Мастер-класс Интеграция знаний в области естественных наук

Цели:

Показать значение интеграции в преподавании
естественных наук для современных школьников.

  • Познакомить участников мастер-класса с
    практической деятельностью учащихся в процессе
    изучения Южных материков земного шара: показать
    влияние климатических условий на
    распространение природных зон, растительного и
    животного мира материков Африка, Австралия и
    Южная Америка.
  • План:

    1. Вступление
    2. Теоретическая часть
    3. Практическая часть
    4. Подведение итогов мастер — класса

    1. Вступление

    Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию
    мастер-класс на тему: “Интеграция знаний в
    области естественных наук”.

    В наши дни проблема интеграции приобрела
    особенно актуальное звучание в связи с введением
    профильного обучения, а также в связи с
    обсуждением вопроса о возможности введения в
    школе интегрированных курсов, в частности
    естествознания.

    Кроме того, все отрасли современной науки тесно
    связаны между собой, поэтому и школьные учебные
    предметы не могут быть изолированы друг от друга.
    Т.о. одним из приоритетных направлений в
    преподавании предметов
    естественно-географического цикла является
    интегрированный подход.

    - Для более близкого знакомства друг с другом,
    для того чтобы было интереснее работать, мы
    предлагаем разделиться вам на три группы, в
    зависимости от того, в какое время года вы
    родились (каждое время года обозначается
    соответствующим цветом):

    зима – белый

    весна – осень – желтый

    лето – зеленый

    - Мы предлагаем каждой группе нарисовать
    творческий портрет своей группы, который
    ассоциируется с образом, и связать, конечно, с
    образовательной идеей. Свой проект надо
    представить.

    (Защита проектов)

    Наши ожидания от совместной творческой
    работы
    :

    1. Познакомиться с опытом других учителей.
    2. Узнать новое.
    3. Увидеть интересные методические приемы.
    4. Пообщаться с коллегами.
    5. Приятно провести время.
    6. Обменяться опытом.
    7. Приобрести методические разработки.

    Правила проведения мастер-класса.

    1. Не перебивать друг друга.
    2. Смело высказывать свои мысли.
    3. Говорить от своего имени.
    4. Активно работать.
    5. Уважать мнение другого.

    2. Теоретическая часть.

    Интеграция

    – создание целостного единства,
    образованного из множества элементов и
    обладающего новым качеством. Интеграция
    означает состояние связанности отдельных
    дифференцированных частей и функций системы,
    организма, в целое, а также процесс ведущий к
    такому состоянию.

    Интеграция означает состояние связанности
    отдельных дифференцированных частей и функций
    системы, организма в целое, а также процесс,
    ведущий к такому состоянию.

    География, химия, биология сейчас имеют не
    только естественно-научный характер, они не
    просто дают естественных научных знаний, а
    способствуют воспитанию образованного человека.
    Если обратиться к высказыванию Альберта
    Энштейна “Образование – это то, что остается,
    если забыть все, чему учили в школе”, то можно
    сделать вывод, что естественные науки
    действительно дают образование, поскольку эти
    науки стали дисциплинами, формирующими
    мировоззрение, гармонично вписывающими человека
    в окружающую среду, прививающими экологическое
    мышление и способствующие повышению
    нравственного уровня. Традиционные методики
    преподавания этих дисциплин в современных
    условиях должны подвергнуться обновлению, один
    из путей которого интеграция преподавания
    естественных наук, в том числе с применением
    современных информационных технологий.



    Обычно в школе преподавание
    естественнонаучных дисциплин ведется таким
    образом, что изучаемые курсы не согласованы друг
    с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же
    явления природы, не формируют единого подхода к
    изучению естественных наук. Однако эти науки
    неразрывны, так как изучают (каждая своим
    методом) практически одни и те же явления
    природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать
    у детей целостное представление об окружающем
    мире, о взаимной связи природных процессов и
    явлений.

    Очевидно, для этого надо научить детей
    наблюдать и описывать предметы и явления
    реального мира, отмечая при этом и физические, и
    химические свойства этих предметов, прослеживая
    биологическую роль протекающих процессов и
    учитывая пространственные и временные
    характеристики, (такие, как географические
    условия и роль изучаемых объектов во Вселенной с
    позиций науки астрономии).

    Следующий этап — сформировать умение делать
    выводы из своих наблюдений и обобщать полученные
    данные.

    Реализация интеграции (что это дает).

    1. Системность знаний.
    2. Знания становятся обобщенными, умения и знания
      способствуют комплексному применению, синтезу,
      переносу идей и методов из одной науки в другую,
      что лежит в основе творческого перехода к
      научной, художественной деятельности человека в
      современных условиях.
    3. Усиливается мировоззренческая направленность.
    4. Более эффективно формируются убеждения и
      формируется всестороннее развитие личности в
      области естественных наук, что является базой
      гуманитарной надстройки.
    5. Способствует оптимизации и интенсификации
      учебной и педагогической деятельности.

    Интегрированное обучение подразумевает и
    проведение бинарных уроков и уроков с широким
    использованием межпредметных связей.

    Эффективность интегрированного обучения
    зависит от правильного, педагогически
    обоснованного выбора форм организации обучения,
    которое обеспечивается глубоким и всесторонним
    анализом образовательных, развивающих,
    воспитательных возможностей каждой из них.

    Реализация интеграции между предметами
    возможна лишь при благополучном здоровом
    климате в коллективе учителей, их плодотворном
    сотрудничестве на основе взаимопонимания и
    уважения.

    3. Практическая часть.

    1. Раздать группам очертания материков
    (Ю.Америка, Африка, Австралия), рисунки с
    изображениями животных и растительного мира;
    атласы; учебники. Составить коллаж, используя
    раздаточный материал, в котором отобразить
    следующие моменты:

    1) природные зоны материка;

    2) какие климатические пояса характерны для
    материка;

    3) распространение животных и растений на
    материке;

    4) сделать вывод в группе “Как влияют
    климатические условия данного материка на
    расположение природных зон, на распределение
    животного и растительного мира?

    5) идет защита каждой группой своего проекта;
    остальные группы выискивают положительные
    моменты в работе группы.

    6) Что общего у всех изучаемых южных материков в
    рассматриваемых параметрах?

    4. Итак, оправдались ли наши ожидания?
    (Подведение итогов)




    Следующий: