Мастер-класс Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении

Цели:

  1. Показать роль деятельностного подхода в
    повышении качества образования.
  2. Рассмотреть теоретические основы
    деятельностного подхода в обучении естественным
    наукам.
  3. Показать на конкретных примерах, как учителя
    естественного цикла могут использовать
    деятельностный подход на практике.

План:

Вступление

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть
  • Подведение итогов мастер-класса.
  • I. Вступление

    Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию
    мастер-класс на тему: “Методические приемы
    организации деятельностного подхода в
    обучении”.

    Каждый раз, составляя проект очередного урока,
    учитель задает себе одни и те же вопросы:

    а) как сформулировать цели урока и обеспечить
    их достижение;
    б) какой учебный материал отобрать и как
    подвергнуть его дидактической обработке;
    в) какие методы и средства обучения выбрать;
    г) как организовать собственную деятельность и
    деятельность учеников.
    д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих
    компонентов привело к определенной системе
    знаний и ценностных ориентаций.

    Основной из главных задач учителя является
    организация учебной деятельности таким образом,
    чтобы у учащихся сформировались потребности в
    осуществлении творческого преобразования
    учебного материала с целью овладения новыми
    знаниями.

    Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я
    забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
    усваиваю”.

    Для того, чтобы знания учащихся были
    результатом их собственных поисков, необходимо
    организовать эти поиски, управлять учащимися,
    развивать их познавательную деятельность.

    Нам хотелось бы сегодня поговорить о
    деятельностном подходе в обучении естественным
    наукам.

    Но прежде, чем мы перейдем к теоретической
    части, мы предлагаем вам разделиться на 3 группы.

    Волшебный дар цветов и их красота творят
    чудеса. Общаясь с этими прекрасными творениями
    природы, человек становится добрее, нежнее,
    духовно богаче. Цветы лучшие посредники в
    общении между людьми. Цветы сопутствуют нам
    постоянно в течение жизни, дарят радость,
    олицетворяют любовь и внимание. И мы предлагаем
    выбрать тот цветок, который Вам милее.

    - Мы предлагаем каждой группе нарисовать
    творческий портрет своей группы, который
    ассоциируется с образом, и связать, конечно, с
    образовательной идеей. Свой проект надо
    представить. (Защита проектов)

    Наши ожидания от совместной творческой работы

    :

    1. Познакомиться с опытом других учителей.
    2. Узнать новое.
    3. Увидеть интересные методические приемы.
    4. Пообщаться с коллегами.
    5. Приятно провести время.
    6. Обменяться опытом.
    7. Приобрести методические разработки.

    Правила проведения мастер-класса.

    Не перебивать друг друга.

  • Смело высказывать свои мысли.
  • Говорить от своего имени.
  • Активно работать.
  • Уважать мнение другого.
  • II. Теоретическая часть.

    “Великая цель образования —
    это не знания, а действия”. Герберт
    Спенсер

    Многие годы традиционной целью школьного
    образования было овладение системой знаний,
    составляющих основу наук. Память учеников
    загружалась многочисленными фактами, именами,
    понятиями. Именно поэтому выпускники российской
    школы по уровню фактических знаний заметно
    превосходят своих сверстников из большинства
    стран. Однако результаты проводимых за последние
    два десятилетия международных сравнительных
    исследований заставляют насторожиться.
    Российские школьники лучше учащихся многих
    стран выполняют задания репродуктивного
    характера, отражающие овладение предметными
    знаниями и умениями. Однако их результаты ниже
    при выполнении заданий на применение знаний в
    практических, жизненных ситуациях, содержание
    которых представлено в необычной, нестандартной
    форме, в которых требуется провести анализ
    данных, сформулировать вывод или назвать
    последствия тех или иных изменений. Поэтому
    вопрос о качестве образования был и остаётся
    самым актуальным. Необходимыми становятся не
    сами знания, а знания о том, как и где их
    применять. Но ещё важнее знание о том, как
    информацию добывать, интерпретировать, или
    создавать новую. И то, и другое, и третье –
    результаты деятельности, а деятельность – это
    решение задач. Таким образом, желая сместить
    акцент в образовании с усвоения фактов
    (результат – знания) на овладение способами
    взаимодействия с миром (результат – умения), мы
    приходим к осознанию необходимости изменить
    характер учебного процесса и способы
    деятельности учащихся.

    Конструктивно выполнить задачи образования XXI
    века помогает деятельностный метод обучения.

    Данная дидактическая модель позволяет
    осуществлять:

    формирование мышления через обучение
    деятельности: умение адаптироваться внутри
    определенной системы относительно принятых в
    ней норм (самоопределение), осознанное
    построение своей деятельности по достижению
    цели (самореализация) и адекватное оценивание
    собственной деятельности и ее результатов
    (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее
    проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира,
    адекватной современному уровню научного знания.

  • Система дидактических принципов

    Реализация технологии деятельностного метода
    в практическом преподавании обеспечивается
    следующей системой дидактических принципов:

    1) Принцип деятельности — заключается в том, что
    ученик, получая знания не в готовом виде, а
    добывая их сам, осознает при этом содержание и
    формы своей учебной деятельности, понимает и
    принимает систему ее норм, активно участвует в их
    совершенствовании, что способствует активному
    успешному формированию его общекультурных и
    деятельностных способностей, общеучебных
    умений.

    2) Принцип непрерывности – означает
    преемственность между всеми ступенями и этапами
    обучения на уровне технологии, содержания и
    методик с учетом возрастных психологических
    особенностей развития детей.

    3) Принцип целостности
    предполагает формирование учащимися
    обобщенного системного представления о мире
    (природе, обществе, самом себе, социокультурном
    мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
    науки в системе наук).

    4) Принцип минимакса – заключается
    в следующем: школа должна предложить ученику
    возможность освоения содержания образования на
    максимальном для него уровне (определяемом зоной
    ближайшего развития возрастной группы) и
    обеспечить при этом его усвоение на уровне
    социально безопасного минимума
    (государственного стандарта знаний).

    5) Принцип психологической комфортности
    – предполагает снятие всех стрессообразующих
    факторов учебного процесса, создание в школе и на
    уроках доброжелательной атмосферы,
    ориентированной на реализацию идей педагогики
    сотрудничества, развитие диалоговых форм
    общения.

    6) Принцип вариативности
    предполагает формирование учащимися
    способностей к систематическому перебору
    вариантов и адекватному принятию решений в
    ситуациях выбора.

    7) Принцип творчества – означает
    максимальную ориентацию на творческое начало в
    образовательном процессе, приобретение учащимся
    собственного опыта творческой деятельности.

    Представленная система дидактических
    принципов обеспечивает передачу детям
    культурных ценностей общества в соответствии с
    основными дидактическими требованиями
    традиционной школы (принципы наглядности,
    доступности, преемственности, активности,
    сознательного усвоения знаний, научности и др.).
    Разработанная дидактическая система не
    отвергает традиционную дидактику, а продолжает и
    развивает ее в направлении реализации
    современных образовательных целей. Одновременно
    она является саморегулирующимся механизмом
    разноуровневого обучения, обеспечивая
    возможность выбора каждым ребенком
    индивидуальной образовательной траектории; при
    условии гарантированного достижения им
    социально безопасного минимума.

    Сформулированные выше дидактические принципы
    задают систему необходимых и достаточных
    условий организации непрерывного процесса
    обучения деятельностной парадигме образования.


    Технология деятельностного метода
    обучения

    Метод обучения, при котором ребенок не получает
    знания в готовом виде, а добывает их сам в
    процессе собственной учебно-познавательной
    деятельности называется деятельностным
    методом.
    По мнению А. Дистервега,
    деятельностный метод обучения является
    универсальным. “Сообразно ему следовало бы
    поступать не только в начальных школах, но во
    всех школах, даже в высших учебных заведениях.
    Этот метод уместен везде, где знание должно быть
    еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

    Построенная структура учебной деятельности
    включает в себя систему деятельностных шагов – технология
    деятельностного метода обучения.

    Структура уроков введения нового знания имеет
    следующий вид:

    1. Мотивирование к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает
    осознанное вхождение учащегося в пространство
    учебной деятельности на уроке. С этой целью на
    данном этапе организуется его мотивирование к
    учебной деятельности, а именно:

    1) актуализируются требования к нему со стороны
    учебной деятельности (“надо”);
    2) создаются условия для возникновения
    внутренней потребности включения в учебную
    деятельность (“хочу”);
    3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

    В развитом варианте здесь происходят процессы
    адекватного самоопределения в учебной
    деятельности и самополагания в ней,
    предполагающие сопоставление учеником своего
    реального “Я” с образом “Я — идеальный ученик”,
    осознанное подчинение себя системе нормативных
    требований учебной деятельности и выработку
    внутренней готовности к их реализации.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального
    затруднения в пробном учебном действии.

    На данном этапе организуется подготовка и
    мотивация учащихся к надлежащему
    самостоятельному выполнению пробного учебного
    действия, его осуществление и фиксация
    индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий,
    достаточных для построения нового знания, их
    обобщение и знаковую фиксацию;
    2) актуализацию соответствующих мыслительных
    операций и познавательных процессов;
    3) мотивацию к пробному учебному действию
    (“надо” — “могу” — “хочу”) и его
    самостоятельное осуществление;
    4) фиксацию индивидуальных затруднений в
    выполнении пробного учебного действия или его
    обосновании.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе учитель организует выявление
    учащимися места и причины затруднения. Для этого
    учащиеся должны:

    1) восстановить выполненные операции и
    зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг,
    операцию, где возникло затруднение;
    2) соотнести свои действия с используемым
    способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и
    на этой основе выявить и зафиксировать во
    внешней речи причину затруднения — те конкретные
    знания, умения или способности, которых
    недостает для решения исходной задачи и задач
    такого класса или типа вообще.

    4. Построение проекта выхода из затруднения
    (цель и тема, способ, план, средство).

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной
    форме обдумывают проект будущих учебных
    действий: ставят цель (целью всегда является
    устранение возникшего затруднения),
    согласовывают тему урока, выбирают способ,
    строят план достижения цели и определяют
    средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом
    руководит учитель: на первых порах с помощью
    подводящего диалога, затем – побуждающего, а
    затем и с помощью исследовательских методов.

    5. Реализация построенного проекта.

    На данном этапе осуществляется реализация
    построенного проекта: обсуждаются различные
    варианты, предложенные учащимися, и выбирается
    оптимальный вариант, который фиксируется в языке
    вербально и знаково. Построенный способ действий
    используется для решения исходной задачи,
    вызвавшей затруднение. В завершение уточняется
    общий характер нового знания и фиксируется
    преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во
    внешней речи.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникации
    (фронтально, в группах, в парах) решают типовые
    задания на новый способ действий с
    проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
    эталону.

    При проведении данного этапа используется
    индивидуальная форма работы: учащиеся
    самостоятельно выполняют задания нового типа и
    осуществляют их самопроверку, пошагово
    сравнивая с эталоном. В завершение организуется
    исполнительская рефлексия хода реализации
    построенного проекта учебных действий и
    контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в
    организации, по возможности, для каждого ученика
    ситуации успеха, мотивирующей его к включению в
    дальнейшую познавательную деятельность.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе выявляются границы
    применимости нового знания и выполняются
    задания, в которых новый способ действий
    предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания,
    в которых тренируется использование изученного
    ранее материала, имеющего методическую ценность
    для введения в последующем новых способов
    действий. Таким образом, происходит, с одной
    стороны, автоматизация умственных действий по
    изученным нормам, а с другой – подготовка к
    введению в будущем новых норм.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
    (итог).

    На данном этапе фиксируется новое содержание,
    изученное на уроке, и организуется рефлексия и
    самооценка учениками собственной учебной
    деятельности. В завершение соотносятся ее цель и
    результаты, фиксируется степень их соответствия,
    и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Данная структура урока графически может быть
    изображена с помощью схемы, помогающей учителю
    соотнести между собой этапы учебной
    деятельности.

    Эта схема представляет собой опорный
    сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде
    описывает основные элементы структуры учебной
    деятельности, построенной в методологической
    версии теории деятельности.

    Стремительные социально-экономические
    преобразования, которые произошли в общества за
    последние десятилетия, кардинально изменили не
    только условия жизни людей, но и образовательную
    ситуацию.

    Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева:
    “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо
    учиться по выходе из школы, и это второе учение по
    своим последствиям, по своему влиянию на
    человека и на общество неизмеримо важнее
    первого”.

    Двадцатилетний опыт практической апробации в
    школах страны дидактической системы
    деятельностного метода обучения показал, что
    данная технология даёт реальную многоуровневую
    основу не только для эффективного обучения
    учеников базовым навыкам предметов, но и для
    комплексного своевременного развития
    многогранной личности гражданина XXI века.

    III. Практическая часть.

    Существует очень много приемов, видов и форм
    учебных заданий деятельностного метода
    обучения. Для того, чтобы немного отдохнуть, мы
    предлагаем каждой группе выполнить упражнение,
    которое называется “перевод с руччкого на
    русский” Это упражнение выполняется на слух.
    Такие упражнения очень хорошо использовать в
    качестве паузы на уроке. Две-три пословицы,
    переведенные на язык биологических терминов,
    потребуют для обратного перевода и образного
    мышления, и анализа смысла отдельных слов и
    чувство юмора.

    1 группа:

    Сколько это млекопитающее не снабжай
    питательными веществами, оно все равно смотрит в
    растительное сообщество. (Сколько волка не корми,
    он все равно в лес смотрит)

    2 группа:

    Сбился с азимута среди 3 голосемянных.
    (Заблудился в трех соснах)

    3 группа:

    Приблизительно 20 г продукта полукоксования
    твердых топлив приводит в непригодное к
    использованию состояние весь продукт
    переработки нектара растений представителями
    перепончатокрылых, находящейся в большой
    деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку
    меда)

    Ну, а теперь – серьезно. Давайте вместе с вами
    реализуем принципы деятельностного подхода при
    создании проекта “Приемы работы с учебником на
    уроке”
    . В условиях массовой
    общеобразовательной школы учебник, не смотря на
    появление такого конкурента, как компьютер, еще
    надолго останется средством реализации
    содержания образования. Возможно, что формы
    работы с учебником не новы, но они имеют огромные
    потенциальные возможности и преимущества,
    позволяющие учащимся проникать в суть изучаемых
    вещей, запоминать и усваивать материал. Оттого,
    насколько хорошо школьники умеют работать с
    учебной книгой, во многом зависит эффективность
    обучения по предмету и, в конечном итоге,
    качество знаний.

    IV. Итак, оправдались ли наши ожидания?


    (Подведение итогов)

    Список литературы:

    1. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК
      и ППРО, Москва. 2007 г.
    2. Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого:
      технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа
      2000…” Москва. 2004 г.
    3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г.
      Требование к составлению плана урока по
      дидактической системе деятельностного метода.
      Москва. 2006 г.
    4. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться”.
      Москва. 2007 г.
    5. Непрерывность образования: дидактическая
      система деятельностного метода. Москва. 2005 г.
    6. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики.
      Москва. Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1996 г.
    7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон
      В.А. Система и структура учебной деятельности в
      контексте современной методологии. Москва. УМЦ
      “Школа 2000…” 2000 г.
    8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону.
      Витраж 2006 г.

    Уроки «Атмосфера», «Воздух –
    смесь газов»
    и презентации к ним можно получить у автора

    Следующий: