Мастер-класс Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы

Цель: демонстрация возможного применения следующих приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: мозговой штурм, таблица ассоциаций, трансфертные листы, синквейн.

Участники: 8 педагогов, которые объединяются в 2 группы произвольно или по жребию.

Раздаточный материал для каждой из групп: 4 листа формат А4, фломастеры или маркеры, тексты произведения Ю.Я. Яковлева «Учитель».

На доске приготовлена таблица ассоциаций.

определение эпитеты символ цветовая гамма
Имеющееся представление
Результат работы 1 группы
Результат работы 2 группы

Ход мастер-класса.

1. Организационный момент. (1 слайд)

Определение состава групп.

2. Стадия вызова.

- Уважаемые коллеги, посмотрите внимательно на (2 слайд) слайд и ответьте на вопрос: «Что изображено на нём и о чём пойдёт речь на занятии?»

Совершенно верно, мне хотелось сегодня поговорить о роли учителя, о его предназначении, то есть о миссии учителя.(3 слайд). Данную проблему мы будем рассматривать на литературном материале.

Итак, тема нашего занятия «Миссия учителя …» (4 слайд)

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у Вас возникают, когда слышите слово «миссия»?

Все варианты ответов фиксируются в таблице в соответствующих графах.

3. Стадия осмысления.

Так мы представляем значение данного слово. Поработав в группах, заполним нашу таблицу и определим, какое значение приобретает слово «миссия» в произведении Ю.Я. Яковлева «Учитель».(5 слайд)

Задания для групп.

Работая в течение 10 мин. с произведением «Учитель», определите значение слово «миссия» с точки зрения Учителя и ученика, заполните соответствующие графы таблицы и приготовьтесь прокомментировать свои записи, подтверждая текстом произведения.

Работа в группах: результаты заносятся на листы формата А4, на которых уже обозначены названия граф, представленных в таблице ассоциаций. Участники прикрепляют листы в соответствующее место, таким образом, таблица заполнена.

Необходимо обеспечить присутствующих на мастер-классе зрителей текстами произведения.

Работа с таблицей.

По истечении 10 мин. группы представляют результат своей работы.

Коллеги, мы увидели, какое представление о миссии учителя у Учителя и ученика, героев произведения Ю. Яковлева, теперь обратимся к таблице и проанализируем получившиеся данные.

Для этого сравним сначала определение слова «миссия», которое даётся в Толковом словаре Н. Ю. Шведовой и С. И. Ожегова с нашими результатами. (6 слайд)

Учитель зачёркивает совпадающие моменты.

Теперь сравним результаты работы групп.

Совпадающие моменты обводим маркером или мелом одного цвета.

Какой можем сделать вывод? Почему совпадают эти характеристики? Выполнена ли миссия учителя? Что является причиной совпадения?

4. Стадия рефлексии.

Работа с трансфертными листами в группах.

- В течение 4 мин. работаете с трансфертными листами по 1 мин. с каждым.

Заполненные трансфертные листы вывешиваются на доске, подведутся итоги, обсуждаются результаты работы с трансфертными листами.

5. Заключение.

Чтение учителем синквейна, посвящённого участникам мастер- класса.(7 слайд)

Приложения.

Следующий: