  • Кейс по теме “Давление”

Проблема

Может ли современное общество развиваться вне
связи с таким физическим явлением как давление? (Приложение, слайд 9)



“Медицина”

Проблема: Может ли современная медицина
развиваться вне связи с таким физическим
явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

1. Почему человек в условиях высокогорья
чувствует недомогание?

2. Какие отклонения в самочувствии часто
ощущают люди в условиях высокогорья? Как с точки
зрения медицины и физических процессов можно
объяснить причины ухудшения самочувствия?

3. Действие, каких медицинских приборов
обусловлено воздействием давления на организм
человека?

4. Можно ли исключить использование приборов в
медицинской практике? (Приложение,
слайд 14)

“Техника”

Проблема: Может ли современная техника
развиваться вне связи с таким физическим
явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

1. По каким дорогам могут передвигаться танки?

2. Пройдёт ли танк, если настил выдерживает P = 15000
Па?

3. Применяется ли способ передвижения настила в
природе, в технике?

4. Можно ли исключить такой способ преодоления
препятствия и в будущем обойтись без него? (Приложение, слайд 15)

“Служба спасения”

Проблема: Может ли современная служба спасения
развиваться вне связи с таким физическим
явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

1. Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление
на лед?

2. Пройдёт ли человек, если лед выдерживает P = 15000
Па?

3. Применяется ли такой способ спасения
тонущего человека в настоящее время?



4. Можно ли исключить такой способ спасения и в
будущем обойтись без него?

(Приложение, слайд 16)

Рефлексия

Всесторонне изучив данную проблему, пришли к
выводу, что современное общество не может
развиваться вне связи с таким физическим
явлением как давление. (Приложение,
слайд 17)

Вывод

Преимущества кейс-технологий

  • использование принципов проблемного обучения
    — получение навыков решения реальных проблем,
    возможность работы группы на едином проблемном
    поле, при этом процесс изучения, по сути,
    имитирует механизм принятия решения в жизни, он
    более адекватен жизненной ситуации, чем
    заучивание терминов с последующим пересказом,
    поскольку требует знания и понимания терминов,
    умения ими оперировать, выстраивая логические
    схемы решения проблемы, аргументировать своё
    мнение;
  • получение навыков работы в команде;
  • выработка навыков простейших обобщений;
  • выработка навыков вести презентации,
    пресс-конференции, умения формулировать вопрос,
    аргументировать ответ.

Практически любой преподаватель, который
захочет внедрять кейс-технологии, сможет это
сделать вполне профессионально, изучив
специальную литературу, пройдя тренинг и имея на
руках учебные ситуации. (Приложение,
слайд 18)




Следующий: