Мастер-класс Деловая игра и ее возможности

Уважаемые коллеги, представленный вашему
вниманию мастер-класс, познакомит вас с
теоретическими аспектами организации деловых
игр, их функциями, видами и технологией
проведения.

Презентация.

Слайд 1.

Итак, все мы знаем, что в подростковом возрасте
у учащихся обостряются потребности в создании
собственного мира, они стремятся к взрослости,
происходит бурное развитие воображения,
фантазии, появляется потребность в стихийных
деловых и групповых играх.

К особенностям игры в школьном возрасте можно
отнести нацеленность на самоутверждение перед
обществом, ориентацию на речевую деятельность,
юмористическую окраску, стремление к розыгрышу.

Слайд 2.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее
популярны деловые игры. Что же из себя
представляет деловая игра? Одно из определений
деловой игры дал Г. П. Щедровицкий, который
рассматривает деловую игру как педагогический
метод
моделирования различных управленческих,
производственных, учебных и бытовых ситуаций,
цель которых — обучение отдельных личностей и их
групп принятию решений.

В рамках деловой игры у учащихся формируется:

  • Во-первых, особое отношение к окружающему миру
    (формируется гражданская позиция, учащийся
    примеряет на себя различные социальные и
    служебные роли — отца, матери, делового
    партнера);
  • Во-вторых, участник игры становится субъектом
    деятельности (каждый проецирует ситуацию на
    себя, или, наоборот ситуация проецируется на
    отдельного участника игры);
  • В-третьих, деятельность приобретает
    социально-заданный характер (подросток учится
    общаться в социуме, играя различные роли,
    профессии, характеры и персонажи).

Преимущество деловой игры заключается в
нестандартном и нетрадиционном подходе в подаче
и усвоении учебного материала. Во время деловой
игры учащиеся знакомятся с «формой организации
жизни» посредством социально-психологического
воздействия.

Слайд 3.

Целью использования деловой игры является
решение ряда комплексных задач, а именно

- усвоение новых знаний

- закрепление учебного материала

- развитие творческих способностей учащихся

- формирование учебных умений

- изучение учебного материала с различных
позиций

- формирование умения аргументировать свою
точку зрения (развивать творческое
самостоятельное мышление)

- организация учебной деятельности в группах,
что способствует формированию коммуникативных
навыков учащихся.

Слайд 4.

В учебном процессе применяются различные
модификации деловых игр: имитационные,
операционные, ролевые игры, деловой театр, психо-
и социодрама. Рассмотрим подробнее технологию
проведения этих игр.

Слайд 5.

Одной из наиболее распространенных видов
деловых игр является имитационная игра, в ходе
которой учащимися имитируется деятельность
какой либо организации, предприятия или его
подразделения, например заседание научной
лаборатории, педагогического совета,
редколлегии, совета директоров или семейного
совещания, по поводу неуспеваемости или плохого
поведения их чада

Имитироваться могут события или конкретная
деятельность людей (на уроках экономики -
административное совещание на предприятии по
вопросу невыполнения плана, на уроках ОБЖ -
служащие подразделения МЧС составляют и
обсуждают план действий по ликвидации
последствий какого-либо стихийного бедствия,
урок иностранного языка — совещание в
туристическом агентстве: прием и устройство
заграничных гостей, что включает организацию
гостиниц, экскурсий и развлекательных
мероприятий и т.д.). В ходе игры такого типа могут
имитироваться обстановка и условия, в которых
происходит событие или осуществляется
деятельность, то есть учитель использует
соответствующие атрибуты и аксессуары. Например,
во время урока-суда используется молоток или
мантия — вещи, без которых невозможно себе
представить судью, соответствующие фразы-клише
(Ваша честь, слово предоставляется :), на уроке
географии при знакомстве с Австралийским
континентом это могут быть орудия труда и охоты
аборигенов.

Следует отметить, что сценарий имитационной
игры, кроме сюжета события должен содержать
описание структуры и назначения имитируемых
процессов и объектов.

Слайд 6.

Следующим видом деловой игры, используемой в
учебной практике, является операционная игра, в
ходе которой отрабатывается выполнение
конкретной специфической операции, моделируется
соответствующий рабочий процесс в условиях,
имитирующие реальные, например методика
написания сочинения, решения задач, ведения
пропаганды и агитации. Пример такой игры вы
наблюдали сегодня — выборы мэра города.
Характерной особенностью операционной игры
является наличие четкого алгоритма выполнения
действий (составьте список качеств кандидата,
сформулируйте основную тему вашей избирательной
компании, разработайте план предвыборных
мероприятий, составьте свою экономическую
программу и т.д.).

Или, например, на уроке литературы учащиеся
создают журнал, по какой-либо проблематике, им
необходимо выбрать работников издательства
(редактора, журналистов, работников типографии и
т.д.), познакомиться с должностными
обязанностями, определить формы подачи
материала (интервью, статья, эссе или очерк). На
уроке географии целью операционной игры может
стать создание дневника путешественника.

Слайд 7.

Очень часто на уроках педагогами используются
ролевые игры, в ходе которых отрабатываются
тактика поведения и действий отдельного
человека или персонажа, выполнение функций и
обязанностей конкретного лица. Для ролевых игр
разрабатывается модель-пьеса ситуации, например,
тема классного часа — «утро в семье». Между
учащимися распределяются роли с «обязательным
содержанием», то есть они примеряют на себя роль
мамы, которой необходимо рано встать, собраться
на работу, одновременно, будить детей и мужа,
приготовить завтрак, отправить в школу, на работу
и в детский сад, при этом выглядеть так, как будто
только-что побывала в салоне красоты. Или
примерить роль капризного младшего брата, не
желающего слушаться родителей и старшей сестры.
В данном случае каждый участник ролевой игры
находится в рамках характера конкретного героя и
действует в соответствии со своей ролью. Ролевая
игра широко используется на уроках иностранного
языка при изучении тем «В магазине», «На
экскурсии», «В кафе» и т.д.

На начальном этапе обучения можно провести
ролевую игру «Выборы сказочных персонажей в
лесную думу». Дети, получив роли сказочных
героев, действуя в зависимости от характера,
наклонностей данных персонажей, разрабатывают
свою предвыборную программу или лозунг.
Например, задание — с позиции Красной Шапочки
выдвинете требования в сфере развития
здравоохранения (переселить бабушку поближе к
пирожкам) и т.д.

С позиции Соловья-разбойника это может быть
лозунг (повысить таможенные пошлины), в сфере
безопасности лозунг Колобка (даешь каждому
личного телохранителя!)

Сейчас я предлагаю вам провести блиц-выборы в
Сказочную Лесную Думу: от лица сказочного героя
вам необходимо выдвинуть свою предвыборную
программу в сферах здравоохранения, образования,
экономики и безопасности.

Слайд 8.

«Деловой театр» является еще одной
разновидностью деловой игры. В нем представлена
какая-либо неожиданная ситуация, разыгрывая
которую, ребенок должен мобилизовать весь свой
опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ
определенного лица, понять его действия, оценить
обстановку и найти правильную линию поведения.

Основная задача такого типа игры — научить
подростка ориентироваться в различных
обстоятельствах, давать объективную оценку
своему поведению. В ходе игры ребенок учится
учитывать возможности и интересы других
участников игры, устанавливать с ними контакты,
влиять на их потребности и деятельность, при
этом, не прибегая к формальным атрибутам власти,
приказу.

Ярким примером «делового театра» является
развлекательная телевизионная программа.
Вспомните передачу «Слава Богу, ты пришел!»,
основанную на актерской импровизации, когда
участник игры вынужден играть ту роль, которую
ему навязали, при этом оставаясь практически в
неведении, какую ситуацию ему необходимо будет
разыграть. Недавний сюжет — Собчак, светская и
вульгарная львица, играющая роль прилежной
ученицы.

Для метода инсценировки составляется сценарий,
где описываются конкретная ситуация,
обозначаются функции и обязанности действующих
лиц, их задачи.

Слайд 9.

Стоит упомянуть еще один вид деловой игры -
психодрама и социодрама. Они весьма близки к
исполнению ролей и деловому театру. Это тоже
«театр», но уже социально-психологический, в
котором отрабатывается умение чувствовать
ситуацию в коллективе, оценивать и изменять
состояние другого человека, умение войти с ним в
продуктивный контакт. Например, в рамках борьбы с
курением, можно провести классный час, в ходе
которого решается конкретная
социально-психологическая ситуация «Я и мой
ребенок» или «родитель и ребенок». Представьте
себя в роли папы или мамы, который узнает, что его
сын или дочь подросткового возраста курит.
Учитывая особенности детей подросткового
возраста, юношеский максимализм и отрицание
всего и вся, приведите такие аргументы, чтобы ваш
ребенок отказался от пагубной привычки. И,
наоборот, поменяйтесь ролями, вы в роли ребенка,
начавшего курить, приведите аргументы в пользу
своих действий. Попробуйте разыграть эту
ситуацию.

Слайд 10.

Технология проведения деловой игры.

Итак, деловая игра в процессе проведения
проходит в несколько этапов:

Первый этап подготовительный, который
начинается с разработки сценария проведения, в
содержание которого входят:

учебная цель занятия, описание изучаемой
проблемы, план деловой игры, общее описание
процедуры игры, содержание ситуации и
характеристик действующих лиц (групп). Выдаются
пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
Собирается дополнительная информация. При
необходимости ученики обращаются к ведущему и
экспертам за консультацией. Допускаются
предварительные контакты между участниками
игры. Участники игры не должны отказываться от
полученной по жребию роли, выходить из игры,
пассивно относиться к игре, подавлять
активность, нарушать регламент и этику
поведения. Первый этап включает в себя ввод в
игру, производимый учителем.

Вариант проведения вводного момента может быть
следующий-

учитель может использовать «разогревающие»
игровые эпизоды , например, криптограмма, в
которой зашифрована фраза -тема или проблема,
или учащимся предлагается ответить на серию
вопросов, в итоге учащиеся выходят на постановку
проблемы, целей урока. Учителем проводится
инструктаж, обговариваются условия,
устанавливается регламент, планируется
результат, распределяются роли, проводятся
консультации.

На уроке группы могут формироваться по
принципу психологической комфортности и
совместимости, то есть по желанию. Учащимися
может быть проведена какая-либо предварительная
работа, например, готовятся плакаты, презентации
или проводится социологический опрос, по итогам
которого возникает проблематика игры и
происходит ввод в игру.

2-й этап проведения деловой игры — этап
проведения

, состоящий из групповой работы над
заданием и межгрупповой дискуссии. В зависимости
от целей проводимой игры могут использоваться
различные виды работы (работа с источниками,
тренинги, мозговой штурм, работа с игротехником,
активизация групповых ролей). Необходимо
отметить, что с началом игры никто не имеет права
вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий
может корректировать действия участников, если
они уходят от главной цели игры.

Заключительный этап деловой игры

- этап
анализа и обобщения, включающий работу
экспертов. В зависимости от целей урока вывод из
игры может быть в форме анализа, в виде рефлексии,
оценки и самооценки работы. Эксперты выступают,
обмениваются мнениями. Учащиеся защищают свои
решения и выводы. В заключение учитель
констатирует достигнутые результаты, отмечает
ошибки, формулирует окончательный итого занятия.
Обращается внимание на сопоставление
использованной имитации с реальной ситуацией, на
связь игры с содержанием учебного предмета.
Деловая игра не обязательно может иметь
конкретный результат. Например, задачей урока
может быть моделирование процесса выборов,
знакомство учащихся с данной процедурой,
вовлечение учащихся в общественный и
социально-значимый процесс жизни общества.

Слайд 12.

Итак, деловые игры, несмотря на практическую
значимость, приемлемы лишь в качестве
дополнительного метода обучения в органической
связи с теоретическими занятиями. Они, в
основном, не предполагают выработку
единственного верного решения. Их ценность
состоит в стимулировании большого количества
идей и способов их реализации, в повышении
мотивации учащихся, в неоднозначности
принимаемых решений, характер которых
определяется конкретной учебной ситуацией.

Следующий: