Мастер-класс Человековедение: развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка

I часть

Занятия спецкурса “Человековедение”
направлены на самопознание и развитие
внутреннего мира человека средствами данного
предмета.

Самопознание – это то, что происходит со мной,
собственные душевно-духовные изменения; это
источник нашего Я, внутренний потенциал. Процесс
самопознания помогает найти ответы на волнующие
человека вопросы. Кто Я? Где Я? На занятиях с
детьми на эти вопросы помогают определить:

  • выбор психолого-педагогических технологий,
    адаптированных возрасту, условиям того
    пространства, в котором находятся дети;
  • стиль общения, который ориентирован на
    выстраивание духовно-нравственных отношений,
    уважение к индивидуальности каждого ребенка;
  • различные формы и средства для самораскрытия,
    самореализации (создание
    эмоционально-музыкального фона, рассказы о себе,
    рисунки, анализ собственных чувств и состояний,
    инсценирование жизненных ситуаций, игры и
    упражнения на понимание психических процессов
    человека, самоанализ и самодиагностика,
    социальное рисование);


II часть


Цель:

показать приемы, формы работы в
спецкурсе “Человековедение”.

Задачи:

  • воспитывать бережное, тонкое отношение к
    собственному Я и Я – другого;
  • дать понимание о богатстве и уникальности
    внутреннего мира каждого человека;
  • закрепить знания о качествах личности;
  • развивать творческие возможности, воображение
    и фантазию, вербальное и невербальное общение,
    умение самореализовываться в разных видах
    деятельности.

Методы и приемы психокоррекции, релаксации,
арт-терапии: чувствование, слышание и видение,
вхождение в образное и жизненное пространство,
наблюдение за своим внутренним Я, анализ и
размышление о собственных внутренних и внешних
состояниях.

Упражнения на релаксацию.

Задача:

снятие скованности, эмоционального
напряжения на фоне музыкального сопровождения.

Дыхательное (свободная посадка, глаза закрыты;
сделать 10 медленных вдохов и выдохов, вдох –
считая про себя до 7, выдох замедлить – считая до
9).

Зрительно-образное (представить образ, который
дает ощущение внутренней радости, удовольствия
– 3 мин.)

Обсуждение своих ощущений, чувств при
выполнении этих упражнений


Работа с текстом.

Задача:

осознать богатство внутреннего мира
человека, палитру его чувств, эмоций, душевных
состояний.

Я-Мир

Вот Я! И вот мой Мир, мы и похожи и разные.
Мой личный мир не тот, что передо мной.
Могу в своем мире взлететь на красочные облака
фантазии.
Могу я ссору предугадать и не случится она.
Могу я человеку “здравствуй” сказать, и друга
обрету.

Прочитать текст, определить, на чем здесь автор
акцентирует внимание. Почему?

Разбор текста

мой Мир

(с большой буквы) – показ
значимости, уникальности, важности;

мы и похожи и разные –

индивидуальность
каждого человека;

личный мир

– где он находится? (Это
внутренний мир);

красочные облака фантазии

– богатство и
разнообразие нашего воображения;

не случится она

– если почувствовать и
понять другого человека;

и друга обрету

- необходимо воспитывать в
себе коммуникативные качества.

Вывод

: Я – это одна из самых больших загадок
для человека.

Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы
познать свой внутренний мир?

Рефлексия: рассказы о себе, визитная карточка,
самопрезентация “Кто Я?” “Какой Я?”.
Восстановление ранее пройденных заданий.

Сравнить, произошли ли на данный период
времени, изменения и какие.

Высказывания детей


Проект “Я и мой внутренний Мир”.

Задача:

развивать объективное отношение к
себе, умение определить ближнюю и дальнюю
перспективу.

Задание: составить карту, в центре листа “Я”,
далее по желанию любым цветом написать слова
характеристики о себе с учетом расстояния: чем
важнее качество, тем ближе к “Я”. Выделить в
цвете новые качества, старые, а также которые
проявляются часто, либо редко, устраивают, не
устраивают.

Звучит музыка, дети выполняют задание.
Демонстрация всех выполненных проектов

Знаем ли мы друг друга?

Задача: определить одноклассника по
самохарактеристике.

Дети зачитывают самохарактеристики и
угадывают о ком идет речь.

Домашнее задание: “Катастрофа”. –
закодированный образ себя.

- Представьте себе, что Землю ждет катастрофа и
все живое погибнет. Но ученые изобрели способ,
при помощи которого люди могут уцелеть, на время
превратившись в неживые предметы. Подробно
опишите этот предмет, его размер, цвет, качество.
Этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом,
превратившись в человека, выбыли самим собой.

Дети описывают характер человека,
закодировавшего себя в каком либо образе.
Обсуждение работ

Упражнения на развитие коммуникативных
отношений

Задача: научить сотрудничеству, умению
общаться, развивать навыки невербального
общения.

Упражнение: взяться за руки, почувствовать
настроение человека сидящего справа и слева,
высказать свои ощущения.

Искусство “Мандолы” (рисование из точки). В
центре листа ватмана изображен образ
звезды-человека.

Задание: не общаясь словами, рисовать по
очереди вокруг звезды. Каждому использовать
только один цвет, чувствуя свое вступление в
создание образа. Рисунок должен иметь
законченный вариант, вырасти из внутренней точки
во внешнее пространство.

Звучит спокойная музыка.
Демонстрация работ, обсуждение.


III часть

В процессе занятия использовались внешние и
внутренние стимулы:

  • обретение эмоционального равновесия, душевного
    спокойствия;
  • узнавание нового о себе и психологическом мире
    человека;
  • радость открытий способностей и возможностей в
    себе и в других;
  • жизненно-практическое применение знаний в
    общении с окружающим миром;
  • получение новой информации.

Данные стимулы побуждали детей к творчеству на
всех занятиях в течение занятия.

Следующий: